Рассмотрим наиактуальнейший вопрос для некоторых участников форума о появлении ранних славян(и праславян тоже) на территориях Северо-Западной Руси.
Откуда пришли, когда пришли, места обитания и т.д.
Начнём с мнения академика Седова В.В., одного из самых известных археологов-славистов.
Цитата:Культура новгородских сопок
Основным районом распространения сопок является бассейн Ильменя, где сконцентрировано
более 70% могильников, в которых имеются эти памятники. ...
Умерших в сопках хоронили исключительно по обряду трупосожжения. Кремация умерших совершалась, как правило, на стороне, в сопку помещали остатки сожжения, собранные с погребального костра. Захоронения помещались или в неглубокие ямки, или непосредственно на поверхности кучкой или разбросанно. Часть кальцинированных костей бросалась прямо в насыпь, видимо, при ее сооружении. Абсолютное большинство погребений было безурновыми и безынвентарными, и какая-то часть их, кажется, довольно значительная, не сохранилась до нашего времени. ...
Культура сопок не имеет каких-либо генетических корней ни в древностях западнофинского населения, занимавшего Приильменье в предшествующее время, ни в памятниках соседних прибалтийско-финских племен. Создателями культуры сопок в Ильменском регионе могло быть только новое население, расселившееся здесь когда-то ранее VIII в.
....
Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение. Как и предки кривичей, они вышли, нужно полагать, из земель Среднего Повисленья и продвигались, как показывают топонимические материалы, собранные и систематизированные Ю.Удольфом, теми же путями и направлениями [151]. Поскольку сопки датируются VIII-IX вв., а длинные курганы псковского типа появляются уже в V столетии, то обычно предполагается, что освоение племенами культуры сопок Приильменья было результатом второй крупной волной славянского расселения на севере Русской равнины, датируемой VII в.
В поисках решения вопроса о происхождении носителей культуры сопок исследователи искали
прототипы этим погребальным памятникам. О поисках их в Верхнем Поочье сказано выше.
Мною было высказано предположение, что предки словен новгородских, продвигаясь в Приильменье, пересекли земли балтских племен, от которых и был позаимствован обычай сооружения курганных насыпей. Этому могло способствовать и то, что в процессе славянской миграции пришла в движение и часть балтов, осевшая вместе со славянами на северо-западе Русской равнины.
В настоящее время может быть предложено и иное решение происхождения словен ильменских и
их ранних погребальных памятников. Археологические материалы Среднего Повисленья, Неманского бассейна и других балтских территорий не фиксируют каких-либо следов крупной миграции населения в восточном или северо-восточном направлениях в VII в. или на рубеже VII и VIII вв.
Поэтому допустимо предположение, что славянская племенная группировка, известная позднее как словене новгородские, появилась на северо-западе Русской равнины в более раннее время, мигрируя в общем большом переселенческом потоке самого конца IV или начала V в., вызванном отмеченными выше климатическими катаклизмами. ....
По всей вероятности, славянское население в Удомельское Поозерье пришло в составе мощного потока переселенцев середины I тыс. н.э. Появление в рассматриваемых древностях некоторых предметов, имеющих аналогии в памятниках западных балтов, в таком случае вполне закономерно. В первое время это славянское население, а оно осело, нужно полагать, не только в Удомельском Поозерье, но и в некоторых других местах Ильменского бассейна, проживало чересполосно со славянами другой племенной группы - носителями культуры псковских длинных курганов.
Потепление климата и понижение уровней водоемов и грунтовых вод привело к перемещению
поселений на приозерные участки и к поймам рек. ...
Безусловно, следует согласиться с И.В.Ислановой в том, что культура сопок формировалась на месте, в Ильменском бассейне и ее ядром было славянское население, оставившее памятники третьей четверти I тыс. н.э. типа удомельских, возникших в тех же ландшафтных местностях, что и сопки. Вместе с тем, представляется несомненным, что в этногенезе словен новгородских приняли также участие местные финноязычные племена и население культуры псковских длинных курганов, в той его части, которая входит в ареал сопок. В таком случае поиски прототипов этим погребальным сооружениям на стороне не целесообразны. Сопки могли зародиться в Поильменье на определенном этапе активного развития жизни и культуры новгородских словен как культово-погребальные сооружения независимо от влияний других этносов."
(Седов В.В. Славяне в раннее средневековье)
Кто не согласен, может оспорить мнение профессора, приводя свои собственные доводы, или цитаты других исследователей оного вопроса.
Итак, желающих подискутировать милости просим.