В марте 1990 года в стране произошло событие вполне логичное. Если высшей властью в стране был уже Съезд народных депутатов, то изменения в Конституции, касающиеся статьи 6-ой, выглядят логично. Но, если не «руководящая и направляющая» в целом, кто сказал, что партия должна сдать свои позиции в отдельных государственных и хозяйственных структурах страны?
В то же время, новые демократические силы, которые начали заменять Партию во власти, еще не имели таких структур, что бы могли проводить политику властей «на местах». Как это есть у Партии.
Думаю, те, кто по - старше, знают о существовании четкой вертикали партийной власти. Начиная от высших эшелонов партийной власти, и кончая первичными партийными организациями на местах.
Естественно, что в республиках местные коммунисты по-разному относились к смене власти. Но в России, где проживали 55% всех коммунистов СССР, и было 46% крупнейших партийных комитетов, борьба за реальную власть, была не простой.
В России действовали 200 000 первичных партийных организаций. 40 000 освобожденных партработников. Наивно было бы полагать, что все эти 40 тысяч освобожденных партийцев, были ради лишиться «куска хлеба».
Но есть еще одно, что заставляла Горбачева, как президента СССР, поддерживать Партию. Партия была механизмом контроля над силовыми структурами.
В той же России, еще не было ни армии, ни органов государственной безопасности. Это все были общие, союзные структуры. И там коммунисты не собирались сдавать власть.
Так, например, секретарь Всеармейского парткома КПСС Сурков, заявлял, что департизация в армии начнется не раньше, нежели такой указ издаст президент СССР, а пока Верховный Главнокомандующий является членом Партии, армия будет проводить политику Партии.
Но, все же, процесс демократизации не обошел наши силовые структуры и потихоньку влияние партии начало падать и там.
Уже в апреле месяце 1991 года, из Уставов исчезло предписание командирам проводить в жизнь политику Партии и разрешать вопросы, связанные с армейской жизнью, совместно с партийными органами.
Практически та же ситуация была в правоохранительных органах.
Я могу быть не прав, но как мне представляется, то основной стратегической линией демократических властей в России, в 1990-1991гг, была борьба с Партией. Борьба за власть.
В то же время эта борьба обуславливало желание создать не подконтрольные Партии, органы государственной власти в России. Тем самым еще более увеличивая напряженность между Партийным Союзным Центром и антипартийными властями России. Эта напряженность вылилась в процесс, который называют ныне «война законов» . Это когда в России или в других республиках, новые власти, согласно своих декларациях о суверенитете, начали принимать законы, которые противоречат общесоюзному законодательству.
Покажу на примере России, как усиливалась конфронтация между Россией и СССР.
Когда Россия объявила о своем суверенитете, летом 1990 года, то Ельцин заявлял, то это все направлено на укрепление Союза.
Однако прописанное при объявлении суверенитета, главенство республиканских законов над Союзными, уже создал почву для конфронтации.
Тем не менее, даже в сентябре 1990 года, Хасбулатов заявлял, что Россия это не другие республики и что выход России из СССР, «невозможно ставить даже теоретически».
Естественно, что были и скептики, которые понимали, весь разрушительный потенциал декларации о суверенитете России. Такие скептики были как на уровне Верховного Совета СССР, так и на уровне Верховного Совета России. Но их голосов было не достаточно. Явно не достаточно.
Думается вопрос о суверенитете России, подстегивался еще и вопросом собственности. Россия получала ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ право на пользование национальным богатством на своей территории.
Приняв декларацию о суверенитете России, начался процесс реализации этой декларации. То есть процесс разграничения Союзных и республиканских полномочий.
Уж 22 июня 1990 года, съезд народных депутатов России, дает установку правительству России
1 Вывести Совет Министров РСФСР из под контроля Совета Министров СССР
2 То же самое сделать с МВД РСФСР
3 Создать два банка, подотчётных Верховному Совету РСФСР
4 В течении месяца Совет Министров России должен был сформировать структуру управления отраслями союзного подчинения, которые должны были перейти в республиканское подчинение.
Хасбулатов, как первый заместитель Ельцина, видел, например, что при разграничении полномочий СССР и России, Союзу должна была достаться оборона, включая контроль над ВПК, союзная госбезопасность, энергетика и транспорт, а так же международные отношения.
А все остальное экономическую, социальную, культурную политику, финансово кредитную деятельность, внешнюю торговлю, Хасбулатов относил к ведению России.
Свою роль в стремлении России к большей самостоятельности, играла тяжелая экономическая ситуация в СССР и в России в создании этой ситуации и в ее усугублении, винили Союзные власти и вообще считали, что перераспределение ресурсов между союзными ресурсами, не справедливо.
Поэтому не удивительно, что власти России брали под контроль все природные богатства на ее территории
http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts25/txt25620.htmА уже в августе 1990 года было принято постановление «О защите экономических основ РСФСР», согласно которому Россия брала под свой контроль внешнюю торговлю газом, нефтью и прочими природными богатствами, кои добывались на территории России
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%83%D
0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%A1_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_09.08.1990
Не трудно догадаться, что такой источник поступления средств, Горбачев уступить не мог. Поэтому он практически сразу же объявляет это постановление не законным.
В России игнорируют законодательный акт Горбачева и в октябре 1990 года принимают закон, с таким же названием, как и ранее указанное мною постановление.
Надо сказать, что все эти вопросы, должны были решиться при заключении двухстороннего договора между СССР и РСФСР. Но и до этого события, власти России , еще раз, законодательно, решили, что законодательные акты СССР будут действовать на территории РСФСР только с согласия ВС РСФСР или Совета Министров РСФСР.
А если вышеуказанные органы власти России, посчитают, что законы СССР нарушают суверенитет России, то они в праве их отменить.
(продолжение следует)