@
ayoeВы нечем не оправергли это -
Первая тема спора -
Аратта, а если поточнее,
местополажение Аратты. Мой собеседник утверждает, что она находилась ВНЕ Армянского нахгория, а поточнее - на территории Элама (юг нинешней Персии). Я же утверждаю, что это армянское гос. оброзование и находилась на Армянской нагории.
Начну несколлько издалека, но это не будет лишним Сейчас в области древнейшей истории Армении сложилась поразительная ситуация. Она виглядит так – В конце 19-ого веке до концв 20-ого века масса иностранных специалистов высказались по поводу древнейшой истории Армении.
Тогда и они начертили схему древнейшой истории, которая может и была правыльной по уровню состаяния тогдашней науки. Время проходило, схеми этих ученных, перекочевая из книг в книгы станавились все более незыблемими. В конце концов сложилась ситуация, когда всем казалась, что в области древнейшей истории Армении нечего нового сказать уже невазможно. И интерес к этой теме ЗАРУБЕЖОМ
угасла.
Но иначе складывалось дело в Армении. С временем у армянских специалистов скапилось столько множетсво разнаобразной информации, что тут
вновь появилась интерес к этой проблематике. И начиная именно с этого момента армянские специалисти стали по уровне своих знании и имеюшейся информации
все более оставнть позади себья зарубежных специалистов. Этому способствовали и субективные факторы -
1. Развал Союза и ослаблении связей меж специалистами из разных стран,
2. Появившые ”
Ура патриатичные тенденции” в разных странах, которое, вообшем будучи базированы на фалсификации фактов, на поверхностном анализе и намеренном оставлением без внимание некоторых фактов, в обшем дискридитировали эти тендеции – с этим же
у людей появилась обшее недоверчивое отнашение и к трудам армянских специалистов, что несправедливо (это Вы наверно уже успели увидеть),
3. Политические причниы – некоторым народам и государствам
невыгодно вдруг узнать про нового древнего народа, причем такого, от каторого может и они ведут свое происхаждение...
Вообшем о ”коде Да Винчи” пока столько...
А теперь давайте рассмотрим
голые факты. Чтоб не распылятса на слишком шырокый спектор проблем, давайте лишь
строго с ФАКТИЧЕСКОЙ стороны рассмотрем проблему локализации Аратты. Пока
всего лишь факты –
1.
По ”Энмеркар и Энсухкешдана” поемы-клинописи”Чародей из Аратты(посол Аратты, который направляетса в Урук - Л)
... по направлению к Эрешу (
ездит - Л).
На берегу реки Евфрата, реки богов, потока могучего,
Возле града, чью судьбу Ан и Энлиль решили,
Она сидит, скрестив ноги”.
А по
”Энмеркар и повелитель Аратты” поемы-клинописи в частности”(По реке) не производитса судоходства…
камни, бронзу, лазурит…
не приносятса больше с гор…”
По Геродоту. ”
Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых весел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие суда строят очень большого размера и поменьше. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших – несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда.” (Текст приводится по изданию: Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. – 752 с. – (Классическая мысль).) Про точно такое же сообшает и Дидор Сикилийскый, говаря про строителную деателность Шамирама: "
Семирамида добывала камени от гор Армении, которые былы сто тридцать футов длиной и двадцать пять футов шириной и толшиной. И это она буксировала посредством многих множеств хомутов мулов и волов к реке и туда загрузила это на плоту, на котором она принесла этому вниз поток к Вавилонии" (Книга 2, часть 11.4).
2.
Из Шумера по направлению в Аратту по дороге упоминаетса ”страна Замуа (Забуа)” (то есть Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта) – Замуа (Забуа) находитса на севреной части Загроских гор (Арутюнян Н.В. ”Топономика Урарту”, Ереван 1985)...
3.
В эпосе ”Гилгамеш и страна бесмертия” чтоб добытса в ”страну бесмертия” Гилгамешу даютса 7 проводников, которые должны были показать ему дорогу ”В Аратту” (”Поезия и проза древнего Востока”, Москва 1973). Кроме того в поэме-клинописи ”Энмеркар и повелитель Аратты”, несмотря на враждебные отнашения, по отнашеную к Аратте много раз употребляетса термин ”страна святых законов”. А в эту страну Гилгамеш (по хетскому варианту эпоса) держит путь в направлении
верх по Ефрату (”Мифы народов мира” Энциклопедия, том 1-2, Москва 1991-1992). В свою очередь держа путь в эту страну Гилгамеш (по аккадскому варианту эпоса) преодалевает горы Масу, которые находятся на
юге Армянского Нагроья.
4.
В Библии, в книге 19 части Цнндоц (не знаю как первести), где говаритса про всемирный потоп, есть прямие отголоски эпоса ”Гилгамеш и страна бесмертия” по части потопа. В клинописе-эпосе ”Энмеркар и повелитель Аратты” про народ Аратты говаритса так ”Те, которые встали в потопе, в то время, как потоп смыл все...”
5. На Армянской Нагории просушествовала Араратское царство, в Великом Айке есть гора и область Арарат.
6. В хетском вариане эпоса ”Гилгамеш и страна бессмертия” Гилгамеш направляетса в
ВЕРХ ПО ТЕЧЕНЮ ЕФРАТА. В Вавилонском же варинте он по пути преадалевает горную цепь Массу (на юге Армянского Нагория).
7.
Из Аратты привозили лазурит.
8.
Думузи, сын ”Haya”=”Эа”= (по шумерски) ”Энки”, есть бог-покравитель Аратти. Думузи отаждествлалась с Орионом, что в переводе Библи заменено именем hайка.
Յոբ, ԼԸ. 31
Վերահասու եղե՞լ ես Բազմաստեղեանի կարգին, բացե՞լ ես քօղը Հայկ համաստեղութեան։
[url="
http://www.armenianchurchlibrary.com...bible/Job.html"]http://www.armenianchurch...[/url]
Եսայի, ԺԳ 10
Արդարեւ, երկնքի աստղերը, Հայկի համաստեղութեան եւ երկնային բոլոր լուսատուների հետ միասին, լոյս չեն տալու, արեգակն իր ծագման պահին պիտի խաւարի, լուսինը նոյնպէս իր լոյսը չպիտի տայ:
[url="
http://www.armenianchurchlibrary.com...ible/Esai.html"]http://www.armenianchurch...[/url]
На миг остоновимса, осмыслим сказанное и дадим себья сделать
несколко выводов.По комлексному анализу приведенных 7 пунктов видно, что
1. В Аратту
ездили рекой, причем река была
судаходной,
2. Аратта находитса
в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Аратта есть некая
святая для шумер страна,
4. В Аратту держат путь
по Ефрату, преодалевая горную цепь Массу,
5. Про жителей Аратты говаритса, что они
выжыли после потопа,
6. Очевидна
связь Аратты с Араратскым царствоми с горой и областью Арарат,
7. Из Аратты
привозили лазурит.
Итак, КАКИЕ ЖЕ РЕГИОНЫ могут претендовать на Аратту в комплексе приведенных фактов и анализов. Их очевидно два –
Юг Иранского Нагорья (далее для кратости
Элам) и
Армянское Нагорие. А теперь давайте сравним по приведенным пунктами какой регион же наиболее соответствует приведенным параметрам Аратты.
Сначала Элам –
1. В направлении Элама
трудно говарить про судаходную реку. Правда, есть река Диала, но у нас нет конкретных свидетелсв про его судаходность в древнее время,
2. Элам
НЕ НАХОДИТСА в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Элам
НЕ ЕСТЬ свяшенная для шумер страна,
4. В Элам
НЕ ДЕРЖАТ путь по Ефрату, притом преодалевая горную цепь Массу,
5. Нет свидетельств, что эламцы имеють связь с ”
выжывшими после потопа”,
6.
Топономика Элама
не потверждает имя ”Аратта”,
7. В Эламе
есть лазурит,
8. Отец Бога-покравителья Элама
НЕ ЕСТЬ ”Haya”=”Эа”= (по шумерски) ”Энки”
Итак, ”счет” Элама –
4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говарят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.А теперь Армянское Нагорие –
1. Из Армянской Нагории в направления Месопотамии
есть полнаценно судаходная река Ефрат, плюсь частично судаходная река Тигр,
2. Арамянское Нагорие
находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Армянское Нагорие
Есть святой для шумер регион,
4. В Армянское Нагорие
держат путь по Ефрату, преодалевая горную цепь Массу,
5. Арманское Нагорие в шумерской мифалогии и в Библии
прямо связываетса с ”выжывшими после потопа”,
6.
Топономика Армянской Нагории
полностю потверждает ”Аратта”,
7. На Армянской Нагории
есть лазурит.
8.
Очевидна связь бога ”Haya”=”Эа”= (по шумерски) ”Энки” с армянами и с Армянской Нагорией.
Итак, ”счет” Армянского Нагория -
4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в обшем показывают на него.В обшем же картинка такава –
Элама – 4
пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говарят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.Армянского Нагорие -
4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в обшем показывают на него.
Это фактическый материал – уже на основании всего этого можно
безагаворечно считать выгрыш за Армянской Нагорией. Но я не привел Вам еше факторы.
1. Лингвистического,
2. Источниковедческого (труды Хоренаци, Айриванеци, Драсханакаертцы и др),
3. Политического,
4. Культурного,
5. Мифологического,
6. Антропологического
характера.
Итак, господа форумчане – никакых рассуждении, никаких натяжок и так нелюбымые моими опонентами лингвистических умазаключении. Всего лишь
ФАКТЫ, ФАКТЫ и ФАКТЫДелайте Вашы выводы!
Притом мы намеренно не ставили акцент на явной схожести наименования "Аратта" с "Арарат"-ом, чтоб не быть обвинены в том, что строим нашу теорию всего лишь на схожести названии, которое могло быть случайным. Но теперь, когда мы ставим и это последное доказательство в длинную цепочку доказательств и утверждаем, что "Аратта" похожа на "Арарат" до невозможного, приходим к окончательному выводу,
что локализация Аратты на Армянской Нагории не имеет другой альтернативы...