Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 ... 88
Печать
О степени достоверности "Повести временных лет" (Прочитано 315810 раз)
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
О степени достоверности "Повести временных лет"
06.10.2015 :: 19:52:10
 
В какой мере можно доверять сведениям "Повести временных лет"? Не определившись с этим, едва ли возможно всерьёз обсуждать русскую историю до начала 12 века.
Для большей конкретности упомяну  два представленных на этом форуме мнения по данному вопросу.
Моё мнение состоит в том, что не следует особо полагаться на информацию ПВЛ, относящуюся к временам, которые были седой древностью уже для первых русских летописцев. К примеру, если говорить об эпохе Олега - Игоря, то ошибки в датировках могут доходить до нескольких десятилетий, а если о более ранних временах - и того больше. С самими фактами не лучше. Историчность Рюрика - под большим вопросом; то, что в те времена власть на Руси передавалась по наследству - тоже; данные о том, с кем и как Русь тогда воевала, очень сомнительны. Сведения ПВЛ по времени Святослава, Владимира, тем более Ярослава внушают уж гораздо больше доверия, а вторая половина 11 века - уже современность для первых летописцев, так что описание тогдашних событий в целом соответствует действительности. Основной причиной наличия в летописях всякого рода огрехов я считаю то, что у летописцев не хватало надёжных источников. Плюс перенос на ушедшие эпохи современных летописцам представлений. Словом, искажение истины в летописях в подавляющем большинстве случаев - неумышленное. А потому чем ближе те или иные события ко времени составления первых летописей, тем достовернее они, как правило, изображаются.

Теперь мнение, которое в разных темах высказывал Roxsalan. Если совсем кратко, то оно таково:
Roxsalan писал(а) 06.10.2015 :: 15:43:04:
ПВЛ это на 99% сказка и фальсификация.
А если подробнее, то пусть сам объясняет, если хочет.

Наглядности ради приведу пример столкновения упомянутых двух мнений. По ПВЛ, ильменские словене сами себя называли словенами. Roxsalan утверждает, что это не факт - мол, название словене могло быть искусственно прицеплено к ильменцам летописцем. Зачем - спросите у Roxsalan'а; может, сумеет объяснить. Хорошо, представим, что это действительно выдумка летописца. Что получается? Судя по летописи, название словене по отношению к ильменцам было в ходу ещё в первой половине 11 века, лишь потом оно полностью вытесняется словом новгородцы. Первые летописи составлялись в последние десятилетия 11 века, ПВЛ - в начале следующего века. Даже если название словене (по отношению к новгородцам) к тому времени вовсе вышло из употребления, то забыть о том, что раньше оно существовало, люди никак не могли - слишком мало времени прошло. Но летописец пишет о словенах-новгородцах ещё под 1036 годом. Вот все помнят, что не называли новгородцев словенами, а он всё равно пишет: словене; причём утверждает, что они сами себя так называли. Какую оценку можно дать такому гипотетическому летописцу? Человек без совести, абсолютно презирающий истину и читателей. Но почему мы должны считать создателей наших летописей такими малопочтенными людьми? Всего лишь потому, что сведения ПВЛ не вписываются в теории, которые здесь продвигает Roxsalan, а потому ему нужно изобразить "Повесть" на 99% ложной, дабы выбросить её из круга источников, которые следует принимать во внимание?
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #1 - 06.10.2015 :: 21:02:59
 
Цитата:
Основной причиной наличия в летописях всякого рода огрехов я считаю то, что у летописцев не хватало надёжных источников. Плюс перенос на ушедшие эпохи современных летописцам представлений. Словом, искажение истины в летописях в подавляющем большинстве случаев - неумышленное.

Думаете Вы один такой "целенаправленный", все остальные, в том числе древние летописцы, честные, объективные и
непредвзятые? Подмигивание
Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #2 - 06.10.2015 :: 21:08:56
 
Цитата:
Наглядности ради приведу пример столкновения упомянутых двух мнений. По ПВЛ, ильменские словене сами себя называли словенами. Roxsalan утверждает, что это не факт - мол, название словене могло быть искусственно прицеплено к ильменцам летописцем. Зачем - спросите у Roxsalan'а; может, сумеет объяснить. Хорошо, представим, что это действительно выдумка летописца. Что получается? Судя по летописи, название словене по отношению к ильменцам было в ходу ещё в первой половине 11 века, лишь потом оно полностью вытесняется словом новгородцы. Первые летописи составлялись в последние десятилетия 11 века, ПВЛ - в начале следующего века. Даже если название словене (по отношению к новгородцам) к тому времени вовсе вышло из употребления, то забыть о том, что раньше оно существовало, люди никак не могли - слишком мало времени прошло. Но летописец пишет о словенах-новгородцах ещё под 1036 годом. Вот все помнят, что не называли новгородцев словенами, а он всё равно пишет: словене; причём утверждает, что они сами себя так называли. Какую оценку можно дать такому гипотетическому летописцу? Человек без совести, абсолютно презирающий истину и читателей.

Как бы Вам объяснить?
Если бы летопись была "Откуда есть пошла земля литовская", то там фигурировали бы ильменские кривичи, как они пришли туда и как построили Новгород. Смайл
Цитата:
Но почему мы должны считать создателей наших летописей такими малопочтенными людьми? Всего лишь потому, что сведения ПВЛ не вписываются в теории, которые здесь продвигает Roxsalan, а потому ему нужно изобразить "Повесть" на 99% ложной, дабы выбросить её из круга источников, которые следует принимать во вимание?

Да эти сведения и в Ваши теории не вписываются.
Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #3 - 06.10.2015 :: 21:19:01
 
Зы
Если бы "Откуда есть пошла земля пермская (или прусская)" то было бы соответственно".
Однако не нагловато ли?
Сами новгородцы не в счет?
А они о себе пишут: "люди новгородские".

Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #4 - 06.10.2015 :: 21:46:35
 
ИВК писал(а) 06.10.2015 :: 19:52:10:
Какую оценку можно дать такому гипотетическому летописцу? Человек без совести, абсолютно презирающий истину и читателей. Но почему мы должны считать создателей наших летописей такими малопочтенными людьми? Всего лишь потому, что сведения ПВЛ не вписываются в теории, которые здесь продвигает Roxsalan, а потому ему нужно изобразить "Повесть" на 99% ложной, дабы выбросить её из круга источников, которые следует принимать во внимание?


Уж коли вы меня упомянули в заявленной теме вынужден ответить. Ваша попытка смотреть на летописцев через призму современных понятий о добре и зле, правде и лжи это не просто не понимание той эпохи, это в некоторой степени самообман. Читайте историков, посмотрите лекции Данилевского. Хотя бы вот эту.

https://www.youtube.com/watch?v=QTghvy6H-HM

Остальные сами на ютубе найдете. Ну и несколько цитат

для истории IX–X  вв. “Повесть  временных  лет”  является недостаточно надежным источником».  (Лурье Я.С. О некоторых принципах критики источников. С. 93).

«повесть временных лет искусственный и малонадежный исторический источник, опираясь на который, нельзя воссоздать историю Древней Руси» (Присёлков М.Д. Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам / Уч. зап. ЛГУ: Сер. ист. паук. Л., 1941. Вып. 8. С. 216.»)

"Получившийся таким образом рассказ о народе русь, первоначально проживавшем в Скандинавии, а затем вместе со своими князьями мигрировавшем в Восточную Европу и через Новгород (или Ладогу) достигшем Киева, где — среди славян — устроил себе государство,
представляет собой классическое origo gentis, жанр средневековых повестей «о происхождении народов». Ценность подобных origines для реконструкции прошлого народов невысока, и наука давно научилась обращаться с ними как с культурными артефактами, признавая за ними значение памятников исторического воображения своей эпохи, но в поисках достоверного знания обращаясь к свидетельствам другого рода. Не так случилось с рассказом Повести временных лет. С XII по XVII век он был растиражирован во множестве летописных компиляций и стал единственной версией происхождения Руси, а с возникновением в XVIII веке светской историографии был естественно положен в основу изложения древнейшей истории Восточной Европы..... Почти за столетие до летописи Сильвестра, в 1015 году, на другом конце Европы был завершен исторический труд, рассказывавший аналогичную историю иного переселенческого народа из Скандинавии. В хронике, озаглавленной De moribus et actis primorum Normanniae ducum, Дудо Сен-Катенский отвечал, в сущности, на те же вопросы, что и автор Повести временных лет: откуда пришел и как водворился среди франков народ норманнов, кто были их первые вожди, словом — откуда Норманнская земля стала есть1. История Дудо движется в направлении, противоположном летописному: первоначально норманны были обитателями Северного Причерноморья даками и жили на границах с Аланией (сице бо ся звахутъ ти урмани даци). Вследствие внутренних войн и несогласий часть из них под предводительством герцога Ролло погрузилась на шесть кораблей и в поисках
новой родины отплыла на север, на остров Сканию, оттуда — в Англию, затем — во Фризию. Всюду Ролло и его даки одерживали множество славных побед, пока наконец не достигли Франции, где нашли обильную и плодородную землю, лежащую в небрежении (земля
велика и обилна, а наряда в ней нет), и частью силой, частью по договоренности с «королем франков» водворились в ней навсегда. Ролло разделил землю между предводителями своего народа и cede ту княжа и раздая мужем своим волости. Достоверного в рассказе Дудо примерно столько же, как и в рассказе Сильвестра: они принадлежат к одному жанру и одному типу исторического мышления. Разница — в историографических карьерах. Сегодня невозможно встретить историю Нормандии, основанную
на сюжете Дудо. Такой труд не вызвал бы ничего, кроме изумления. Напротив, Повесть временных лет постоянно присутствует в рассуждениях исследователей.
Они обсуждают юридические детали «ряда»,
заключенного Рюриком с призвавшими варягов племенами, или исторические обстоятельства похода Олега из Новгорода на Киев и объединение «южной» и «северной» Руси, или сообщения о многочисленных
победах этого князя над «окольными» славянскими племенами и даже их даты, ищут «историческое зерно» в предании об уплате полянами дани хазарам или об убийстве Аскольда и Дира. Постоянное обсуждение этих и подобных сюжетов привело к тому, что в современных изложениях ранней истории Киевского государства мы имеем дело, по сути, с рассказанной «научным языком» летописной легендой.  Историческая реконструкция должна основываться на источниках другого рода: современных событиям и не повествовательных.... Красочная летописная повесть о странствиях народа русь и его князей из Скандинавии в Киев должна быть сдана в архив, туда, где уже больше двух столетий пылятся, вместе с рассказом Дудо Сен-Катенского, «троянские» и «римские» предания о происхождении других европейских народов....  О том, что знали в Киеве накануне создания Повести временных лет о начальной истории Руси, достоверных сведений сохранилось крайне мало. Это и естественно, учитывая чрезвычайную скудость дошедших до нас от XI века источников. Но, видимо, и знали не так много, и не в таком изобилии подробностей, как то позднее представит летопись.Несомненно, помнили, на некоторую глубину, генеалогию правящего княжеского дома... За горизонтом подобных семейных воспоминаний устная память становилась неопределенной и расплывчатой. Даже о крещении Владимира, событии относительно недавнем, одного из очевидцев которого — печерского монаха Еремея — Сильвестр еще застал в живых, ходили различные россказни.... И все же пробелы в знании о прошлом оказывались подчас поразительны. Причем именно там, где скорее всего ожидалось бы точное и даже основанное на письменных документах знание. Так, например, Сильвестр ничего не знал о первых иерархах своей собственной церкви и нигде не смог разыскать даже их имена. Первым митрополитом киевским, о котором имелись какие-то известия, был Феопемпт, но и о нем знали только, что в 1039 году он освящал Десятинную церковь39. А вот был ли митрополит в Киеве всего несколькими годами ранее, в 1037-м, когда закладывалась «митрополия» — Софийский собор, Сильвестр никаких сведений не разыскал и предположить участие в этих важнейших событиях Феопемпта не решился. Похоже, Сильвестр, действительно, думал, что митрополия только при Яро-
славе и была установлена40. Подобные пробелы в знаниях о временах сравнительно недавних заставляют с сомнением относиться к распространенному историографическому убеждению, будто устная традиция могла устойчиво сохраняться на большую глубину4'. Идущие из романтической науки
XIX века, с ее верой в предания, исторические песни и седовласых сказителей, эти идеи, в сущности, никогда не имели твердой опоры. Напротив, опыт историков всякий раз подсказывал, что древние авторы,
сочиняющие первую историю какого-либо народа, как раз с историческими преданиями и испытывали наибольшие затруднения
". (Толочко А. П.  Очерки начальной руси / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург : Лaypyc, 2015. )

И т.д. и т.п. Если вы считаете процитированных мною авторов маргиналами, то флаг вам в руки. Верьте и дальше в то что верите. Ну и еще одна цитата так, для раздумья.

"Весь текст летописи или анналов, за исключением обычно небольшого “предисловия”, состоит из погодных статей, содержащих каждая описание событий одного года. Заголовком погодной статьи являются слова “В год такой-то (номер года)”; в Англии первый элемент заголовка иногда опускался. Погодные статьи обычно состоят из  известий  (сообщений,  рассказов), зачастую (хотя далеко не всегда) тематически друг с другом не связанных, сообщающих каждое об одном событии, иногда детально, а иногда — только называя его. Для отделения этих мельчайших единиц анналистического  текста друг от друга используются специфические обороты, практически идентичные в английских анналах и русских летописях: “on thys ilcan geare” (“в тот самый год”), “ond thaes ilcan geares” (“и того же самого года”), “ond on than ilcan sumera” (“и в то же лето”), “ond tha” (“и тогда”); “в то же лето”, “того же лета”, “тои же зимы”, “тогда же” и др. Типичными и для английских анналов, и для русских летописей являются так называемые “пустые годы” — случаи, когда заголовок погодной статьи проставлен, но за ним не следует никакого текста и сразу же читается заголовок следующей статьи. Кроме структуры, сходным является содержание английских анналов и русских летописей. Известия и рассказы тех и других посвящены самым разным событиям — от военных столкновений и смен правителей до знамений, природных катаклизмов, эпидемий, пожаров и голодных лет — включая события церковной жизни, семейной жизни правителей и многое другое. И для английских анналов, и для русских летописей одинаково типичны как краткие известия, содержащие только констатацию факта, так и подробные рассказы с многочисленными деталями и авторскими оценками событий. Нередко в состав погодных статей бывают включены тексты, в жанровом отношении выбивающиеся из общего потока сообщений: агиографические, законодательные, актовые". (Гимон Т.В. Ведение погодных записей в средневековой анналистике)
Наверх
 
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #5 - 06.10.2015 :: 22:02:19
 
Вы вроде утверждали, что ПВЛ - на 99% сказка и фальсификация, а тут говорите почти исключительно про "странствия народа русь и его князей из Скандинавии в Киев" (а к этим летописным сведениям и я отношусь очень критически), хотя это - лишь небольшая часть ПВЛ.
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #6 - 06.10.2015 :: 22:17:20
 
ИВК писал(а) 06.10.2015 :: 19:52:10:
Моё мнение состоит в том, что не следует особо полагаться на информацию ПВЛ, относящуюся к временам, которые были седой древностью уже для первых русских летописцев. К примеру, если говорить об эпохе Олега - Игоря, то ошибки в датировках могут доходить до нескольких десятилетий, а если о более ранних временах - и того больше. С самими фактами не лучше. Историчность Рюрика - под большим вопросом; то, что в те времена власть на Руси передавалась по наследству - тоже; данные о том, с кем и как Русь тогда воевала, очень сомнительны. Сведения ПВЛ по времени Святослава, Владимира, тем более Ярослава внушают уж гораздо больше доверия, а вторая половина 11 века - уже современность для первых летописцев, так что описание тогдашних событий в целом соответствует действительности.


Мое мнение чуточку более радикальное, но в целом  согласен - достоверность(!) со второй половины 11 века.

ИВК писал(а) 06.10.2015 :: 19:52:10:
Судя по летописи, название словене по отношению к ильменцам было в ходу ещё в первой половине 11 века, лишь потом оно полностью вытесняется словом новгородцы.


Почему? Почему как только повествование доходит до "достоверности" - появляются новгородцы, и исчезают словене? По-фантазирую (а что делать если достоверность только со второй половины 11 века?): летописец не знал название этого племени - новгородцы и новгородцы - всех знал, а здесь не знал, но оно то должно быть? И как это имя выяснить:предположить с большей или меньшей вероятностью - в Новгороде есть концы, и один из них носит название словенский (почему вопрос ? - может и действительно по имени словенского племени, а может там жили мастера поговорить, речистые, или собиралось вече) - логично педположить, что словене и есть именно то искомое племенное название. Любой бы на месте летописца так предположил (Чего мудрить? Тем более ничего лучшего все равно не придумать - надо дальше писать свою летопись). Но усомнится то в этом сейчас можно - а вдруг да, что интересное проявится?
Наверх
« Последняя редакция: 06.10.2015 :: 22:22:47 от иван васильевич »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13409
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #7 - 06.10.2015 :: 22:17:58
 
Roxsalan писал(а) 06.10.2015 :: 21:46:35:
Красочная летописная повесть о странствиях народа русь и его князей из Скандинавии в Киев должна быть сдана в архив, туда, где уже больше двух столетий пылятся, вместе с рассказом Дудо Сен-Катенского, «троянские» и «римские» предания о происхождении других европейских народов.... 

Выдумку насчёт Скандинавии давно пора сдать в архив,  это точно, ибо все подобные фантазии к европейской политике Нового времени, и позднейших времён, относятся.
В ПВЛ ничего подобного не не говорится. Кто ж когда-либо считал Перуна скандинавским божеством, к примеру.))
Наверх
 
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #8 - 06.10.2015 :: 22:32:56
 
иван васильевич писал(а) 06.10.2015 :: 22:17:20:
Почему? Почему как только повествование доходит до "достоверности" - появляются новгородцы, и исчезают словене?

Потому же, почему на месте северян появляются черниговцы, на месте кривичей - псковичи, полочане и смоляне, и т.п. Распад родоплеменных общностей и замена их новыми, называвшимися по имени главного города.

иван васильевич писал(а) 06.10.2015 :: 22:17:20:
летописец не знал название этого племени - новгородцы и новгородцы

Уж про это "племя" летописец должен был знать больше, чем про другие. Достаточно напомнить: в ПВЛ под 1106 годом прямо сказано об участии в летописании Яна Вышатича, выходца из рода новгородских посадников. Не говоря уж о том, что трудно было не знать про "племя", которое посадило на Киевский стол сначала Владимира Крестителя, потом Ярослава Мудрого Смайл
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13409
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #9 - 06.10.2015 :: 22:42:03
 
иван васильевич писал(а) 06.10.2015 :: 22:17:20:
Почему? Почему как только повествование доходит до "достоверности" - появляются новгородцы, и исчезают словене? По-фантазирую (а что делать если достоверность только со второй половины 11 века?): летописец не знал название этого племени - новгородцы и новгородцы - всех знал, а здесь не знал, но оно то должно быть? И как это имя выяснить:предположить с большей или меньшей вероятностью - в Новгороде есть концы, и один из них носит название словенский (почему вопрос ? - может и действительно по имени словенского племени, а может там жили мастера поговорить, речистые, или собиралось вече) - логично педположить, что совене и есть именно то искомое племенное название. Любой бы на месте летописца так предположил (Чего мудрить? Тем более ничего лучшего все равно не придумать - надо дальше писать свою летопись). Но усомнится то в этом сейчас можно - а вдруг да, что интересное проявится?


"И по сих братьи держати почаша род их княженье в полях, а в деревлях свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане"

Наверх
 
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #10 - 06.10.2015 :: 22:47:26
 
ИВК писал(а) 06.10.2015 :: 22:32:56:
Потому же, почему на месте северян появляются черниговцы, на месте кривичей - псковичи, полочане и смоляне, и т.п. Распад родоплеменных общностей и замена их новыми, называвшимися по имени главного города.

На месте кривичей появляются литвины, северяне же остаются на своем месте.
Вот видите? Вы уперто напираете на свое, невзирая на факты.
Что тогда говорить о древних летописцах, которые, в отличие от Вас, не пытались исправить историю, а просто
ее писали "с нуля"?
Хотя несколько позже таки правили, пример тому вписывание мери и веси. 
Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13409
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #11 - 06.10.2015 :: 22:52:05
 
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 22:47:26:
На месте кривичей появляются литвины северяне же остаются на своем месте
Вот видите? Вы уперто напираете на свое, невзирая на факты.
Что тогда говорить о древних летописцах, которые, в отличие от Вас, не пытались исправить историю, а просто
ее писали "с нуля"?
Хотя несколько позже таки правили, пример тому вписывание мери и веси.

Так может и "русь" тоже выдумали? "вправили" какое-то непонятное, неизвестно где обитающее,  племя, а после и пошло, и поехало ... А? ...Во сюжет! Подмигивание
Наверх
 
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #12 - 06.10.2015 :: 22:52:50
 
Mukaffa писал(а) 06.10.2015 :: 22:42:03:
"И по сих братьи держати почаша род их княженье в полях, а в деревлях свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане"

Кстати о полочанах.
Славяне, славяне, а потом бац и "седце" Литвы.
Куда славяне делись?
Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #13 - 06.10.2015 :: 22:57:19
 
Mukaffa писал(а) 06.10.2015 :: 22:52:05:
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 22:47:26:
На месте кривичей появляются литвины северяне же остаются на своем месте
Вот видите? Вы уперто напираете на свое, невзирая на факты.
Что тогда говорить о древних летописцах, которые, в отличие от Вас, не пытались исправить историю, а просто
ее писали "с нуля"?
Хотя несколько позже таки правили, пример тому вписывание мери и веси.

Так может и "русь" тоже выдумали? "вправили" какое-то непонятное, неизвестно где обитающее,  племя, а после и пошло, и поехало ... А? ...Во сюжет! Подмигивание

Хороший сюжет, развивайте.

Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13409
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #14 - 06.10.2015 :: 22:58:17
 
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 22:52:50:
Кстати о полочанах.
Славяне, славяне, а потом бац и "седце" Литвы.
Куда славяне делись?

Славяно-балтское племя. И что? неувязки то в чём?
Наверх
 
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #15 - 06.10.2015 :: 23:02:40
 
Mukaffa писал(а) 06.10.2015 :: 22:58:17:
Славяно-балтское племя.

Шо-шо?
Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #16 - 06.10.2015 :: 23:04:13
 
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 22:47:26:
На месте кривичей появляются литвины, северяне же остаются на своем месте.

Вы хотя бы одиннадцатый век от пятнадцатого научились бы отличать, что ли  Очень довольный Какие севрюки или литвины в Полоцке во времена написания ПВЛ?  Очень довольный
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13409
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #17 - 06.10.2015 :: 23:06:14
 
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 23:02:40:
Шо-шо?

А какое? неужто тюркское? иль скандинавы? Ужас
Наверх
 
Ци-Ган.
+++
Вне Форума



Сообщений: 3700
Санкт-Петербург
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #18 - 06.10.2015 :: 23:10:50
 
Mukaffa писал(а) 06.10.2015 :: 23:06:14:
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 23:02:40:
Шо-шо?

А какое? неужто тюркское? иль скандинавы? Ужас

Ага!
А что новгородцы балто-славяно-финское племя никак?
Наверх
 

Нет у меня авторитетов. И не было никогда.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13409
Пол: male
Re: О степени достоверности "Повести временных лет"
Ответ #19 - 06.10.2015 :: 23:12:51
 
Ци-Ган. писал(а) 06.10.2015 :: 23:10:50:
Ага!
А что новгородцы балто-славяно-финское племя никак?

Отчего ж никак, именно так.
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 ... 88
Печать