Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Опрос Опрос
Тема Опроса: К какой теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь вы придерживаетесь?

Норманская    
  31 (24.6%)
Славянская    
  34 (27.0%)
Ирано-славянская    
  9 (7.1%)
Кельто-славянская    
  2 (1.6%)
Славяно-варяжская    
  25 (19.8%)
Индо-иранская    
  4 (3.2%)
Хазарская    
  5 (4.0%)
Другая    
  14 (11.1%)
Никакая    
  2 (1.6%)




Всего голосов: 126
« Последняя модификация: Юстиниан : 31.03.2009 :: 00:53:59 »

Страниц: 1 ... 37 38 39 40 41 ... 99
Печать
Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь (Прочитано 626488 раз)
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #760 - 11.07.2012 :: 10:16:14
 
Если чуть подробнее, то:

1) Шведов и славян Адам чётко различает, поскольку сам пишет, что Цитата:
побережья этого [Балтийского] моря с юга занимают склавы, а с севера сведы...
Остров Рюген примыкает к южному (славянскому) берегу Балтики, что Адам точно знает, так как далее пишет: Цитата:
Многочисленны острова этого залива [Балтики], всеми ими владеют даны и свеоны, и лишь некоторые принадлежат склавам.
А далее перечисляет некоторые Балтийские острова и, в частности, упоминает Рюген: Цитата:
Другой остров расположен напротив страны вильцов. Его населяет могучее склавское племя ранов, [или рунов].


2) Фантастические описания шведов у Адама начинаются тогда, когда он ссылается на древних авторов - т. е. повторяет устаревшие сведения, где шведам явно приписываются качества южных и восточных славян и даже скифов.

3) В пылу дискуссии мы, похоже, забываем, что "Деяния епископов..." и БА это вообще разные документы, принадлежащие разным авторам и разным эпохам. Ни в БА, ни у Эйнгарта никаких отступлений по поводу "множественных свеонских народов" нет вообще.

4) Эти древние авторы настолько запутали Адама, что он уже пишет о том, что Цитата:
Хальсингланд — это область скритефиннов, расположенная в Рифейских горах, на которых круглый год лежит снег
, называя, таким образом, Рифейскими горами Скандинавский хребет. Не факт, что у автора (авторов) БА и, главное, у "дознавателей" Людовика Благочестивого, общавшихся с послами росов, мозги были так же замусорены неверными древними представлениями.
Наверх
« Последняя редакция: 11.07.2012 :: 10:28:36 от muarrih »  

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #761 - 11.07.2012 :: 16:00:52
 
muarrih писал(а) 10.07.2012 :: 19:45:59:
тут есть "дежурный набор норманиста": данные ПВЛ и др. летописей, имена князей, названия Днепровских порогов и т. д., и т. п..

Это бездоказательные "доказательства".
1. Летописи в IX веке никто на Руси не писал, а поздние изыски и домыслы начала XII века имеют не большую значимость, чем гадание об атлантах и лемурийцах наших современников.
2. Первые исторически достоверные князья Олег и Игорь. Этимологические гипотезы по поводу их имен довольно разнообразны, а посему одна из гипотетических этимологий (скандинавская) не имеет силы безусловного доказательства. Существованию "Рюрика" на Руси нет ни одного подтверждения, по-видимому это исключительно литературный персонаж литературного сюжета, в котором причудливо переплелись заимствования из англо-саксонской литературы.
3. Скандинавская этимологическая гипотеза по поводу этих топонимов под большим сомнением даже у самих авторов. Нужно обладать совершенно некритическим (дилетантским) взглядом, чтобы принять эту гипотезу в качестве доказательства...
4. под "и т.д. и т.п." я так понимаю подразумеваются "археологические доказательства", которые по сути ничего не доказывают...
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #762 - 11.07.2012 :: 16:20:36
 
muarrih писал(а) 11.07.2012 :: 10:16:14:
2) Фантастические описания шведов у Адама начинаются тогда, когда он ссылается на древних авторов - т. е. повторяет устаревшие сведения
Вот именно! Смайл А я об этом и пытаюсь втолковать. Эклектичные сведения Адама тем и ценны, что помимо новых данных, полученных из многократных контактов с балтийскими народами, у него есть и устаревшие данные, полученные в более ранний период...

muarrih писал(а) 11.07.2012 :: 10:16:14:
Ни в БА, ни у Эйнгарта никаких отступлений по поводу "множественных свеонских народов" нет вообще.
Да в БА и у Эйнхарда вообще о Балтике сведений почти нет. Полторы строки у Эйнхарда, однако, достаточно показательны: есть некий "северный берег" на котором тоже живут свеоны, и этот "берег" не Скандинавия, которая проходит, как один из "северных островов"... мало, но - достаточно.

muarrih писал(а) 11.07.2012 :: 10:16:14:
Не факт, что у автора (авторов) БА и, главное, у "дознавателей" Людовика Благочестивого, общавшихся с послами росов, мозги были так же замусорены неверными древними представлениями.
У них не было других представлений - откуда им взяться? Они свеев и готов (тогда ещё два разных этноса) в одну кучу валят и обзывают их античным прозвищем "свеоны" - почему например не "готами"? Ведь если считать, что франки сами как-то распознали народы к северу от Дании, то первым делом наткнулись бы на готов (гётов) - непосредственных соседей Дании. Дак нет: они и готов называют античной кличкой далёких свеев...
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #763 - 12.07.2012 :: 08:41:56
 
muarrih писал(а) 10.07.2012 :: 19:45:59:
БА - только один кирпичик в этой стенке, которую пока ни один ура-патриот развалить не сумел.


Элементарно, Ватсон.

Юстиниан писал(а) 02.07.2012 :: 16:06:50:
Бертинские анналы слабый источник для доказательства норманизма или антинорманизма.


С точки зрения формальной логики не такой уж слабый.
Теперь чтобы привязать росов к скандинавам, надо доказать, что хоть какая-то часть из последних ходила под властью каганов.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #764 - 12.07.2012 :: 08:44:36
 
muarrih писал(а) 09.07.2012 :: 21:58:23:
Росы - отпочковавшаяся от шведов группа


А чего не от марсиан? Из пальца много чего можно высосать .
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #765 - 12.07.2012 :: 19:44:01
 
Zverotekhnik писал(а) 11.07.2012 :: 16:20:36:
У них не было других представлений - откуда им взяться?


Ну уж нет. Опираться на такую, с позволения сказать, "доказательную базу" - всё равно что гадать на ромашке. Если в XII веке автор, помимо практических знаний (кстати, довольно обширных и точных), поминает ещё сочинения античных авторов, то, стало быть, за 200 лет до него, никаких практических знаний о Скандинавии франки вообще не имели и иметь не могли, и все свои "сужденья черпали из забытых газет времён Очаковских и покоренья Крыма". Ужасная логика! В строительстве таких сомнительных гипотез я долевого участия принять не рискну.

EvS писал(а) 12.07.2012 :: 08:44:36:
А чего не от марсиан? Из пальца много чего можно высосать .


Произведённое по приказу императора Людовика "тщательное исследование" присутствия марсиан среди росских послов не выявило.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #766 - 12.07.2012 :: 19:58:11
 
muarrih писал(а) 12.07.2012 :: 19:44:01:
Если в XII веке автор, помимо практических знаний (кстати, довольно обширных и точных), поминает ещё сочинения античных авторов, то, стало быть, за 200 лет до него, никаких практических знаний о Скандинавии франки вообще не имели и иметь не могли, и все свои "сужденья черпали из забытых газет времён Очаковских и покоренья Крыма". Ужасная логика!

Ничего ужастного - источники не знают прямых контактов франков с теми же "свеонами" ранее 830-х гг., сам по себе выход (точнее неустойчивые редкие "вылазки") к Балтике начался у франков не ранее завоевания саксов Карлом Великим, реальная инфа о свеонах впервые появляется у Римберта в Житии Ансгара, причём по результатам миссий 850-х-870-х гг. - именно к этому периоду относятся некоторые подробные описания Бирки и части Свеаланда. Раньше этого периода франки никогда не сувались в далёкую "Свеонию", да и ненужна она им была по большому счёту.. Дания была более актуальна уже потому, что после завоевания саксов, франки столкнулись с местными разборками в которых саксы и даны обычно выступали союзниками.
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #767 - 12.07.2012 :: 20:05:36
 
muarrih писал(а) 12.07.2012 :: 19:44:01:
Произведённое по приказу императора Людовика "тщательное исследование" присутствия марсиан среди росских послов не выявило.
Правильно, выявили только, что послы были какой-то "свеонской народности", причём "свеями" (по-"учёному" "свеонами") эти товарищи сами себя не называли, а называли Rhos... и правитель у них - каган, а не конунг.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #768 - 13.07.2012 :: 08:16:53
 
muarrih писал(а) 12.07.2012 :: 19:44:01:
Произведённое по приказу императора Людовика "тщательное исследование" присутствия марсиан среди росских послов не выявило.


Ну Вас же с  Маркусом не смущает то, что производимое всей мировой наукой исследование не выявило во всей Скандинавии ни одного кагана, а тут всего-то среди нескольких человек...
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #769 - 14.07.2012 :: 12:06:17
 
@
EvS

"Скандинавия - родина каганов"

В IX в. титулы кагана и каган-бека являлись монопольной собственностью хазар. Переселившиеся на Украину мадьяры подчинились хазарам и на каганский титул не претендовали. Юго-восточные славяне попали в политическую зависимость от хазар, и для них титул кагана стал символом верховной власти.

Мадьярская Gesta Hungarorum, в частности, ставит подчинение Киевских полян в заслугу самим мадьярам, якобы обложившим их данью по приказу хазарского кагана.

Аварский каганат был уничтожен в конце VIII века. Хазарские мятежники-кавары не рискнули присвоить себе каганское звание. И даже прорвавшие в конце IX века хазарскую оборону на Волге печенеги на каганский титул замахнуться не осмелились. Получается, что единственным народом, покусившимся в IX веке на титул кагана, были некие росы. И с их стороны это была неслыханная наглость - открытый вызов всему Хазарскому государству.

Откуда же взялись и кем были эти нахалы? Среди степняков, как видим, таких не было. Но со стороны пробивавших себе короткий путь в Византию скандинавов такое вполне можно было ожидать. Косвенно на угрозу с севера указывает обращение кагана за помощью к византийцам в строительстве крепости Саркел на Дону в 834 году. Помимо открытого вызова Каганату, принятие вождём росов титула кагана могло служить подтверждением легитимности его власти в глазах юго-восточных славян, уже привыкших считать кагана своим сюзереном.

Так что искать каганов в Скандинавии - затея сугубо безнадёжная. Но принятие титула кагана вождём скандинавов, достигших границы Причерноморских степей, - вещь вполне возможная и логически обоснованная.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #770 - 14.07.2012 :: 13:04:48
 
muarrih писал(а) 14.07.2012 :: 12:06:17:
Так что искать каганов в Скандинавии - затея сугубо безнадёжная. Но принятие титула кагана вождём скандинавов, достигших границы Причерноморских степей, - вещь вполне возможная и логически обоснованная.

Проще говоря - фантазия с замысловатыми рассуждениями. Доказательтств, конечно, как таковых нет и вряд ли предвидятся...
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #771 - 14.07.2012 :: 19:10:24
 
Zverotekhnik писал(а) 14.07.2012 :: 13:04:48:
фантазия с замысловатыми рассуждениями. Доказательтств, конечно, как таковых нет и вряд ли предвидятся...


Были бы исчерпывающие доказательства, не было бы предмета для обсуждения.
Наверх
« Последняя редакция: 14.07.2012 :: 19:15:51 от muarrih »  

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #772 - 14.07.2012 :: 19:54:50
 
muarrih писал(а) 14.07.2012 :: 19:10:24:
Были бы исчерпывающие доказательства, не было бы предмета для обсуждения.

Резонно. Действительно - прямые доказательства в "норманской теории" отсуствуют, всё построено на косвенных аргументах.. и ещё эти люди ("норманисты") не позволяют нам ковыряться в носу никак не возьмут в толк, что это их версию не считают истиной в последней инстанции?... многие поэтому злятся, топают ногами и орут: "это - не наука! ренесанс средневековья! немцененависть! ложно понятый патриотизм!"...

Кстати, если бы шведским патриотам XVII века попался бы источник, говорящий, что "Рус и Хазар от одной матери и (одного) отца", то развитие науки могло пойти двумя путями:
1. Шведские патроиоты поняли бы, что быть братьями хазар (которых уже многие считали тюрками) сложно, и "норманнская теория" вообще не появилась бы.
2. Шведские патриоты сделали бы вывод, что хазары - ещё одно "отпочкование" свеев, и до сих пор бы "истинно научные" историки "доказывали" бы, что хазары вместе с готами (или немного позже) переселились из Скандинавии. "Археологические доказательства" при желании тоже бы наковыряли...

Кстати, и до открытия арабских источников, повествующих о "хакане ар-Рус" историки думали, что в БА "царь, именуемый Хакон".... потом, конечно, до всех дошло (после работ антинорманистов), что имя "Хакон" как-то неуместно.... но "теория" уже была создана, понаписали кучу трудов на эту тему, от которых многим не хотелось отказываться (признавать себя олухом всегда стрёмно), поэтому начались фантазирования с целью "обоснования"... современные "обоснования" это дальнейшее втискивание фактов в "теорию".
Наверх
« Последняя редакция: 14.07.2012 :: 22:27:34 от Zverotekhnik »  
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #773 - 22.07.2012 :: 17:20:28
 
Zverotekhnik писал(а) 12.07.2012 :: 19:58:11:
реальная инфа о свеонах впервые появляется у Римберта в Житии Ансгара, причём по результатам миссий 850-х-870-х гг.


В том же "Житии" упоминается свеонское посольство к франкам эдак примерно в 829 году. Послы были приняты самим Людовиком. Нарисовались, что называется, не сотрёшь. Так что свеонов франки до 839 года знали в лицо. И уже тогда не было никакой путаницы относительно места их обитания и нац. принадлежности: столица - город Бирка (Birca), король - Бьёрн (Bern).
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #774 - 24.07.2012 :: 20:25:12
 
muarrih писал(а) 22.07.2012 :: 17:20:28:
В том же "Житии" упоминается свеонское посольство к франкам эдак примерно в 829 году.
В Житии не сказано, что посольство было в 829-м, а хроники о каких-либо послах свеонов ранее 839 года молчат как рыба об лёд...
muarrih писал(а) 22.07.2012 :: 17:20:28:
Так что свеонов франки до 839 года знали в лицо.
Не знали. По-крайней мере ясного представления о всех "свеонских племенах" они точно не имели.
muarrih писал(а) 22.07.2012 :: 17:20:28:
И уже тогда не было никакой путаницы относительно места их обитания и нац. принадлежности: столица - город Бирка (Birca), король - Бьёрн (Bern).
Бирка не столица, а всего лишь известное торжище "свеонов" (по Адаму даже не свеев, а готов), а "король Берн" вообще-то неизвестно в какие именно годы правил (кроме Жития и саг он нигде не известен, у Адама же все даты проставлены через пень-колоду путём различных умозаключений, например, он всерьёз пишет, что сожжение Гамбурга было в последний год жизни Людовика Старого, то есть в 840-м, а на самом деле Гамбург даны сожгли в 845-м, то есть через пять лет после смерти императора. Кстати, Адам "Благочестивым" называет Людовика Немецкого, а не его отца)...

А Римберт много подсочинил и подтянул, когда писал Житие Ансгара: например, приписал корбейскому настоятелю Вале инициативу назначения миссионеров к "свеонам". Дело в том, что Житие писалось для братии Корвейского (Нового) монастыря. Современник и биограф Валы Пасхазий не пишет ни единым словом в жизнеописании самого Валы ни о каком посольстве свеонов, ни о назначении к свеонам миссионеров (по Римберту миссия прошла блестяще - такой факт, как назначение беспрецедентной и успешной миссии к далёким варварам, биограф Валы просто не мог пропустить, если бы она была при жизни Валы и как-либо связана с его именем)... Вообще, если (вслед за Адамом) "растягивать" годы жизни Ансгара, то получится, что с 831 по 845 гг в Бирке было епископство, которое ничерта не делало. Вообще непонятно, как они 15 лет осуществляли связь с Биркой если все пути на Балтику были в руках враждебных данов... В более позднее время (уже при участии самого Римберта) связь осуществлялась через приходы в Рибе и Хедебю при лояльных к христианам правителях Дании - это уже свидетельство очевидца (Римберта)...
Наверх
« Последняя редакция: 24.07.2012 :: 20:49:45 от Zverotekhnik »  
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #775 - 25.07.2012 :: 12:50:11
 
Zverotekhnik писал(а) 24.07.2012 :: 20:25:12:
В Житии не сказано, что посольство было в 829-м, а хроники о каких-либо послах свеонов ранее 839 года молчат как рыба об лёд...


Я потому и написал - "примерно в 829 году". Привязка к 831 году вполне убедительна. А первое епископство в Бирке оказалось первым блином. Шведы его разгромили. Для чего было Римберту выдумывать и подробно описывать такой (вовсе не блестящий!) облом? И причём здесь аббат Вале? Если Адам напрасно приписал ему идею отправки Ансгара в Швецию, то надо ли удивляться тому, что в биографии Вале об этом ничего не сказано?
Всё не то.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #776 - 25.07.2012 :: 18:09:49
 
muarrih писал(а) 25.07.2012 :: 12:50:11:
Привязка к 831 году вполне убедительна.

Эти даты необоснованы - просто Адам Бременский так интерпретировал свидетельства Жития (которые и не должны быть хронологически точными - жанр агиографии сам по себе допускает хронологические вольности), а вслед за Адамом и позднейшие историки некритически приняли его хронологию в "приблизительно-вероятном" варианте - то есть закрывая глаза на явные нестыковки и грубые ошибки.
muarrih писал(а) 25.07.2012 :: 12:50:11:
Для чего было Римберту выдумывать и подробно описывать такой (вовсе не блестящий!) облом?
Вообще-то у Римберта сама миссия разрисована в самых радужных тонах, причём в деталях он противоречит своим же показаниям о более поздних временах.
А назначение Гаудберта епископом в Бирку вполне могло состояться и в 840-841 годах - изгнание приходится уже на 845 год (одновременно с сожжением Гамбурга) - ясно, что за 5 лет епископ много сделать не мог, поэтому и результат мизерный. Тем более никаких событий в период между основанием епископства и изгнанием в Житии нет вообще - для срока в 5 лет это естественно...
muarrih писал(а) 25.07.2012 :: 12:50:11:
И причём здесь аббат Вале? Если Адам напрасно приписал ему идею отправки Ансгара в Швецию, то надо ли удивляться тому, что в биографии Вале об этом ничего не сказано?
Всё не то.
На участие Валы ссылается уже Римберт в Житии - ему позарез нужны были союзники среди корвейской братии (к которым и было направлено Житие), поскольку архиепископская кафедра в Бремена существовала с нарушениями канонических правил. Узаконивая Бременскую епархию тамошние монахи позднее пошли на составление фальшивых "гамбургских" документов, на которые, кстати, ссылается уже Адам Бременский именно ими обосновывая датировку событий. Никакой гамбургской документации, конечно, не существовало, тем более и Римберт пишет, что при сожжении Гамбурга (в 845-м) Ансгар и некоторые монахи единственное, что успели спасти, так только свои жизни...

А вообще отношение к "первой" миссии в Бирку у историков чрезмерно доверчивое:
1. в 829-831-е гг. свеоны из далёкой Бирки вряд ли стали бы просить проповедников - в Южной Дании только что победила языческая партия (сыновья Годфреда), немногочисленных христиан во главе с Харальдом Клаком выгнали, и франки их поселили во Фризии в Рюстрингене для защиты Дорестада. На этом фоне "свеоны из Бирки, просящие себе проповедников" - полнейшая нелепость. Естественно, что источники (кроме Жития) о таком посольстве молчат.
2. значение "первой" миссии в Бирку сильно преувеличено самим Римбертом. Всех миссионеров было 3 человека, в Бирку они добирались неизвестно каким маршрутом, купив себе "пассажирские места" на торговых кораблях каких-то (совершенно неизвестно каких именно) балтийских торговцев, по-пути на них напали пираты и разграбили суда, а сами купцы (и монахи с ними) побросав имущество вплавь добрались до берега (тогда корабли ходили по вдоль берега, крайне редко выходя в открытое море).
3. "король Берн", якобы, просивший проповедников, проявляет полное равнодушие к миссионерам и их учению. Увлеченных христианством нашлось немного в том числе некий Харигарий "мэр" (что-то типа посадника) Бирки - собственно обычный неофит, которому понравилось экзотическое заграничное колдунство...
4. никакой информации о "свеонах" из этой миссии не следует: монахи съездили в далёкую Бирку, единственный "свеонский" городок, потусовались там с полгода (проще говоря перекантовались, пока торговые суда ждали улучшения погоды), увлекли своей религией несколько обитателей Бирки, и преспокойно свалили на торговых судах.
5. реальную информацию о "свеонах" (то есть о свеях) Римберт сообщавет только когда описывает более поздние события - 850-е - 860-е гг. - уже были и церкви на Балтике, и миссионеры регулярно ездили в Бирку (стараниями того же Ансгара).

Если норманисты думают, что поездка в Бирку 3-х монахов (в датировке Адама) означает тесное знакомство франков со "свеонами", и наличие при дворе у Людовика Старого в 839-м году "экспертов по Всея Свеонии" (в которой до чёрта "островов" и ещё "все северные берега", из которых Бирка - один из многих, не самый важный), то они глубоко ошибаются: 3 монаха после поездки получили свои назначения и разъехались по своим епархиям - делов там всегда выше крыши (Ансгар поселился в Гамбурге, и прожил там безвылазно до 845 года)...
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #777 - 25.07.2012 :: 19:32:29
 
Zverotekhnik писал(а) 25.07.2012 :: 18:09:49:
3. "король Берн", якобы, просивший проповедников, проявляет полное равнодушие к миссионерам и их учению.

Такое бывало не раз. Что вспоминается сразу, так миссия к княгине Ольге, которую быстро выгнали. А ведь также просила себе священников.
Наверх
 
Zverotekhnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1063
РФ ЦФО
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #778 - 25.07.2012 :: 22:49:40
 
Юстиниан писал(а) 25.07.2012 :: 19:32:29:
Такое бывало не раз. Что вспоминается сразу, так миссия к княгине Ольге, которую быстро выгнали. А ведь также просила себе священников.

Политика христианки Ольги больше напоминает лавирование между различными влиятельными христианскими центрами (германо-романским и византийским), то есть со свеонами и языческим "королём Берном" аналогия не уместна. И совершенно бессмысленно посольство, "просящее проповедников" сразу после изгнания христиан из Южной Дании - зачем правителям Бирки влияние далёких франков? ведь поступление франкских товаров на Балтику полностью контролировалось Данией. Характерно, что Гаудберта изгнали из Бирки одновременно с языческой реакцией данов - в 845 году.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #779 - 26.07.2012 :: 07:42:19
 
Zverotekhnik писал(а) 25.07.2012 :: 18:09:49:
Эти даты необоснованы - просто Адам Бременский так интерпретировал свидетельства Жития (которые и не должны быть хронологически точными - жанр агиографии сам по себе допускает хронологические вольности), а вслед за Адамом и позднейшие историки некритически приняли его хронологию в "приблизительно-вероятном" варианте - то есть закрывая глаза на явные нестыковки и грубые ошибки.


Люди старались. Документировали события. И что получили в благодарность? - Ваше незаслуженное недоверие.

Я не очень хорошо знаком с источниками по теме. Но дата назначения Ансгара архиепископом у Адама Бременского - а у него это 832 год - повсеместно исправляется на 831-ый. Следовательно, Адам здесь не единственный и не главный источник. И в указанной дате - 831 - можно не сомневаться.

И если первая миссия Ансгара в Бирку и посольство свеонов к императору предшествовали этой дате, то состояние свеоноведения во Франкском государстве в это время можно считать удовлетворительным.

Противное возможно только в том случае, если Римберт ошибся или наврал. Если ошибся - то как ему такое удалось? Если наврал - то зачем?
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Страниц: 1 ... 37 38 39 40 41 ... 99
Печать