upasaka писал(а) 24.11.2021 :: 15:39:21:Прочитав оное, пропадает желание читать дальше - сплошное недоразумение.
Читаем:
upasaka писал(а) 24.11.2021 :: 15:39:21:Долгое время считалось, что их проникновение осуществлялось с юга, по Днепру.
"Долгое время" это:
" Остаются весьма дискуссионными вопросы о том, какое происхождение имел древненовгородский (новгородско-псковский) диалект и о том,
какими путями пришли сюда, в Ильмень-Волховский бассейн, ранние славяне. По поводу решения этих тесно взаимосвязанных вопросов традиционно конкурируют две основные точки зрения. Первая гипотеза — «западнославянская», разделяемая многими историками и языковедами
начиная с 1-й пол. XIX в., — подчеркивает западнославянский генезис ранних славян-заселителей земель будущих Новгорода и Пскова и, resp., первых диалектов Русского Северо-Запада. Этой гипотезе отдали дань разные поколения крупных историков, археологов, языковедов, этнографов.
Так, языковед
А. А. Шахматов [1899: 382] писал о том, что севернорусам, двигавшимся от Среднего Поднепровья, пришлось столкнуться в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра с ляшскими (польскими) племенами, их оттеснить и ассимилировать, но от ляхов были унаследованы цоканье, кл, гл (< *tl, *dl), смешение с и ш и другие черты, отмечаемые в новгородско-псковских землях.
Этнограф
Д. К. Зеленин [1954]
обосновывал мнение о миграции балтийских славян морским и сухопутным путем в Поволховье и Приильменье, к ильменским словенам, которые ассимилировали пришельцев, восприняв от них ряд языковых черт. Особенно часто писал о проблеме появления ранних славян на Русском Северо-Западе археолог
В. В. Седов, который отождествляет северную (псковскую) ветвь летописных кривичей с
создателями культуры псковских длинных курганов, а летописных словен ильменских — с носителями культуры сопок. Он отстаивает идею, что и кривичи (очень рано, еще в V в.), и словене ильменские (немного позднее) пришли в бассейны озер Чудско-Псковского и Ильмень с запада — из Польши, со среднего течения Вислы, для чего им пришлось напрямую пересечь земли балтов [Седов 1994; 1999: 117—128, 158—165].
В. Л. Янин [2004: 79] тоже полностью солидаризируется с
тем, что «искать исходный пункт движения славян, получивших имена “кривичей” и “новгородских словен”, на землях будущих Пскова и Новгорода следует в областях, прилегающих с юга к Балтике».
В целом эволюция мнений относительно лингвоэтногенеза на Русском Северо-Западе претерпела с сер. XIX в. определенные изменения, заключавшиеся в
постепенном сдвиге акцентов в пользу второй, «южной», гипотезы. В частности,
идея о первоначальной миграции в этот регион славян с берегов Балтийского моря, бывшая некогда наиболее популярной среди историков, так и не нашла достаточных лингвистических аргументов. Концепция В. В. Седова о приходе кривичей и
ильменских словен из Средневисленского региона, хорошо известная благодаря авторитету крупного археолога, подвергнута критике в современной археологической литературе; см.:
«Система археологической аргументации для обоснования западной гипотезы так и не была создана», при том что «южная версия за
последние десятилетия значительно укрепила фактологическую базу» [Конецкий 1998: 236]. Наконец,
мы наблюдаем изменение взглядов А. А. Зализняка, который в последних своих трудах избегает упоминаний об особом родстве севернокривичского с севернолехитскими и лужицкими диалектами, ограничиваясь предположением «о ранней изоляции носителей прановгородско-псковского диалекта от
остального славянства» [Зализняк 2003: 221].