EvS писал(а) 20.10.2017 :: 22:12:21:Виктор П писал(а) 20.10.2017 :: 11:28:26:задачи Истории как науки построить модель общества адекватно описывающую прошлое, настоящее и будущее с учетом всех известных на сегодня факторов.
Вот создавайте свою собственную науку под собственные запросы, а нынешняя, ту которую и называют историей, описывать настоящее, а тем более предсказывать будущее никогда не обещалась.
В таком случае почему же история - наука, если даже не стремится построить теорию?
Причем двумя постами выше вы пишете, что как будто к построению абстрактных моделей причастны и историки. Где же они, эти модели?
При этом если такие модели существуют, то они априори УЖЕ как минимум претендуют и на описание сегодняшнего, и на описание завтрашнего дня.
Я уже писал, что социологи тут стащили у историков пальму первенства. Ну а че, в большой семье лицом не щелкай.
Приведу два примера из классической социологии (то есть социологии не учитывающей коллективное бессознательное.
Опираясь на огромный исторический материал Людвиг Гумплович показывает чужеродное происхождение элит в результате покорения. Со временем этот антагонизм забывается и тогда он переносится на социальные группы, однако сама МОДЕЛЬ поведения и тех и других остается прежней, а альтернатива этому антагонизму - анархия и беспорядок (а вовсе не более прогрессивная формация). Прекрасные примеры, подтверждающие эту теорию, мы черпаем в дне сегодняшнем, достаточно посмотреть на Украину и Африку.
Второй пример - Социокультутрная динамика Питриима Сорокина. Опять же, опираясь на огромный исторический материал он показывает отсутствие социального прогресса, меняются лишь детали в трех типах последовательно сменяющих друг друга социальных МОДЕЛЯХ: идеационную (фанатизм, аскетизм, героизм), идеалистическую (рассудок, гармоничное сочетание идеалов и материального) и чувственную (геодонизм). За третьим этапом следует первый. Каждый тип деградирует по своей внутренней логике, и то, что привело к расцвету очередной социальной модели в дальнейшем обуславливает и ее конечный упадок.
Еще одна социологическая теория, но уже не классическая, а современная - это структуралистская социология Жильбера Дюрана. Она опирается не только на исторический материал, но и на современную психологию, однако и тут значение истории трудно переоценить.
Получается, что история явилась ценным фактологическим материалом, который использовали социологи. Именно они, а не историки, этот материал классифицировали, систематизировали и подчинили главным факторам, которым подчиняется логика исторического развития. Но это все сделали, увы, социологи, а не историки.