Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Опрос Опрос
Тема Опроса: К какой теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь вы придерживаетесь?

Норманская    
  31 (24.6%)
Славянская    
  34 (27.0%)
Ирано-славянская    
  9 (7.1%)
Кельто-славянская    
  2 (1.6%)
Славяно-варяжская    
  25 (19.8%)
Индо-иранская    
  4 (3.2%)
Хазарская    
  5 (4.0%)
Другая    
  14 (11.1%)
Никакая    
  2 (1.6%)




Всего голосов: 126
« Последняя модификация: Юстиниан : 31.03.2009 :: 00:53:59 »

Страниц: 1 ... 34 35 36 37 38 ... 99
Печать
Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь (Прочитано 627165 раз)
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #700 - 19.06.2012 :: 21:09:03
 
Zverotekhnik писал(а) 18.06.2012 :: 20:39:17:
Во время написания Бертинских анналов франки не знали, что Скандинавия - полуостров, они думали (как и все авторы до Адама Бременского), что Скандинавия - остров.


Конечно, они полагали, что Скандинавия – остров. Этот остров находится в заливе, протянувшемся в широтном направлении. «Устье» залива – на западе. Следовательно, у залива имеются берега: южный, северный и восточный. Норманны (т.е. даны и свеоны) живут на северном берегу этого залива и на всех островах внутри него (в т.ч. на «острове» Скандинавия):

Цитата:
«От западного океана на Восток протянулся некий залив <…>. Вокруг него живет множество народов: даны, так же как и свеоны, которых мы называем норманнами, владеют северным побережьем и всеми его островами


Франкам была известна только южная часть Скандинавского «острова». Насколько далеко на север он простирается, они не знали. При этом из текста источника прямо следует, что по имеющимся у франков сведениям и дальше к северу от «острова» Скандинавия (т.е. на северном берегу залива) живут те же даны и свеоны. Как ещё это можно толковать? Наверное, как-то можно, но только если очень уж того хочется.

Zverotekhnik писал(а) 18.06.2012 :: 20:39:17:
Эйнхард один из авторов, на которых опирался Адам Бременский, и Эйнхард о Балтике не мог "много знать",  хотя бы потому, что принадлежал к поколению жившему при Карле Великом, когда франки, воюя с саксами, впервые всерьёз столкнулись с данами.
Признаком бытования представлений о едином Балтийско-Азовском море является размещение народов Северного Причерноморья-Приазовья на Балтике - у Адама Бременского это аланы и амазонки. Но уже у Равенского географа около 700 года на балтике размещены роксоланы - это говорит о бытовании схожих представлений и до Эйнхарда.


Ну, разумеется, написавший до 836 г. (т.е. в разгар «эпохи викингов») «Жизнь Карла Великого» Эйнхард (житель центральной части Восточной Франкии), о Балтике многого знать не мог, как же иначе-то. А вот анонимный автор написанной примерно за 136 лет до того «Космографии» (живший в византийской на то время Равенне, что аж в Италии, у побережья Адриатики), бесспорно, должен был иметь о ней самые достоверные сведения.
А чуть ли не два с половиной века спустя после Эйнхарда (т.е. приблизительно через 375 лет после написания «Равеннского географа») на Балтике снова, как ни в чём не бывало, чудесным образом всплывают роксоланы (вернее, теперь уже просто аланы, и прочие экзоты для циркумбалтийского региона – в «Деяниях» Адама Бременского). Забавно, правда?
Ложные географические представления о некоем «едином Балтийско-Азовском море» античных и ряда средневековых писателей (далеко не всех, примером чему - тот же Эйнхард) основаны на историографической ошибке, истоки которой хорошо известны. Неизвестно, знал ли об этом А.Г. Кузьмин, реанимировавший в подтверждение своих построений средневековые заблуждения (отсюда «"Русийя-тюрк", т.е. "Русия" алан или роксалан» «по побережью Эстонии» и всё прочее).

Zverotekhnik писал(а) 18.06.2012 :: 20:39:17:
Границы расселений "свеонов" у Эйнхарда неопределены,


Отчего же не определены? «Остров» Скандинавия (и более мелкие острова), плюс северный берег залива за этим островом. Как далеко простираются владения свеонов на восток? До пределов эстов и славян.

Zverotekhnik писал(а) 18.06.2012 :: 20:39:17:
поэтому с учётом распространённых заблуждений и границ "Свеонии" (до амазонок) у Адама Бременского, ясно что около 839 года народ проживающий в Восточной Европе к северу от Меотиды франки естественным образом должны были отнести к "свеонам"...


Это не франки отнесли «народ Rhos» к свеонам (свеям), а сами послы правителя этого народа. Опять же, читаем текст источника, а не измышления патриотически настроенных фантазёров, наделённых даром чтения «между строк».

Zverotekhnik писал(а) 18.06.2012 :: 21:20:35:
Если норманнисты критикуют антинорманнистов, это ещё не свидетельство, что сами норманнисты добросовестно работают с источниками и не занимаются самым что ни на есть мифотворчеством.
Лично мне плевать на разборки норманнистов и антинорманистов - кто там правее, а кто левее...


Не существует никакого «норманизма»: есть наука, а есть «альтернативный взгляд» на действительность, в частности, т.н. антинорманизм, на самом деле представляющий собою околонаучное политическое течение. Если бы эти альтернативно мыслящие господа реализовывали свои комплексы и амбиции в какой-нибудь другой сфере деятельности, с ними никто бы и связываться не стал.
Наверх
« Последняя редакция: 19.06.2012 :: 21:16:43 от Маркус »  
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #701 - 19.06.2012 :: 22:30:12
 
Маркус писал(а) 19.06.2012 :: 21:09:03:
Ну, разумеется, написавший до 836 г. (т.е. в разгар «эпохи викингов»)

Вы ничего не перепутали? "Эпоха викингов" для франков и англосаксов проходила на Северном море, а Балтика для франков была закрыта (враждебными данами, которые держали монополию на все пути на Балтику и не собирались делиться прибылями от посреднической торговли)...
Маркус писал(а) 19.06.2012 :: 21:09:03:
«Жизнь Карла Великого» Эйнхард (житель центральной части Восточной Франкии), о Балтике многого знать не мог, как же иначе-то.
Вы "уцепились" за Эйнхарда, как за последнюю соломинку, спасающую предвзятую интерпретацию сообщения Бертинских анналов за 839 г. - просто Эйнхард не назвал Балтику "Скифским морем". И только. Кстати, Эйнхард кроме славян никого не знает на Восточной Балтики, а упоминание хаистов (аэстов) вообще из античной литературы - и за ними по мнению Эйнхарда жили велетабы (велеты во множ. *велетови)... Строго говоря Эйнхард не особо разговорчив относительно Балтики - приводит только самые краткие сведения, уже поэтому его недоговаривание не может служить "доказательством", что франки не путали Балтику с остальным "Скифским морем" и Меотидой.
Маркус писал(а) 19.06.2012 :: 21:09:03:
А вот анонимный автор написанной примерно за 136 лет до того «Космографии» (живший в византийской на то время Равенне, что аж в Италии, у побережья Адриатики), бесспорно, должен был иметь о ней самые достоверные сведения.
Равенский аноним - важный свидетель, показывающий, что смешение Балтики и Азова имеет давнюю традицию у географов раннего средневековья. Причём эти представления получили широчайшее распространение не только у западных авторов, но и у арабо-персидских географов, например у знаменитого ал-Масуди. А судя по Адаму Бременскому эти представления сохранялись и XI в. и позднее. Естественно, что представления географов около 839 года были аналогичны, и к "свеонам" ("свеонской национальности", если угодно) франкам легко было отнести народ, проживавший к северу от Меотиды (неважно на основе их самих показаний или дальнейших домысливаний франков). 
Маркус писал(а) 19.06.2012 :: 21:09:03:
Это не франки отнесли «народ Rhos» к свеонам (свеям), а сами послы правителя этого народа. Опять же, читаем текст источника
Это спорно - о словах самих послов источник молчит, описание "расследования" крайне неопределённое, показания послов о себе у византийцев иное - "они себя, то есть свой народ, называют Rhos". В греческом тексте было Ῥως, но в среднегреческом "Омега", часто произносится, как [u], то есть сами себя они назвали "Рус" или "Русь" (редуцированное "Ь" в окончаии греки вряд ли могли расслышать).

Маркус писал(а) 19.06.2012 :: 21:09:03:
Не существует никакого «норманизма»: есть наука,

Это они сами о себе так говорят и пишут, пытаясь показать себя "солидными учёными" и тп - язык без костей, а бумага всё терпит...
Наверх
« Последняя редакция: 19.06.2012 :: 22:40:35 от Zverotekhnik »  
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #702 - 22.06.2012 :: 15:52:58
 
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:

Вы ничего не перепутали? "Эпоха викингов" для франков и англосаксов проходила на Северном море, а Балтика для франков была закрыта (враждебными данами, которые держали монополию на все пути на Балтику и не собирались делиться прибылями от посреднической торговли)...


Да я-то ничего не перепутал, а вот вы представляете себе хоть в какой-то мере, о чём говорите? Вот три исторических персонажа: Эйнхард, Людовик Благочестивый и Ансгарий. Все трое были не только соотечественниками, но и современниками; более того, они были хорошо знакомы друг с другом. Учёный Эйнхард долгие годы был личным секретарём императора Людовика и наставником его сына, а монах Ансгарий по поручению Людовика ездил с миссиями к норманнам (в Ютландию и в Свеонию). Эти люди хорошо знали, кто такие даны и свеоны, где они живут, что из себя представляют, и т.д., и т.п.; тут даже обсуждать нечего.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Вы "уцепились" за Эйнхарда, как за последнюю соломинку,


Какая там соломинка, о чём вы вообще? Все имеющиеся сведения свидетельствуют как раз в пользу норманнской теории. Напоминаю, на Эйнхарда - так опрометчиво - сослались именно вы, - в подтверждение своих заявлений о том, будто бы под «норманнами» в «эпоху викингов» понимались не только скандинавы. С источником свериться поленились, и вместо этого привели сообщение Адама Бременского, который «берёт известия Эйнхарда и комментирует эти известия на основании собранных им самим сведений» (В.В. Рыбаков). Многочисленные концепции, альтернативные норманнской теории, выстроены на песке и не выдерживают проверки данными источников, в т.ч. письменных.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
спасающую предвзятую интерпретацию сообщения Бертинских анналов за 839 г.


Отчего-то ни у кого из западных историков не возникает даже мысли о том, что простое до невозможности известие «Бертинских анналов» можно – и нужно – трактовать так, как это делают некоторые наши «патриотически ориентированные» исследователи.   

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
- просто Эйнхард не назвал Балтику "Скифским морем". И только.


И только? Не назвал, значит, не назвал. Если в источнике нет того, что вам хотелось бы там видеть, это ещё не повод «править» автора.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Кстати, Эйнхард кроме славян никого не знает на Восточной Балтики, а упоминание хаистов (аэстов) вообще из античной литературы - и за ними по мнению Эйнхарда жили велетабы (велеты во множ. *велетови)...


В средние века, под «эстами» понимали живущих к Востоку от низовий Вислы (т.е. летто-литовские племена). Что касается славян, то Эйнхард помещает их не за эстами:

Цитата:
«На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы, между которыми главные велатабы, с которыми тогда Карл вел войну.»


Упоминание славян и, в частности, велатабов (вильцев) на восточном берегу следует понимать в том смысле, что вильцы, как и ободриты, жили к востоку от франков и саксов. Упоминая о саксах, Эйнхард пишет, что «наши границы и [границы] саксов почти везде соседствовали», а часть самих саксов «жили по обе стороны реки Альбии». В войне против вильцев в защиту ободритов на стороне франков выступили также и саксы. Речь здесь о жителях южной Прибалтики.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Строго говоря Эйнхард не особо разговорчив относительно Балтики - приводит только самые краткие сведения,


«Не особо разговорчив» потому, что это жизнеописание великого человека, а не путеводитель.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
уже поэтому его недоговаривание


С чего вы взяли, что он чего-то «недоговаривает»? Оттого, что он не говорит того, что вам хочется?

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
уже поэтому его недоговаривание не может служить "доказательством", что франки не путали Балтику с остальным "Скифским морем" и Меотидой.


Отсутствие наличия не является доказательством отсутствия? Ну-ну. Вы докажите сперва, что они (франки эпохи Каролингов) её «путали». Раз у «историков франков» (т.е. у Эйнхарда) этого нет, то и говорить тут не о чём.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Равенский аноним - важный свидетель, показывающий, что смешение Балтики и Азова имеет давнюю традицию у географов раннего средневековья. Причём эти представления получили широчайшее распространение не только у западных авторов, но и у арабо-персидских географов, например у знаменитого ал-Масуди. А судя по Адаму Бременскому эти представления сохранялись и XI в. и позднее.


Вот только не надо про «традицию»: всякий раз, когда противникам норманнской теории нечего предъявить в качестве доказательства (т.е. практически всегда), они заводят эту старую песню. И ещё: ложные представления не могут служить обоснованием и доказательством чему бы то ни было, это нужно пояснять?

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Естественно, что представления географов около 839 года были аналогичны, и к "свеонам" ("свеонской национальности", если угодно) франкам легко было отнести народ, проживавший к северу от Меотиды (неважно на основе их самих показаний или дальнейших домысливаний франков).


Ну да, если факты противоречат концепции, тем хуже для фактов. Дайте себе труд, взгляните на карту, чтобы уяснить, наконец, где находится Зелигенштадт (в монастыре которого Эйнхард написал «Жизнь Карла Великого»), где Ингельхайм (в тамошней королевской резиденции Людовик Благочестивый принимал византийских и «русских» послов), а где итальянская Равенна.
Каковы были географические представления франкских историков «около 839 года», прямо следует из сочинения Эйнхарда, на которого в этом смысле ссылается Адам из Бремена. Многие годы Эйнхард состоял в придворной академии Карла Великого и вплоть до кончины императора был в числе его приближённых. Долгое время Карл вёл войны с заэльбскими саксами и с данами, при этом большинство походов против саксов он возглавлял сам. Позднее Эйнхард был личным секретарем его сына, Людовика Благочестивого (того самого, что принимал то самое посольство), и в качестве такового имел доступ к государственным архивам и был знаком с дипломатической перепиской Карла.
Войны, которые вел Карл Великий, сменялись перемириями, взаимным обменом посольствами, ведением затяжных переговоров, и для того, чтобы узнать, например, кто такие даны, а кто свеоны, и где живут те и другие, франкам не нужно было заглядывать в сочинения кабинетных учёных полуторавековой давности, живших на другом краю Европы; во всём этом франки были куда более сведущи. Более того, основываться на фантазиях таких «учёных» было просто опасно.
И вы все ещё полагаете, что в вопросах ведения государственных дел Людовик руководствовался ветхой «Космографией», которую вряд ли читал он сам или его советники по ведомству иностранных дел, а не практическими данными дипломатов, собиравших сведения о норманнах в ходе войн его отца и деда?
Географические представления Карла Великого и Людовика Благочестивого были ровно те же, что и Эйнхарда. Для Людовика и его советников «свеоны» - этноним, имеющий отношение к островам «залива западного океана», т.е. Балтийского моря, и к северному берегу «залива» «за ними». Так понимал Suionas Тацит, так толковал Suetidi Иордан, так говорят о  Sueones Ансгарий и Адам из Бремена (Sueones, Suevones, Suedi), и нет никаких свидетельств тому, чтобы кто-нибудь когда-нибудь вкладывал в это определение какой-то другой смысл.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Это спорно - о словах самих послов источник молчит, описание "расследования" крайне неопределённое, показания послов о себе у византийцев иное - "они себя, то есть свой народ, называют Rhos".


Тем не менее, Людовик «узнал, что они из народа свеонов». Как он это «узнал»?
Пытать он их не мог, это совершенно исключено.
Отличить свеев, - будь послы и в самом деле таковыми, - от других норманнов по языку франки не смогли бы даже при наличии хороших толмачей: в то время скандинавы говорили на одном языке, даже диалектные различия были незначительны.
Будь послы и впрямь «шведскими» шпионами, сами по себе они низачто не проговорились бы невзначай о своём «свеонстве».
Следовательно, в ходе расспросов они сами, - и безо всякого нажима со стороны франков, - сообщили Людовику о том, что народ их («Rhos») происходит от народа свеев, т.е. «Sueones» (а не является «свеонами», как пытаются представить дело антинорманисты).
Вывод (и вывод ложный) о том, что на самом деле они «шведские» шпионы, а не послы какого-то неведомого «народа Rhos» (о котором никто из франков до того дня ничего не слышал), Людовик сделал сам. Но, не будучи в этом до конца уверенным (иначе он сразу бы депортировал их обратно в Византию - и это максимум того, что он мог себе позволить), пообещал Феофилу, с которым никак не хотел ссориться, разобраться с этим делом позднее.

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
В греческом тексте было Ῥως, но в среднегреческом "Омега", часто произносится, как [u], то есть сами себя они назвали "Рус" или "Русь" (редуцированное "Ь" в окончаии греки вряд ли могли расслышать).


Мы не можем знать, как они называли себя и свой народ, у нас есть только точная латинская транслитерация ср.-греч. Ῥως - Rhos, и это всё. 

Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Это они сами о себе так говорят и пишут, пытаясь показать себя "солидными учёными" и тп - язык без костей, а бумага всё терпит...


Ничего такого они не пытаются; напротив, пыжатся изо всех сил как раз альтернативно одарённые историки патриотического направления.
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #703 - 22.06.2012 :: 16:43:08
 
Маркус писал(а) 22.06.2012 :: 15:52:58:
Ничего такого они не пытаются; напротив, пыжатся изо всех сил как раз альтернативно одарённые историки патриотического направления.

Патриотические направления бывают разными. У шведов и шведофилов (шире "западников") свой патриотизм. Так что не надо нам впаривать про беспристрастность.
Маркус писал(а) 22.06.2012 :: 15:52:58:
Отчего-то ни у кого из западных историков не возникает даже мысли о том, что простое до невозможности известие «Бертинских анналов» можно – и нужно – трактовать так,
Что там себе думают западные историки нас в данном случае не колышет никаким образом. А источник отнюдь не такой уж и простой - более нигде и никогда русы не оказывались "свеонами". Уже этого факта достаточно, чтобы внимательнее анализировать источник и его контекст.
Например Ваше:
Маркус писал(а) 22.06.2012 :: 15:52:58:
Тем не менее, Людовик «узнал, что они из народа свеонов». Как он это «узнал»?
Пытать он их не мог, это совершенно исключено.
Отличить свеев, - будь послы и в самом деле таковыми, - от других норманнов по языку франки не смогли бы даже при наличии хороших толмачей: в то время скандинавы говорили на одном языке, даже диалектные различия были незначительны.
Будь послы и впрямь «шведскими» шпионами, сами по себе они низачто не проговорились бы невзначай о своём «свеонстве».
Следовательно, в ходе расспросов они сами, - и безо всякого нажима со стороны франков, - сообщили Людовику о том, что народ их («Rhos») происходит от народа свеев, т.е. «Sueones» (а не является «свеонами», как пытаются представить дело антинорманисты).
Вывод (и вывод ложный) о том, что на самом деле они «шведские» шпионы, а не послы какого-то неведомого «народа Rhos» (о котором никто из франков до того дня ничего не слышал), Людовик сделал сам. Но, не будучи в этом до конца уверенным (иначе он сразу бы депортировал их обратно в Византию - и это максимум того, что он мог себе позволить), пообещал Феофилу, с которым никак не хотел ссориться, разобраться с этим делом позднее.
Вона скока домысливать приходится, чтобы вписать показания в "теорию".
Маркус писал(а) 22.06.2012 :: 15:52:58:
а монах Ансгарий по поручению Людовика ездил с миссиями к норманнам (в Ютландию и в Свеонию). Эти люди хорошо знали, кто такие даны и свеоны, где они живут, что из себя представляют, и т.д., и т.п.; тут даже обсуждать нечего.
Житие Ансгара написано его учеником и приемником Римбертом (и ещё каким-то соавтором), который сообщает (по воспоминаниям некоторых старых монахов, которые спустя столько лет не могли сообщить 100% надёжную информацию) заведомую неправду о первой миссии к свеонам. Если исключить домыслы (в том числе никак не подтверждаемые другими источниками, современнными Людовику Благочестивому), то получится, что именно появление подозрительных послов  "русов, оказавшихся свеонской народности" в 839 году и побудило Людовика направить миссионеров (Ансгара и Ко) в алёкую и неизведанную Свеонию, для выяснения - что там и как, и можно ли добиться от "свеонов" помощи против надоевших данов... Около 840 года миссионеры вернулись, император (или Людовик Благочестивый или его приемник) и папа Григорий создают Гамбургское епископство и назначают туда Ансгара, \а в "Свеонию" посылают епископом Гаутберта (при участии Реймского архиепископа Эбо, восстановившегося сразу после смерти Людовика Благочестивого). В 845 году происходит уничтожение Гамбурга данами и одновременно изгнание епископа из "Свеонии" - Римберт после это записывает, что "во время этих событий умер император Людовик". Вывод: никаких связей франков со "свеонами" раньше 839 года неизвестно.
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #704 - 22.06.2012 :: 16:46:50
 
Маркус писал(а) 22.06.2012 :: 15:52:58:
сообщение Адама Бременского, который «берёт известия Эйнхарда и комментирует эти известия на основании собранных им самим сведений» (В.В. Рыбаков)

Это мнение не имеет значения, потому что просто неизвестны многие другие авторы на которых опирался Адам Бременский.
Маркус писал(а) 22.06.2012 :: 15:52:58:
И ещё: ложные представления не могут служить обоснованием и доказательством чему бы то ни было, это нужно пояснять?
Вы, похоже, совсем не знаете принципов и методов профессиональной работы с источниками.
И, кстати, всё время занимаетесь самоубеждением, что "Эйнхард не сказал, значит.." Так вот: Эйнхард сказал тоже немало, помянув не только северные острова, населённые "свеонами", но и "северный берег" - и это НЕ СКАНДИНАВИЯ, потому что Скандинавию считали ОСТРОВОМ. Зато северный берег Меотиды ВСЕГДА считался МАТЕРИКОМ. Поэтому у Эйнхарда те же представления, что и у прочих географов того времени - и от этого никуда не деться и не отмазаться...
Наверх
« Последняя редакция: 22.06.2012 :: 19:07:29 от Zverotekhnik »  
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #705 - 27.06.2012 :: 20:29:37
 
Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
Патриотические направления бывают разными. У шведов и шведофилов (шире "западников") свой патриотизм. Так что не надо нам впаривать про беспристрастность.


Не знаю, кто и что вам «впаривает», что вас «колышет», а что нет, и как вы потом от всего этого «отмазываетесь»; избавьте меня от этих пикантных подробностей. И, кстати, не нужно писать большими буквами, подчёркивать и выделять цветом текст - от этого ваши доводы не делаются более убедительными.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
Что там себе думают западные историки нас в данном случае не колышет никаким образом.


Ну, ещё бы, нам наука не указ, особенно всякая там «нерусская», верно?

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
А источник отнюдь не такой уж и простой - более нигде и никогда русы не оказывались "свеонами". Уже этого факта достаточно, чтобы внимательнее анализировать источник и его контекст.


Так вот берите и анализируйте, хватит смотреть в рот разным фоминым с гротами.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
Например Ваше: <…> Вона скока домысливать приходится, чтобы вписать показания в "теорию".


Здесь нет домыслов, это прямое чтение данных источника. Имеете что-нибудь возразить – попробуйте.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
Житие Ансгара написано его учеником и приемником Римбертом (и ещё каким-то соавтором), который сообщает (по воспоминаниям некоторых старых монахов, которые спустя столько лет не могли сообщить 100% надёжную информацию) заведомую неправду о первой миссии к свеонам. Если исключить домыслы (в том числе никак не подтверждаемые другими источниками, современнными Людовику Благочестивому), то получится, что именно появление подозрительных послов  "русов, оказавшихся свеонской народности" в 839 году и побудило Людовика направить миссионеров (Ансгара и Ко) в алёкую и неизведанную Свеонию, для выяснения - что там и как, и можно ли добиться от "свеонов" помощи против надоевших данов... Около 840 года миссионеры вернулись, император (или Людовик Благочестивый или его приемник) и папа Григорий создают Гамбургское епископство и назначают туда Ансгара, \а в "Свеонию" посылают епископом Гаутберта (при участии Реймского архиепископа Эбо, восстановившегося сразу после смерти Людовика Благочестивого). В 845 году происходит уничтожение Гамбурга данами и одновременно изгнание епископа из "Свеонии" - Римберт после это записывает, что "во время этих событий умер император Людовик". Вывод: никаких связей франков со "свеонами" раньше 839 года неизвестно.


Вот это всё – сразу в мусорную корзину. О чём вы вообще? В первой трети IX в. Ансгарий совершил две проповеднические экспедиции: первая из них, в Данию (826-827 гг.), вторая - в Швецию (829-830 гг.). Посольство «короля народа Rhos» посетило Ингельгейм в 839 г., т.е. через 9 лет после поездки Ансгария в Швецию. Выучите это, и не пишите больше глупостей; точка.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:46:50:
Это мнение не имеет значения, потому что просто неизвестны многие другие авторы на которых опирался Адам Бременский.


Раз они неизвестны, значит, нечего на них и кивать.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:46:50:
Вы, похоже, совсем не знаете принципов и методов профессиональной работы с источниками.


Не смешите меня; забавно слышать такие упрёки от фанатов А.Г. Кузьмина и Е.С. Галкиной, весьма преуспевших в шулерских манипуляциях с данными источников.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:46:50:
И, кстати, всё время занимаетесь самоубеждением, что "Эйнхард не сказал, значит.." Так вот: Эйнхард сказал тоже немало, помянув не только северные острова, населённые "свеонами", но и "северный берег" - и это НЕ СКАНДИНАВИЯ, потому что Скандинавию считали ОСТРОВОМ.


Я уже достаточно написал об этом; сколь бы вы ни старались, показания автора источника вам не извратить и не обойти.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:46:50:
Зато северный берег Меотиды ВСЕГДА считался МАТЕРИКОМ.


Ну, и замечательно, северный берег озера Чад, кстати, тоже. Как соотносится Меотида со Скандинавией? Имеете что-то сказать – изложите и обоснуйте; только без общих рассуждений: вот, мол, бытовали такие представления, и всё тут. Я-то знаю, почему тот же Адам Бременский отождествляет Балтику с Меотидой и что послужило причиной таких заблуждений, а вы – нет. Но это были именно заблуждения, в реальности же норманнов никогда не было на северном побережье Азовского моря, как и алан – на восточном берегу Балтики.

Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:46:50:
Поэтому у Эйнхарда те же представления, что и у прочих географов того времени - и от этого никуда не деться и не отмазаться...


Каковы были географические представления Эйнхарда, прямо следует из его текста; всё прочее - досужие домыслы.
Наверх
« Последняя редакция: 27.06.2012 :: 20:40:48 от Маркус »  
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #706 - 27.06.2012 :: 22:42:42
 
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
не нужно писать большими буквами, подчёркивать и выделять цветом текст - от этого ваши доводы не делаются более убедительными.
Просто некоторые не улавливают сути сказанного, поэтому приходится обращать внимание дополнительными средствами.
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Ну, ещё бы, нам наука не указ, особенно всякая там «нерусская», верно?
Мало ли кто что "наукой" называет...
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Вот это всё – сразу в мусорную корзину. О чём вы вообще? В первой трети IX в. Ансгарий совершил две проповеднические экспедиции: первая из них, в Данию (826-827 гг.), вторая - в Швецию (829-830 гг.). Посольство «короля народа Rhos» посетило Ингельгейм в 839 г., т.е. через 9 лет после поездки Ансгария в Швецию. Выучите это, и не пишите больше глупостей; точка.
В учебнике-хрестоматии вычитали или в википедии?
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Каковы были географические представления Эйнхарда, прямо следует из его текста; всё прочее - досужие домыслы.
Всё верно - географические понятия Эйнхарда, следующие из его собственных слов полностью в духе географических понятий и заблуждений того времени.
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Я-то знаю, почему тот же Адам Бременский отождествляет Балтику с Меотидой и что послужило причиной таких заблуждений, а вы – нет. Но это были именно заблуждения, в реальности же норманнов никогда не было на северном побережье Азовского моря, как и алан – на восточном берегу Балтики.
Мне всё труднее с Вами разговаривать, потому что Вы, похоже, не совсем понимаете русский язык. Очень трудно объяснять человеку, который не понимает о чём идёт речь.
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #707 - 27.06.2012 :: 22:59:36
 
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Здесь нет домыслов, это прямое чтение данных источника. Имеете что-нибудь возразить – попробуйте.
Запросто:
Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
Следовательно, в ходе расспросов они сами, - и безо всякого нажима со стороны франков, - сообщили Людовику о том, что народ их («Rhos») происходит от народа свеев
В источнике нет никаких слов признания, в том числе и самоназвания "свеи" или "свеоны".
Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
а не послы какого-то неведомого «народа Rhos» (о котором никто из франков до того дня ничего не слышал),
Из источника не следует, что франки никогда не слышали о народе Rhos. Наоборот: Людовик расследует только "причины прибытия послов", но не занимается выяснением, что за такой неведомы народ Rhos. Установление "свеонской национальности" - побочный результат.
Zverotekhnik писал(а) 22.06.2012 :: 16:43:08:
Отличить свеев, - будь послы и в самом деле таковыми, - от других норманнов по языку франки не смогли бы даже при наличии хороших толмачей: в то время скандинавы говорили на одном языке, даже диалектные различия были незначительны.
Будь послы и впрямь «шведскими» шпионами, сами по себе они низачто не проговорились бы невзначай о своём «свеонстве».

А с этим полностью соглашусь. Тока уточню - если бы франки судили по языку, то скорее всего признали бы в скандинавах - данов.

Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Не смешите меня; забавно слышать такие упрёки от фанатов А.Г. Кузьмина и Е.С. Галкиной, весьма преуспевших в шулерских манипуляциях с данными источников.
Я не из "фанатов А.Г. Кузьмина и Е.С. Галкиной", более того считаю их труды крайне неаккуратными, а многие выводы недоказанными....
Наверх
« Последняя редакция: 28.06.2012 :: 12:43:48 от Zverotekhnik »  
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #708 - 01.07.2012 :: 21:57:21
 
Zverotekhnik писал(а) 27.06.2012 :: 22:42:42:
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Вот это всё – сразу в мусорную корзину. О чём вы вообще? В первой трети IX в. Ансгарий совершил две проповеднические экспедиции: первая из них, в Данию (826-827 гг.), вторая - в Швецию (829-830 гг.). Посольство «короля народа Rhos» посетило Ингельгейм в 839 г., т.е. через 9 лет после поездки Ансгария в Швецию. Выучите это, и не пишите больше глупостей; точка.


В учебнике-хрестоматии вычитали или в википедии?
 

Предлагаю вам немедленно сообщить, где вы вычитали, будто миссионерская экспедиция Ансагария в Бирку состоялась в 839-840 гг.

Zverotekhnik писал(а) 27.06.2012 :: 22:42:42:
Маркус писал(а) 27.06.2012 :: 20:29:37:
Каковы были географические представления Эйнхарда, прямо следует из его текста; всё прочее - досужие домыслы.


Всё верно - географические понятия Эйнхарда, следующие из его собственных слов полностью в духе географических понятий и заблуждений того времени.
   

Географические представления Эйнхарда, следующие из его текста, не обнаруживают никаких существенных географических заблуждений, по крайней мере, относительно Балтики.
Единственно, Эйнхард сообщает, что «славяне, эсты и различные другие народы, между которыми главные велатабы, с которыми тогда Карл вел войну» живут на восточном берегу «залива». Но поскольку о населении южного берега «залива» Эйнхард не упоминает, очевидно, что речь здесь у него идёт о тех, кто живёт к востоку от владений франков.
Будучи учёным (а не пересказывающим исторические анекдоты тысячелетней давности обученным грамоте клириком, вроде Адама из Бремена) Эйнхард сообщает лишь установленные факты, подтвержденные практикой. В отличие от того же Адама из Бремена, который где-то на востоке Балтики помещает беременеющих от глотка воды амазонок, лающих словами песьеголовых циноцефалов, питающихся человеческой плотью антропофагов и прочую дичь.
Не пишет Эйнхард и о том, что Скандинавия якобы остров (он вообще не употребляет этот топоним), следовательно, приписать ему это географическое заблуждение также невозможно.

Zverotekhnik писал(а) 27.06.2012 :: 22:42:42:
Мне всё труднее с Вами разговаривать, потому что Вы, похоже, не совсем понимаете русский язык. Очень трудно объяснять человеку, который не понимает о чём идёт речь.


Вы ещё поучите меня русскому языку, знаток. Вам, верно, кажется, что если оппонент не соглашается с вашими доводами, то он либо чего-то не знает, либо чего-то не понимает. Попробуйте свои - или не свои, а заимствованные у альтернативно мыслящих исследователей, - фантазии втолковать какому-нибудь знакомому водопроводчику за совместным распитием магарыча. Авось он и сочтёт их убедительными - tabula rasa, понимаешь. Это идеальный вариант: общность взглядов, основанная на сопоставимом уровне образования и интеллекта.

Zverotekhnik писал(а) 27.06.2012 :: 22:42:42:
В источнике нет никаких слов признания, в том числе и самоназвания "свеи" или "свеоны".
 

В источнике нет свеев, т.е свеонов?

Цитата:
«Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа Sueones <…>.»
   

Попробуйте ответить на вопрос, каким же образом он (Людовик) узнал таки что они (послы) «из народа Sueones». Вы, надо полагать, считаете, что они ему ничего такого не говорили, он сам пришёл к подобному умозаключению; а Sueones, стало быть, это не только свеи, но и кто-то там ещё. В таком случае потрудитесь привести примеры (т.е. цитаты из исторических источников), где бы к Sueones причислялись эти самые «кто-то». Ссылки на фантазии противников норманнской теории (от которых вы открещиваетесь по причине одиозности последних) не принимаются, речь идёт исключительно об исторических документах.
Вы, кстати, до сих пор не сообщили, где, в каких источниках к норманнам отнесены нескандинавские народы; напоминаю, вопрос не снят.

Zverotekhnik писал(а) 27.06.2012 :: 22:42:42:
Из источника не следует, что франки никогда не слышали о народе Rhos. Наоборот: Людовик расследует только "причины прибытия послов", но не занимается выяснением, что за такой неведомы народ Rhos. Установление "свеонской национальности" - побочный результат.
 

Напротив, из источника прямо следует, что франки вплоть до визита послов «короля народа Rhos» ни о каком таком народе ничего не знали, доказательством чему тот факт, что Пруденций механически записывает латинскими литерами содержащееся в письме василевса греческое ‛Ρω̃ς как Rhos, передавая так неизвестный ему дотоле этноним. Это первое и единственное в латиноязычных источниках написание имени «русь» в такой форме. Знай франки о «народе Rhos» ранее, мы увидели бы в Бертинской хронике какой-либо другой из известных терминов, вроде rugi, ruzzi и т.п., каковыми они обозначали ряд этнических групп Южной Прибалтики и Среднего Подунавья.
Наверх
« Последняя редакция: 01.07.2012 :: 22:40:58 от Маркус »  
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #709 - 01.07.2012 :: 23:23:24
 
Маркус писал(а) 01.07.2012 :: 21:57:21:
В источнике нет свеев, т.е свеонов?

Не перевирайте слова, я чётко сказал: Цитата:
В источнике нет никаких слов признания, в том числе и самоназвания "свеи" или "свеоны".
Понимаете: в источнике нет самоназвания "свеи" или "свеоны",
есть только самоназвание Rhos
.

Маркус писал(а) 01.07.2012 :: 21:57:21:
В таком случае потрудитесь привести примеры (т.е. цитаты из исторических источников), где бы к Sueones причислялись эти самые «кто-то»
У Адама Бременского:
"22. Многочисленны народы свеонов"
"23. Из народов Сведии ближе всех к нам обитают готы"
"24. ... Кроме того, существует еще неисчислимое множество других свеонских народов, из которых, насколько нам известно, в христианство обращены только готы, вермиланы, частично скритефины и их соседи."
"25. Итак, вот краткое описание Свеонии, или Сведии: на западе она населена готами, там находится город Скаран; на севере —   вермиланами и скритефиннами, чьей столицей является Хальсингланд; с юга по всей протяженности она омывается Балтийским морем, о котором мы говорили выше, там находится большой город Сиктоне. С востока к Свеонии примыкают Рифейские горы с их пустынными местностями и глубокими снегами: доступ в те края закрывают стада звероподобных людей. Там живут амазонки, циноцефалы и циклопы"
http://www.vostlit.info/Texts/rus/adam_br/frameadam_buch4.htm

Маркус писал(а) 01.07.2012 :: 21:57:21:
Географические представления Эйнхарда, следующие из его текста, не обнаруживают никаких существенных географических заблуждений, по крайней мере, относительно Балтики.

Эйнхард пишет о "северных островах" и "северном береге" Балтики, а поскольку до Адама Бременского никто не знал, что Скандинавия полуостров, то ясно, что Эйнхард под северным берегом никак не может подразумевать Скандинавию, которую однозначно воспринимали в числе тех самых "северных островов"... какие тут ещё могут быть толкования? Или будете утверждать, что Эйнхард на 200 лет обогнал время и откуда-то узнал, что Скандинавия не остров?
Наверх
« Последняя редакция: 01.07.2012 :: 23:29:45 от Zverotekhnik »  
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #710 - 02.07.2012 :: 16:06:50
 
Бертинские анналы слабый источник для доказательства норманизма или антинорманизма. Определение свеонами является лишь версией Людовика, а не преложной истиной, так как:
1) нам неизвестны те признаки, по которым он мог бы выдвинуть такую версию;
2) нет продолжения для тех данных, чтобы можно было бы считать основательной ту версию; так как та версия могла быть как подтверждена, так и отклонена если бы были полнее сведения.

А на выходе получается, что существовал на 839 г. какой-то народ Рос, у которого был правитель с титулом кагана. И тут уже не важно, чьими были эти послы на самом деле.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #711 - 02.07.2012 :: 21:17:45
 
По Бертинским Анналам действительно трудно с уверенностью определить, к какой этнической группе принадлежал народ рос, но с достаточной долей определённости можно судить, к какой группе он не принадлежал. После натиска славян на Балканы в VII веке и образования там Славиний византийцы должны были научиться узнавать славян даже со спины. Однако идентификация росов вызвала у них затруднения. Едва ли языковые различия между разными группами славян были в то время настолько серьёзны, чтобы нельзя было опознать славянина из любого племенного союза. Даже сейчас эти различия не настолько велики, чтобы славянина нельзя было узнать сразу.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #712 - 02.07.2012 :: 22:33:00
 
muarrih писал(а) 02.07.2012 :: 21:17:45:
народ рос, но с достаточной долей определённости можно судить, к какой группе он не принадлежал. После натиска славян на Балканы в VII веке и образования там Славиний византийцы должны были научиться узнавать славян даже со спины. Однако идентификация росов вызвала у них затруднения.

Где это в источнике есть какие-либо затруднения у византийцев? В письме Феофила (которое цитирует Пруденций) указано только, что этот народ сам себя называет Ῥως (в латинской транскрипции Rhos), что читается уже в 9 в. "Рус" (как я говорил "омега"ω в среднегреческом нередко пишется там же, где произносится У), что совпадает с упоминанием у арабов ар-Рус и у немцев (когда без посредства греческогой письменности, например у Баварского географа) - Ruzzi. Ниоткуда не следует, что греки считали упомянутых русов-Rhos'ов именно "неславянами"...
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #713 - 04.07.2012 :: 09:57:34
 
Маркус писал(а) 19.06.2012 :: 21:09:03:
Не существует никакого «норманизма»: есть наука, а есть «альтернативный взгляд» на действительность, в частности, т.н. антинорманизм, на самом деле представляющий собою околонаучное политическое течение. Если бы эти альтернативно мыслящие господа реализовывали свои комплексы и амбиции в какой-нибудь другой сфере деятельности, с ними никто бы и связываться не стал.


@
Маркус,
не Вам про науку рассуждать, Вы к ней никакого отношения не имеете. Так что на будущее держите подобные заявления при себе.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #714 - 04.07.2012 :: 14:09:04
 
@
Zverotekhnik
Ваша правда. Вот, что бывает, когда влезаешь в обсуждение, не освежив в памяти источник. Обещаю исправиться.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #715 - 04.07.2012 :: 15:01:55
 
Оттого, что вы будете писать глупости пусть даже аршинными буквами, глупостями они быть не перестанут. Итак:

Zverotekhnik писал(а) 01.07.2012 :: 23:23:24:
В источнике нет никаких слов признания, в том числе и самоназвания "свеи" или "свеоны".
   

1. Вы что же, ожидали увидеть в хронике прямую речь? Может быть, ещё и стенографически запротоколированную? «Мы, мол, такие-сякие, суть свеоны…» Вот это цирк, браво.

Цитата:
«Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император узнал, что они из народа Sueones <…>.»
   

Повторяю вопрос: как он об этом узнал? Каким образом ему открылась истина? На него снизошло божественное озарение?

Узнать о том, что они, то есть их народ (Rhos), происходят из народа Sueones, Людовик мог только от самих послов.

Zverotekhnik писал(а) 01.07.2012 :: 23:23:24:
В источнике нет никаких слов признания, в том числе и самоназвания "свеи" или "свеоны".

   
2. Вы, я так понимаю, желали бы видеть в средневековом латиноязычном документе самоназвание туземного народа? Может, ещё и начертанное скандинавскими рунами? Ещё раз «браво».

В источнике, т.е. в записи Пруденция, присутствует латинский экзоэтноним Sueones, производный от эндоэтнонима свеев и со времён Тацита применявшийся по отношению к ним античными и средневековыми авторами (включая Адама из Бремена) в формах Suionas, Sueones, Suevones.

Цитата:
«При рассказе о Северной Европе Адам Бременский использует две пары обозначений для шведов и Швеции: Sueones, Sueonia и Suedi, Suedia. Первая из них заимствована Адамом из латинской литературной традиции, а вторая близка узусу, существовавшему в то время у континентальных германцев.»
http://lib.rus.ec/b/181608

Надо объяснять, что такое экзоэтноним, и какова его взаимосвязь с эндоэтнонимом?

Справка: Эндоэтнонимы – самоназвания этносов. Экзоэтнонимы - иноязычные наименования этносов. Как правило, экзоэтнонимы имеют историческое происхождение, и чаще всего ими являются эндоэтнонимы, адаптированные к условиям произношения в каком-нибудь конкретном языке. В данном случае - в латинском:

Цитата:
«Племенное название свеев впервые встречается у Тацита (лат. suiones).
Более поздние формы этого имени следующие: у Иордана - suehans, у Адама Бременского (около 1070 г.) - sueones, др.-англ. sweon, др.-исл. svíar, др.-швед. svear. Этимология слова точно не установлена и служит предметом оживленных споров; по мнению А. Норена, оно представляет собой прилагательное в определенной форме со значением "свои", т. е. "мы сами, наш род, родичи".
Это же племенное название входит и в состав двух сложных слов:
1) др.-исл. Svíþjóð, др.-швед. Svethiudh, что означает собственно "народ свеев", в латинизированной форме Svetia, Svecia;
2) др.-исл. Svíaríki, др.-швед. Svearike, Sverike, Sverighe "государство свеев, Швеция", соврем. Sverige.
Первое из этих слов встречается (в исландских сагах и шведских средневековых документах) лишь в ограниченном применении, обозначая Упланд.
Прилагательное к названию свеев - совр. svensk, др.-исл. svænskr "шведский", как dansk - к названию данов.»
Скандинавские этнические названия Э. Вессен. Скандинавские языки – М.: Издательство ЛКИ, 2007, стр. 40 - 44

С этим согласны все:

Цитата:
«[Упоминаемых Тацитом] свионов традиционно сопоставляют с восточноскандинавским племенем свеев, которые впоследствии вместе с гаутами образовали шведский народ (ср. дрисл. svíar pl., дрангл. swéon pl., дршв. svear pl. и топоним Svealand ‘земля свеев’), и нет никаких оснований отказываться от этой интерпретации.»
http://www.philology.ru/linguistics3/kuzmenko-08.htm

Добавлю, что никто, кроме последователей А.Г. Кузьмина, не ставит этот факт под сомнение; утверждать обратное изложенному - полнейшая «альтернатива».
Наверх
« Последняя редакция: 04.07.2012 :: 15:09:26 от Маркус »  
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #716 - 04.07.2012 :: 15:21:17
 
Маркус писал(а) 04.07.2012 :: 15:01:55:
Узнать о том, что они, то есть их народ (Rhos), происходят из народа Sueones, Людовик мог только от самих послов.


Теперь уже перечитав текст Анналов...
Возможно, Людовик узнал это и не от самих послов. Возможно даже, что и сами послы не знали, что они из народа Sueones. Но, зная, кто такие эти Sueones, как они выглядят, и на каком языке говорят, франки сами сделали вывод, что эти росы - точно какая-то sueon'ская разновидность.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #717 - 04.07.2012 :: 15:32:41
 
Zverotekhnik писал(а) 01.07.2012 :: 23:23:24:
У Адама Бременского:
"22. Многочисленны народы свеонов"
"23. Из народов Сведии ближе всех к нам обитают готы"
"24. ... Кроме того, существует еще неисчислимое множество других свеонских народов, из которых, насколько нам известно, в христианство обращены только готы, вермиланы, частично скритефины и их соседи."
"25. Итак, вот краткое описание Свеонии, или Сведии: на западе она населена готами, там находится город Скаран; на севере —   вермиланами и скритефиннами, чьей столицей является Хальсингланд; с юга по всей протяженности она омывается Балтийским морем, о котором мы говорили выше, там находится большой город Сиктоне. С востока к Свеонии примыкают Рифейские горы с их пустынными местностями и глубокими снегами: доступ в те края закрывают стада звероподобных людей. Там живут амазонки, циноцефалы и циклопы"
   

Если вы приводите цитату в подтверждение отстаиваемой концепции, то она должна таки её подтверждать, а не опровергать.
Из текста «Деяний архиепископов гамбургской церкви» видно, что Адам из Бремена использует взаимозаменяемые термины Sueones и Suedi и как наименование отдельного народа (собственно свеев), и как общее название жителей Sueonia/Suedia.
Пределы этой Sueonia/Suedia у него обозначены нечётко, но достаточно внятно:

Цитата:
«Итак, вот краткое описание Свеонии, или Сведии: на западе она населена готами, там находится город Скаран; на севере —   вермиланами и скритефиннами, чьей столицей является Хальсингланд; с юга по всей протяженности она омывается Балтийским морем, о котором мы говорили выше, там находится большой город Сиктоне. С востока к Свеонии примыкают Рифейские горы с их пустынными местностями и глубокими снегами: доступ в те края закрывают стада звероподобных людей. Там живут амазонки, циноцефалы и циклопы, у которыx во лбу один глаз. Там же обитают и те племена, которых Солин именует имантоподами и которые скачут на одной ноге, там и те, чьей любимой пищей является человеческое мясо, из-за чего их избегают и — по заслугам — ничего о них не говорят.»
   

Упомянутые здесь жители Sueonia/Suedia (помимо Sueones/Suedi, давших название этой стране): на западе – «готы», на севере – «вермиланы» и «скритефинны». И это - всё. С востока к Sueonia примыкают пустынные местности, доступ в которые закрывают «стада звероподобных людей».
Земли, населяемые «амазоноками», «циноцефалами», «циклопами», «имантоподами» и прочими монструозными существами в состав Sueonia не входят.

А вот отсюда видно, что населяемые свеонами земли тянутся лишь до «Края женщин»:

Цитата:
«Если же двигаться к началу Балтийского моря с севера, перво-наперво встретишь нортманнов, далее в воды выступает область данов Скония, а за ее границей вплоть до Бирки обитают готы. Затем лежат огромные пространства земли, которые населяют свеоны. Они тянутся до Края женщин
   

Ориентиром местонахождения «Края женщин» служит «остров Эстланд», который расположен немногим «выше» города свеонов Бирки:

Цитата:
«Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд, не уступающий по величине предыдущему. <…> Рассказывают, что вышеописанный остров расположен вблизи Края женщин, немного выше города свеонов Бирки
   

При этом «висы», «мирры», «ламы», «скуты» и «турки» живут между этими «женщинами» и Руссией, которая к Свеонии/Сведии не относится, поскольку расположена ещё восточнее:

Цитата:
«Еще дальше — между женщинами и Руссией, — говорят, живут виссы, мирры, ламы, скуты и турки. Там, опять же конец описываемого залива. Итак, побережья этого моря с юга занимают склавы, а с севера сведы.»
   

Аланы же (они же «альбаны» или «виззи») обитают там же, где и «амазонки»:

Цитата:
«Говорят, где-то на берегах Балтийского моря обитают амазонки, их страну называют теперь раем женщин. <…> В тех местах обитают аланы, или альбаны, которые на их собственном языке именуются виззами.»
   

А «амазонки», напомню, живут вне Свеонии, где-то на восток от неё:

Цитата:
«С востока к Свеонии примыкают Рифейские горы с их пустынными местностями и глубокими снегами: доступ в те края закрывают стада звероподобных людей. Там живут амазонки, циноцефалы и циклопы, у которыx во лбу один глаз.»
   

Неоднократно упоминаемый Адамом из Бремена «Край женщин», где живут «амазонки», обоснованно отождествляют с Квенландом - областью квенов, финского народа, обитавшего в раннее Средневековье вдоль всего побережья Ботнического залива (западного, северного и восточного). Этноним квены и топоним Квенланд известен из древнезападноскандинавской литературы (ср. дрисл. kvenir, kveinir, kvænir; Kvenland) и из рассказа норвежца Охтхере, включенного Альфредом Великим в свой перевод истории Орозия (ср. дрангл. cwénas, Cwénland).

Цитата:
«Интерпретация Квенланда как страны женщин отразилась и у Адама Бременского (1075), который говорит о terra feminarum и patria feminarum на севере Скандинавии.»

«Не исключено, что такой интерпретации способствовало не только существование в античной традиции «земли амазонок», но и особое положение женщины на севере Скандинавии, принимавшей вместе с мужчинами участие в охоте, о чем сообщают античные авторы и что подтверждается археологическим материалом.»
http://www.philology.ru/linguistics3/kuzmenko-08.htm   

А теперь вернёмся к «готам», «вермиланам» и «скритефиннам»:

Цитата:
«Итак, вот краткое описание Свеонии, или Сведии: на западе она населена готами, там находится город Скаран; на севере —   вермиланами и скритефиннами, чьей столицей является Хальсингланд; <…>»
   

О том, где обитали эти народы, некоторое представление даёт месторасположение исторических областей Швеции:

Свеаланд (швед. Svealand, «земля свеев») - средняя часть Швеции, на юге граничит с Ёталандом (Гёталандом). Свеаланд находится здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Map_Svealand_Sweden.png

Гёталанд (Ёталанд, швед. Götaland, Gothland) — одна из трёх земель Швеции. Географически находится в южной Швеции, на севере граничит с землёй Свеаланд. Гёталанд расположен здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sverigekarta-Landsdelar_G%...

Хельсингланд (швед. Hälsingland) - историческая провинция Швеции, расположенная в Норрланде. Вот местоположение Хельсингаланда:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:FC-H%C3%A4lsingland,_Swede...

Вермланд (швед. Värmland) – историческая провинция Швеции, расположенная в области Свеаланд. Вермланд находится здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:FC-V%C3%A4rmland,_Sweden.p...

Разумеется, на протяжении веков географические границы этих исторических областей менялись, но в любом случае все они (эти области) находятся в южной (юго-восточной) части Скандинавского полуострова.
Этнотопоним Sueonia у Адама из Бремена, как следует из его текста, не выходит за пределы Скандинавского полуострова, даже юго-восточной его части. Упоминаемые им аланы (они же «альбаны» или «виззи») живут вне этой страны (Sueonia) и к Sueones отнесены быть не могут.

P.S.: Не можете самостоятельно провести элементарный анализ текста источника – почитайте чего-нибудь, но только перестаньте твердить, будто ареал обитания Sueones Адама из Бремена простирался неопределённо далеко и на юг, и на восток, и проч.
Наверх
« Последняя редакция: 04.07.2012 :: 15:44:28 от Маркус »  
Маркус
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 76
Сент-Китс и Невис
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #718 - 04.07.2012 :: 15:49:54
 
Zverotekhnik писал(а) 01.07.2012 :: 23:23:24:
Эйнхард пишет о "северных островах" и "северном береге" Балтики, а поскольку до Адама Бременского никто не знал, что Скандинавия полуостров, то ясно, что Эйнхард под северным берегом никак не может подразумевать Скандинавию, которую однозначно воспринимали в числе тех самых "северных островов"... какие тут ещё могут быть толкования? Или будете утверждать, что Эйнхард на 200 лет обогнал время и откуда-то узнал, что Скандинавия не остров?

   
Буду, разумеется. Во-первых, как известно, мнение о том, что в труде Адама из Бремена содержится указание на то, что Скандинавия представляет собою полуостров, основано вот на этом пассаже в его сочинении:

Цитата:
«Опытные люди тех краев рассказывают, что некоторые путешествовали из Свеонии в Грецию по суше. Но варварские народы, обитающие между ними [Свеонией и Грецией], мешают этому пути, поэтому [обычно предпочитаются] опасности путешествия на кораблях.»

   
Принять это невнятное известие в качестве доказательства того, что именно от Адама все наконец-то и узнали, что Скандинавия – полуостров, возможно лишь при большом желании. А учитывая его внутренне противоречивое описание Балтики, нельзя с уверенностью сказать даже, понял ли он сам, что означает переданное им сообщение. Что характерно, книга IV «Деяний епископов гамбургской церкви» называется «Описание северных островов». Вот именно: островов.
Если брать нарративные источники, то лишь сто с лишним лет спустя после Адама Саксон Грамматик, основываясь, видимо, на местной скандинавской традиции, вполне определённо заявил, что Норвегия и Швеция присоединяются к континенту посредством узкого перешейка, который отделяет Белое море от Балтийского.

Во-вторых, В IX-XIII вв. существовали - и сосуществовали - целых две гипотезы относительно географии северных стран: «островная» и «полуостровная».

Справка: Идея об острове с названием «Скандинавия» получила распространение благодаря историкам времен Великого переселения народов - Иордану, Павлу Диакону и другим. Вслед за «Гетикой» Иордана эти историки развивали образ острова Скандзы как «родительницы народов» (vagina nationum), откуда появились готы и чуть ли не все другие германские племена и народы, распространившиеся по территории Западной Римской империи.
Зарождение идеи о полуостровном положении Скандинавии относится к IX в. Новые сведения, которые в это самое время впервые начали поступать в центры европейской учености от самих скандинавов, побуждали средневековых учёных, не удовлетворявшихся более переработкой древнего книжного знания, обращаться к опыту современников, даже когда этот опыт не укладывался в традиционную схему.
Основоположниками этой идеи следует считать франкского историка, политика и дипломата Эйнхарда и английского короля Альфреда.
Эйнхард, сподвижник и биограф Карла Великого, в начале IX в. описывал Балтийское море как залив западного океана. Благодаря франкской дипломатии у него был доступ к современной ему информации о Балтике и народах её населяющих.
Король Альфред в конце IX в. включил в свой англо-саксонский перевод «Истории против язычников» Павла Орозия отчеты скандинавских мореходов Охтхере и Вульфстана.
При этом ни Эйнхард, ни король Альфред не употребляли ни античного имени «Скандия», ни его вариантов.
Самая ранняя из дошедших до нас карт, на которых можно видеть изображение Скандинавского полуострова, - Англо-саксонская карта второй четверти XI в., где к востоку от Британских и Оркнейских островов расположен схематичный полуостров с легендой Neronorweci, что должно означать «Норвегия» (то же наблюдаем, например, на  Псалтырной карте сер. XIII в. с легендой Norwegi).
Таким образом, в то время как в некоторых текстах разрабатывался античный образ острова Скандии (Скандзы), другие источники не используют ни островной гипотезы, ни самого имени Скандзы, а описывают Норвегию со Швецией как полуостров.
Проблемы возникали при попытках свести оба процесса в один, т.е. согласовать старые и новые данные о Севере.
На картах XI—XIII вв. было найдено особое решение: на них показана «Норвегия» в виде полуострова, а на карте Европы Ламберта Сент-Омерского (нач. XII в.) впервые в истории географических идей этому полуострову было дано древнее название Скандинавии-Скандзы (полуостров снабжен двумя легендами - Scanzia и Norvuega).

Чекин Л.С. Первые карты Скандинавского полуострова http://dgve.csu.ru/bibl/DGVE_1999.shtml

Как видим, обученный грамоте клирик Адам из Бремена, пересказывающий тысячелетней давности исторические анекдоты о сказочных монстрах, тут и рядом не стоял.
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #719 - 04.07.2012 :: 16:39:23
 
Маркус писал(а) 04.07.2012 :: 15:49:54:
Зарождение идеи о полуостровном положении Скандинавии относится к IX в. Новые сведения, которые в это самое время впервые начали поступать в центры европейской учености от самих скандинавов, побуждали средневековых учёных, не удовлетворявшихся более переработкой древнего книжного знания, обращаться к опыту современников, даже когда этот опыт не укладывался в традиционную схему.
Основоположниками этой идеи следует считать франкского историка, политика и дипломата Эйнхарда и английского короля Альфреда.


Чепуха - никакой идеи "о полуостровном положении Скандинавии" в кратких трудах 9 века нет и не было - если считаете, что "было", то обоснуйте с цитатами из самих источников, а не "общими соображениями"...

Маркус писал(а) 04.07.2012 :: 15:32:41:
Хельсингланд (швед. Hälsingland) - историческая провинция Швеции, расположенная в Норрланде. Вот местоположение Хельсингаланда:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:FC-H%C3%A4lsingland,_Swede....

Ну да - исконная территория лопарей, называемых "скрите-финнами" (финнами-лыжниками) - раньше других лопарей они были ассимилированы (где-то между 12 и 14 вв.) шведами... То есть Адам, как само собой разумеющееся относит к "свеонам в широком смысле" и этнических саамов, народ совершенно другого расового типа, говоривший на языке уральской семьи...
То есть полностью неверен тезис, что "свеонская национальность" в источниках того периода означает только этнических скандинавов. Даже в 11 веке у Адама Бременского (когда Швецию уже крестили и втянули в Западноевропейскую цивилизацию) "свеоны" понятие растяжимое...
Что уж говорить о 9 веке, тем более до 839 года - когда франки даже не сталкивались с полумифическими "свеонами"...
Наверх
« Последняя редакция: 04.07.2012 :: 16:48:28 от Zverotekhnik »  
Страниц: 1 ... 34 35 36 37 38 ... 99
Печать