Ratio писал(а) 07.10.2016 :: 21:17:07:Перейдем к тому, что можно считать "научной теорией"?
Геометрию в школе учили? Вот это и есть самая настоящая наука. В рамках школьной программы изучалась одна из теорий геометрии – геометрия Евклида. Вот имея ее ввиду и читайте далее.
Всякая наука исследует определенный круг явлений, этот круг явлений есть предмет ее изучения. Само же изучение состоит в исследовании важных
свойств объектов. Таким образом в науке
объект отделяется от его свойств, что суть есть абстрагирование объекта. Абстракция объекта есть не сам объект, а лишь его важные свойства. Для примера возьмем самую, пожалуй, известную абстракцию – материальную точку. По определению это тело определенной массы, формой и размером которого можно пренебречь ввиду их не-важности. То есть тело абстрагируется до точки, потому как его размеры и форма не важны, важна лишь его масса и положение в пространстве (координаты).
Начинается наука с выбора и описания круга изучаемых явлений. Затем накапливается феноменологический материал. Затем этот материал классифицируется, систематизируется по
свойствам и связям между свойствами. И только тогда, когда этого материала достаточно много появляется ГЕНИЙ, который в этом материале выделяет
основные понятия и
основные, исчерпывающие свойства всего круга явлений - то есть строит
аксиоматику. Построение аксиоматики (фундамента научной теории) есть главная цель науки.
==============================
Теперь то же самое, но несколько с иного бока и по пунктам:
Научная теория включает в себя:
1. Аксиоматику (фундамент научной теории):
а) основные понятия
б) аксиомы - связь между основными понятиями.
2. Далее на основе аксиоматики посредством логики строится (доказывается) и все здание научной теории: доказываются теоремы на основе аксиом и других (уже доказанных) теорем, вводятся дополнительные понятия, определенные через основные понятия.
3. Подтверждаются теоретические выводы экспериментально и на практике
с допустимой степенью точности.Таким образом из аксиом планиметрии следует и теорема Пифагора, и терема косинусов, и синусов и пр., которые легко проверить на практике с помощью линейки и транспортера. Любая иная научная теория принципиально не отличается от геометрии Евклида.
=================================
Заключение и некоторые выводы.
Научная теория, как и наука вообще, не претендует на постижение абсолютной, сакральной, философской истин, сути вещей, а преследует исключительно практический интерес, заключающийся в том, чтобы уметь с определенной степенью точности (достоверности) предсказывать результат некоторого круга явлений (точнее говоря их свойств, важных свойств).
И еще раз подчеркну.
Наука оперирует не с самими объектами, а с их свойствами. Важные свойства объекта представляют собой абстрактную модель, и вот эта абстрактная модель, а не сам объект, является непосредственным предметом науки. Знакомые всем абстрактные модели из школьной физики - инерциальная система отсчета, материальная точка, математический маятник, идеальный газ. Именно "превратив" условия задачи в абстрактную модель, мы приступаем к ее решению. Собственно физика на построении абстрактной физической модели заканчивается - дальше идет чистая математика - и так в любой науке. Современная психология и социология уже вполне полноценные науки, их теории поведенческие реакции предсказывают с вполне удовлетворительной вероятностью посредством тестирования.
==================================
Теперь перейдем к истории. Можно ли историю назвать наукой? При всем уважении к историкам - конечно же нет. Во-первых история никогда не имела дела с абстракциями, а во-вторых нет ни одной исторической теории. То, что называют норманнской теорией это не теория, а версия. Вообще труд историка и труд следователя совершенно ничем не отличаются - и тот и другой устанавливает факты людских деяний. Но мы называем работу следователя наукой разве что образно. Скажем так: история - это дисциплина, которая устанавливает и трактует факты прошлого. Может быть соберется достаточно много фактологического материала, чтобы построить хоть сколь-нибудь годную историческую теорию, как это получилось у биологов. Но свой Дарвин у истории пока еще не родился. Шпенглеру, Марксу, Данилевскому, Гумилеву и пр. за попытку, конечно, спасибо, но, увы, ни одна из теорий исторического развития не прошла проверку практикой.