muarrih писал(а) 25.07.2012 :: 12:50:11: Привязка к 831 году вполне убедительна.
Эти даты необоснованы - просто Адам Бременский так интерпретировал свидетельства Жития (которые и не должны быть хронологически точными - жанр агиографии сам по себе допускает хронологические вольности), а вслед за Адамом и позднейшие историки некритически приняли его хронологию в "приблизительно-вероятном" варианте - то есть закрывая глаза на явные нестыковки и грубые ошибки.
muarrih писал(а) 25.07.2012 :: 12:50:11:Для чего было Римберту выдумывать и подробно описывать такой (вовсе не блестящий!) облом?
Вообще-то у Римберта сама миссия разрисована в самых радужных тонах, причём в деталях он противоречит своим же показаниям о более поздних временах.
А назначение Гаудберта епископом в Бирку вполне могло состояться и в 840-841 годах - изгнание приходится уже на 845 год (одновременно с сожжением Гамбурга) - ясно, что за 5 лет епископ много сделать не мог, поэтому и результат мизерный. Тем более никаких событий в период между основанием епископства и изгнанием в Житии нет вообще - для срока в 5 лет это естественно...
muarrih писал(а) 25.07.2012 :: 12:50:11:И причём здесь аббат Вале? Если Адам напрасно приписал ему идею отправки Ансгара в Швецию, то надо ли удивляться тому, что в биографии Вале об этом ничего не сказано?
Всё не то.
На участие Валы ссылается уже Римберт в Житии - ему позарез нужны были союзники среди корвейской братии (к которым и было направлено Житие), поскольку архиепископская кафедра в Бремена существовала с нарушениями канонических правил. Узаконивая Бременскую епархию тамошние монахи позднее пошли на составление фальшивых "гамбургских" документов, на которые, кстати, ссылается уже Адам Бременский именно ими обосновывая датировку событий. Никакой гамбургской документации, конечно, не существовало, тем более и Римберт пишет, что при сожжении Гамбурга (в 845-м) Ансгар и некоторые монахи единственное, что успели спасти, так только свои жизни...
А вообще отношение к "первой" миссии в Бирку у историков чрезмерно доверчивое:
1. в 829-831-е гг. свеоны из далёкой Бирки вряд ли стали бы просить проповедников - в Южной Дании только что победила языческая партия (сыновья Годфреда), немногочисленных христиан во главе с Харальдом Клаком выгнали, и франки их поселили во Фризии в Рюстрингене для защиты Дорестада. На этом фоне "свеоны из Бирки, просящие себе проповедников" - полнейшая нелепость. Естественно, что источники (кроме Жития) о таком посольстве молчат.
2. значение "первой" миссии в Бирку сильно преувеличено самим Римбертом. Всех миссионеров было 3 человека, в Бирку они добирались неизвестно каким маршрутом, купив себе "пассажирские места" на торговых кораблях каких-то (совершенно неизвестно каких именно) балтийских торговцев, по-пути на них напали пираты и разграбили суда, а сами купцы (и монахи с ними) побросав имущество вплавь добрались до берега (тогда корабли ходили по вдоль берега, крайне редко выходя в открытое море).
3. "король Берн", якобы, просивший проповедников, проявляет полное равнодушие к миссионерам и их учению. Увлеченных христианством нашлось немного в том числе некий Харигарий "мэр" (что-то типа посадника) Бирки - собственно обычный неофит, которому понравилось экзотическое заграничное колдунство...
4. никакой информации о "свеонах" из этой миссии не следует: монахи съездили в далёкую Бирку, единственный "свеонский" городок, потусовались там с полгода (проще говоря перекантовались, пока торговые суда ждали улучшения погоды), увлекли своей религией несколько обитателей Бирки, и преспокойно свалили на торговых судах.
5. реальную информацию о "свеонах" (то есть о свеях) Римберт сообщавет только когда описывает более поздние события - 850-е - 860-е гг. - уже были и церкви на Балтике, и миссионеры регулярно ездили в Бирку (стараниями того же Ансгара).
Если норманисты думают, что поездка в Бирку 3-х монахов (
в датировке Адама) означает тесное знакомство франков со "свеонами", и наличие при дворе у Людовика Старого в 839-м году "экспертов по Всея Свеонии" (в которой до чёрта "островов" и ещё "все северные берега", из которых Бирка - один из многих, не самый важный), то они глубоко ошибаются: 3 монаха после поездки получили свои назначения и разъехались по своим епархиям - делов там всегда выше крыши (Ансгар поселился в Гамбурге, и прожил там безвылазно до 845 года)...