Тарасов Виктор писал(а) 19.01.2022 :: 12:33:15:Еще раз повторяю свой вопрос. Где торговля пушниной или пушной промысел у тюрок и иранцев? Цитаты в студию.
О торговле булгар пушниной сообщает Ибн Фадлан. И не только он: "
Соболь, белка, горностай, чернобурая лиса, лисы, бобровые шкуры, пёстрые зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, береста, шапки, китовый ус, рыбий зуб, бобровая струя, янтарь, выделанная кожа, мёд, лесные орехи, ястребы, мечи, панцири, кленовая древесина, славянские рабы, мелкий скот и быки —
всё это из Булгара". (Мухаммед ал-Мукаддаси, около 985 г.)
Да и надо шибко не дружить с логистикой чтобы везти из Литвы меха туда, где их своих и лучшего качества хватает. Это как в Тулу со своим самоваром и пряниками. Что касается СМК, то тут источников нет. О населении Среднего Дона и Подонцовья в то время ничего не пишут ни арабы ни греки от слова вообще. Что позволило Плетневой написать: "
Что касается лесостепного (аланского) варианта салтово-маяцкой культуры Подонья, то о нём не сохранилось никаких сведений в литературе того времени. Богатый, развитой и воинственный народ как будто совершенно не участвовал в общеевропейской жизни. Это наводит на мысль, что имя аланов скрыто в источниках под каким-то другим общим названием"(С.А. Плетнёва От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура.)
Сама Плетнева полагала что аланы СМК были известны как хазары. Но это в корне расходится с тем что показывает археология. А вот то что аланы и в целом населен е СМК скрывалось под именем Русь вполне допустимо. Теперь по торговле салтовцами мехами на основании данных археологии. Археолог В. Аксенов пишет что население СМК: "
стояло на весьма высоком уровне хозяйственного и культурного развития. Металлургия, гончарное дело, некоторые другие хозяйственные занятия выделились в самостоятельные ремёсла. Находки свидетельствуют о наличии оживлённых торговых связей с народами Северного Кавказа и Среднего Поволжья, с Ираном и Византией, с Китаем и государствами Средней Азии. Так, из Китая и Средней Азии в Салтов привозили шёлковые ткани, с Северного Кавказа и из Византии – бусы, из Ирана – серебряные монеты, ткани. Из Крыма доставлялось вино, стеклянные сосуды." За пределы своей территории «салтовцы» вывозили: "…
зерно, шкуры и кожи, мед и воск, с северных территорий, благодаря посреднической торговле – пушнину… А также захваченных в набегах рабов. Ввозили предметы роскоши, пряности, ткани, вино. Не оружие – его делали в достатке сами."
Тоже самое пишет и другой специалист по СМК А. Тортика: " Основным направлением торговых отношений салтовского населения Придонечья
были, по всей видимости, связи с византийско-крымскими городами, возможно, что и с Таманью. Практически полное отсутствие византийских монет этого времени в регионе [Кропоткин 1962, с. 10-12] свидетельствует о безмонетном, обменном (товар на товар), характере этих торговых отношений.
Основным импортным товаром для местного населения является, скорее всего, вино, привозившееся в амфорной таре, многочисленные остатки которой зафиксированы на всех салтовских поселениях, реже, предметы роскоши (косметика, благовония, шелковые ткани, бусы). Предметами вывоза служили, вероятно, зерно, шкуры, мясо, [b]мед, воск, возможно, меха, может быть даже в небольшом количестве и рабы[/b]". (A.A. Тортика Северо-Западная Хазария в контексте истории Восточной Европы (вторая половина VII - третья четверть X вв.)
Смотрим что пишет Хордадбех: " Что касается купцов русов, а они — вид славян[44], то о
ни везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи[45] из отдаленных [земель] славян к морю Румийскому[46], и берет с них десятину властитель Рума[47]. А т
о идут по [Та?]нису, реке славян[48], входят в Хамлидж, город хазар, и берет с них десятину их властитель."
Как видим, с Византией салтовцы торговали. Как и с Востоком.
Как у литвы, куршей и прочих балтов с торговлей с Византией и Востоком?
Теперь смотрим по меховой торговле в В.Е в целом, по данным археологии; "Для раннего средневековья среди ценного пушного зверя, на которого велась охота восточной Европе,
восточные источники упоминают горностая или ласку, соболя, белку, куницу, лису, бобра (Нунан 2004: 273—277). Особенно на мусульманском Востоке ценились соболь и чернобурая лисица (Нунан 2004: 274, 275). Но все же больше всего в это время добывали, судя по остеологическим данным, бобра
(Нунан 2004: 277, 278).
Волжские булгары в конце X в. продавали через Хорезм соболя, белку, горностая, ласку (или степную лису), куницу, лису, бобра (Нунан 2004: 273). В частности, бобра болгары покупали в стране «вису» (белозерская весь или Верхнее Прикамье?) (Даркевич 1976: 153). Оттуда же поступали соболя и чернобурки. От народа «ару», жившего за «вису», поступали бобр, горностай и белка (Нунан 2004: 277). Еще более далекие «иура» (югра Приуралья) поставляли соболя (Даркевич 1976: 153; Нунан 2004: 276)". (Скандинавская меховая торговля и «Восточный путь» в эпоху переселения народов)
Где тут хоть слово про литву как поставщика ценных мехов на Восток? НО читаем дальше: "
Много пушнины добывалось на территории Окского бассейна. Здесь
водились лисы-чернобурки, соболи, куницы (Даркевич 1976: 153). Чернобурая и рыжая лиса поступали от буртасов, сакалиба (славяне и их соседи по терминологии арабских авторов) были известны своей охотой на бобра. Реки в землях болгаров и русов считались в мусульманском мире основными зонами охоты на бобра (Нунан 2004: 277). Однако, все эти сведения касаются несколько более поздней эпохи, не ранее IX—XII вв". (Скандинавская меховая торговля и «Восточный путь» в эпоху переселения народов)
И опять литва мимо. Оно и понятно, нахрена с Балтики мех тащить если он тут рядом. Так же было и раньше: "Как уже говорилось, для VI в.
документально засвидетельствовано, что торговлю
восточноевропейским мехом осуществляли
причерноморские гунны-хунугуры... Общеизвестно, что районом добычи мехов в Восточной Европе была исключительно лесная зона (напр.: Kazanski 1992: 95;
Мельникова 1986, 102, 103, рис. 42).
Судя по остеологическим данным, приведенным выше, а также по сообщениям более поздних письменных источников, промысловый характер пушная охота имела у населения Вятско-Камского междуречья, Верхнего Прикамья,
Волго-Окского бассейна (см. выше). Также не вызывает сомнений, что в эпоху хунугуров, как и ранее, в позднеримское время (напр.: Kazanski 1992), или позднее, в эпоху Киевской Руси (см., напр.: Даркевич 1976:163, 164, табл. 52, 53), основными магистралями торговли с лесной зоной служили большие реки. Чтобы участвовать в такой торговле, хунугуры должны были контролировать одну из крупных речных магисталей степного Причерноморья, идущих из лесной зоны —
Днепр или Дон.... Итак, местом локализации хунугуров, по Иордану, является какая-то территория к востоку от Перекопа, скорее всего, нижний Дон, с которого, кстати, было легко попасть не только в Волго-Окское междуречье и далее в Северную Россию,
но и на Волгу, а по ней — в богатые пушниной районы Приуралья (Засецкая и др. 2007: 104—107). Хунугуры торговали мехом, полученным из лесной зоны Восточной Европы, либо по Волге, либо по речному пути Верхняя
Ока — Дон — Донец. Последний реконструируется для поздней античности и раннего средневековья по находкам боспорских монет III—IV вв. в бассейне Верхней Оки, довольно редких в восточноевропейском
Барбарикуме (Kazanski 1992: 96, note 114), по распространению стеклянных бус эпохи
переселения народов (Мастыкова, Румянцева, Егорьков 2006) или по кладам диргемов IX в. (Даркевич 1976: 146, 147, 153, табл. 50: II; Нунан 2004: 259).
О существовании очень древнего пути по Дону может свидетельствовать и античная письменная традиция,
согласно которой по Дону можно было попасть в Северный океан (Джаксон, Калинина, Коновалова, Подосинов 2007: 35—49; Podossinov 2008). Видимо, о том же говорит и «Географическое руководство» Птолемея, где перечисляется с севера на юг список народов, привязанный к Дону (Клавдий Птолемей,
Географическое руководство, III.5.10; Шелов-Коведяев 1994: 60; Кулаковский 2003: карта).
Показательно, что Донской путь «упирается» в регион активной добычи меха в Окском бассейне (Даркевич 1976: 153). На трассе этого пути, в Верхнем Подонье, сейчас выявлена группа памятников гуннского времени, где представлены культурные черты как понтийского (скорее всего, танаисского) происхождения, например, серогончарная керамика, так и генетически связанные с «лесными» культурами, например,с мощинской (Обломский 2004). Здесь же найдены металлические украшения дунайской традиции, например, фибула-дериват типа Сокольнице (Гавритухин 2004), средиземноморские «крапчатые» бусы (Мастыкова 2004), средиземноморская стеклянная посуда (Археологические открытия 2006 года, рис. на стр. 4) и даже «княжеское» погребение (Мухино), горизонта Унтерзибенбрунн (380/400—440/450 гг.), свидетельствующее о распространении здесь престижной аристократической моды понто-дунайских варваров (Земцов 2003). Все это лишний раз подчеркивает стратегическую значимость Донского пути в эпоху переселения народов". (Скандинавская меховая торговля и «Восточный путь» в эпоху переселения народов)
Теперь возвращаемся в 1Х век, эпоху руси. По какой реке у нас ходят русы везя товары из земель славян? А все по тому же Дону. Где у нас в это время стоят многочисленные крепости, городища и караван-сараи с пристанями? Да все на том же Дону. Чем у нас торгуют русы? а все тем же чем и жители СМК. Где у нас Литва? А нигде.
И на последок: "В районе шеи, обеих ключиц и верхней части грудной клетки женщины было расчищено ожерелье, состоящее из 164 бусин (рис. 5: 1–34), десяти (10) монет (табл. 1), превращенных в подвески при помощи приклепанных бронзовых петелек (рис. 6: 1–10) и двух дисков из раковины моллюска (рис. 4: 11, 12)... Диски из раковин располагались чуть ниже ключиц, на обеих сторонах грудной клетки. Под дисками были зафиксированы по одной бронзовой проволочной спиралевидной пронизи (рис. 5: 36).... Набор личных украшений, обнаруженных при женщине также достаточно показателен. Так, он однозначно указывает на достаточно высокое имущественное положение покойницы. Об этом свидетельствует присутствие в составе ее ожерелья десяти арабских дирхемов, превращенных в подвески (рис. 6: 1–10). Такие украшения, как зримое отражение имущественного достатка, были зафиксированы арабским
путешественником ибн-Фадланом у женщин руссов во время его пребывания на землях Волжской Булгарии в 921–922 гг. По его свидетельствам: «на шеях у них несколько рядов монистов из золота или серебра, так как, если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене одно монисто (в один ряд), а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два мониста, и таким образом каждые десять тысяч дирхемов, которые у него прибавляются, прибавляются в виде одного мониста у его жены…» [28, с. 141]." ( В. С. Аксёнов Богатое катакомбное захоронение с Верхне-Салтовского IV могильника)
Правда сам Аксенов в рамках известной традиции оговаривается; "Здесь мы имеем дело с разными народами, но с явлениями одного порядка". Но тем не менее, аналог есть.