Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:
Вы ничего не перепутали? "Эпоха викингов" для франков и англосаксов проходила на Северном море, а Балтика для франков была закрыта (враждебными данами, которые держали монополию на все пути на Балтику и не собирались делиться прибылями от посреднической торговли)...
Да я-то ничего не перепутал, а вот вы представляете себе хоть в какой-то мере, о чём говорите? Вот три исторических персонажа: Эйнхард, Людовик Благочестивый и Ансгарий. Все трое были не только соотечественниками, но и современниками; более того, они были хорошо знакомы друг с другом. Учёный Эйнхард долгие годы был личным секретарём императора Людовика и наставником его сына, а монах Ансгарий по поручению Людовика ездил с миссиями к норманнам (в Ютландию и в Свеонию). Эти люди хорошо знали, кто такие даны и свеоны, где они живут, что из себя представляют, и т.д., и т.п.; тут даже обсуждать нечего.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Вы "уцепились" за Эйнхарда, как за последнюю соломинку,
Какая там соломинка, о чём вы вообще? Все имеющиеся сведения свидетельствуют как раз в пользу норманнской теории. Напоминаю, на Эйнхарда - так опрометчиво - сослались именно вы, - в подтверждение своих заявлений о том, будто бы под «норманнами» в «эпоху викингов» понимались не только скандинавы. С источником свериться поленились, и вместо этого привели сообщение Адама Бременского, который «берёт известия Эйнхарда и комментирует эти известия на основании собранных им самим сведений» (В.В. Рыбаков). Многочисленные концепции, альтернативные норманнской теории, выстроены на песке и не выдерживают проверки данными источников, в т.ч. письменных.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:спасающую предвзятую интерпретацию сообщения Бертинских анналов за 839 г.
Отчего-то ни у кого из западных историков не возникает даже мысли о том, что простое до невозможности известие «Бертинских анналов» можно – и нужно – трактовать так, как это делают некоторые наши «патриотически ориентированные» исследователи.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12: - просто Эйнхард не назвал Балтику "Скифским морем". И только.
И только? Не назвал, значит, не назвал. Если в источнике нет того, что вам хотелось бы там видеть, это ещё не повод «править» автора.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Кстати, Эйнхард кроме славян никого не знает на Восточной Балтики, а упоминание хаистов (аэстов) вообще из античной литературы - и за ними по мнению Эйнхарда жили велетабы (велеты во множ. *велетови)...
В средние века, под «эстами» понимали живущих к Востоку от низовий Вислы (т.е. летто-литовские племена). Что касается славян, то Эйнхард помещает их не за эстами:
Цитата:«На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы, между которыми главные велатабы, с которыми тогда Карл вел войну.»
Упоминание славян и, в частности, велатабов (вильцев) на восточном берегу следует понимать в том смысле, что вильцы, как и ободриты, жили к востоку от франков и саксов. Упоминая о саксах, Эйнхард пишет, что «наши границы и [границы] саксов почти везде соседствовали», а часть самих саксов «жили по обе стороны реки Альбии». В войне против вильцев в защиту ободритов на стороне франков выступили также и саксы. Речь здесь о жителях южной Прибалтики.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Строго говоря Эйнхард не особо разговорчив относительно Балтики - приводит только самые краткие сведения,
«Не особо разговорчив» потому, что это жизнеописание великого человека, а не путеводитель.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:уже поэтому его недоговаривание
С чего вы взяли, что он чего-то «недоговаривает»? Оттого, что он не говорит того, что вам хочется?
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:уже поэтому его недоговаривание не может служить "доказательством", что франки не путали Балтику с остальным "Скифским морем" и Меотидой.
Отсутствие наличия не является доказательством отсутствия? Ну-ну. Вы докажите сперва, что они (франки эпохи Каролингов) её «путали». Раз у «историков франков» (т.е. у Эйнхарда) этого нет, то и говорить тут не о чём.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Равенский аноним - важный свидетель, показывающий, что смешение Балтики и Азова имеет давнюю традицию у географов раннего средневековья. Причём эти представления получили широчайшее распространение не только у западных авторов, но и у арабо-персидских географов, например у знаменитого ал-Масуди. А судя по Адаму Бременскому эти представления сохранялись и XI в. и позднее.
Вот только не надо про «традицию»: всякий раз, когда противникам норманнской теории нечего предъявить в качестве доказательства (т.е. практически всегда), они заводят эту старую песню. И ещё: ложные представления не могут служить обоснованием и доказательством чему бы то ни было, это нужно пояснять?
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Естественно, что представления географов около 839 года были аналогичны, и к "свеонам" ("свеонской национальности", если угодно) франкам легко было отнести народ, проживавший к северу от Меотиды (неважно на основе их самих показаний или дальнейших домысливаний франков).
Ну да, если факты противоречат концепции, тем хуже для фактов. Дайте себе труд, взгляните на карту, чтобы уяснить, наконец, где находится Зелигенштадт (в монастыре которого Эйнхард написал «Жизнь Карла Великого»), где Ингельхайм (в тамошней королевской резиденции Людовик Благочестивый принимал византийских и «русских» послов), а где итальянская Равенна.
Каковы были географические представления франкских историков «около 839 года», прямо следует из сочинения Эйнхарда, на которого в этом смысле ссылается Адам из Бремена. Многие годы Эйнхард состоял в придворной академии Карла Великого и вплоть до кончины императора был в числе его приближённых. Долгое время Карл вёл войны с заэльбскими саксами и с данами, при этом большинство походов против саксов он возглавлял сам. Позднее Эйнхард был личным секретарем его сына, Людовика Благочестивого (того самого, что принимал то самое посольство), и в качестве такового имел доступ к государственным архивам и был знаком с дипломатической перепиской Карла.
Войны, которые вел Карл Великий, сменялись перемириями, взаимным обменом посольствами, ведением затяжных переговоров, и для того, чтобы узнать, например, кто такие даны, а кто свеоны, и где живут те и другие, франкам не нужно было заглядывать в сочинения кабинетных учёных полуторавековой давности, живших на другом краю Европы; во всём этом франки были куда более сведущи. Более того, основываться на фантазиях таких «учёных» было просто опасно.
И вы все ещё полагаете, что в вопросах ведения государственных дел Людовик руководствовался ветхой «Космографией», которую вряд ли читал он сам или его советники по ведомству иностранных дел, а не практическими данными дипломатов, собиравших сведения о норманнах в ходе войн его отца и деда?
Географические представления Карла Великого и Людовика Благочестивого были ровно те же, что и Эйнхарда. Для Людовика и его советников «свеоны» - этноним, имеющий отношение к островам «залива западного океана», т.е. Балтийского моря, и к северному берегу «залива» «за ними». Так понимал Suionas Тацит, так толковал Suetidi Иордан, так говорят о Sueones Ансгарий и Адам из Бремена (Sueones, Suevones, Suedi), и нет никаких свидетельств тому, чтобы кто-нибудь когда-нибудь вкладывал в это определение какой-то другой смысл.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Это спорно - о словах самих послов источник молчит, описание "расследования" крайне неопределённое, показания послов о себе у византийцев иное - "они себя, то есть свой народ, называют Rhos".
Тем не менее, Людовик «узнал, что они из народа свеонов». Как он это «узнал»?
Пытать он их не мог, это совершенно исключено.
Отличить свеев, - будь послы и в самом деле таковыми, - от других норманнов по языку франки не смогли бы даже при наличии хороших толмачей: в то время скандинавы говорили на одном языке, даже диалектные различия были незначительны.
Будь послы и впрямь «шведскими» шпионами, сами по себе они низачто не проговорились бы невзначай о своём «свеонстве».
Следовательно, в ходе расспросов они сами, - и безо всякого нажима со стороны франков, - сообщили Людовику о том, что народ их («Rhos») происходит от народа свеев, т.е. «Sueones» (а не является «свеонами», как пытаются представить дело антинорманисты).
Вывод (и вывод ложный) о том, что на самом деле они «шведские» шпионы, а не послы какого-то неведомого «народа Rhos» (о котором никто из франков до того дня ничего не слышал), Людовик сделал сам. Но, не будучи в этом до конца уверенным (иначе он сразу бы депортировал их обратно в Византию - и это максимум того, что он мог себе позволить), пообещал Феофилу, с которым никак не хотел ссориться, разобраться с этим делом позднее.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:В греческом тексте было Ῥως, но в среднегреческом "Омега", часто произносится, как [u], то есть сами себя они назвали "Рус" или "Русь" (редуцированное "Ь" в окончаии греки вряд ли могли расслышать).
Мы не можем знать, как они называли себя и свой народ, у нас есть только точная латинская транслитерация ср.-греч. Ῥως - Rhos, и это всё.
Zverotekhnik писал(а) 19.06.2012 :: 22:30:12:Это они сами о себе так говорят и пишут, пытаясь показать себя "солидными учёными" и тп - язык без костей, а бумага всё терпит...
Ничего такого они не пытаются; напротив, пыжатся изо всех сил как раз альтернативно одарённые историки патриотического направления.