Цитата:Какими артефактами 3 тыс.до РХ это подтверждается? А именно: что это был именно Айк, а не кто-то из божеств/героев индоарийского/шумерского/аккадского пантеона?
з "Армения..." Е. 2005, А Мовсисяна (стр. 53-54)
"По клинописям Междуречия равноценным названию "Субур-Субрия" признается место название "Haya" (HA.A), так как в многих двуязычных шумера-аккадксих клинописях шумерский "Haya" заменена аккадским "Субур"-ом, что показывает, что это одна и та же страна. "Haya", как родовое имя или имя, показывающее место, упоминается в клинописях Эбли, Ашшура и Хетти..., которые так же показывают, что "Субур"="Haya"+ Рассматривая все это в системе, становится ясно связь с нашим Нагорьем имя "Haya", как родовое имя или имя, показывающее место, с именем бога "Haya"="Эа"= (по шумерски) "Энки", которое в шум. мифологии есть главный созидатель и мудрейший из богов+
Еще ярче выражается связь "Haya"="Эа"= (по шумерским) "Энки" с Армянским нагорьем тем, что его сын Думузи есть бог-покровитель Аратти. В свою очередь примечательно, что Думузи отождествлялась с Орионом, что в переводе Библии заменено именем Hайка. То есть бог-покровитель Аратти есть не кто иной, как Hайк. И если "Думузи" означает "настоящий сын", то "Hайк" состоит из родового имени "Haya" и с суффикса "ик", что означает "сын", "представитель" "Haya" = "Hайк".
По Хоренаци, которое передает сведения из работы Мар Абас Катини (Начало книги) "Грозными и величавыми были первые боги источники величайших на свете благ: начала земли и заселения ее людьми. От них отделилось поколение великанов, нелепых и огромных телом исполинов+ Одним из них был Hапетосеев Hайк, именитый и храбрый нахарар, меткий стрелок из могучего лука"
+ Все как будто находит свое место+ Мы родом из главного созидателя и мудрейшего из богов "Haya"="Эа"= (по шумерски) "Энки", имя которого означает "сын", "представитель" "Haya"+"
С своей стороны добавлю, что я, почти уверен что и Мовсисян, будучи сторонником материалистичного подхода к изучении истории, под последними фразами понимает конечно не то, что армяне созданы богом, что они типа какие то представители высшей расы и такого рода разную нацистскую чепуху, а то, что по МИРОВОЗЗРЕНИЮ шумеров Страна "Haya"= Аратта= (по аккадский "Субур-Субрия") есть то священная и первозданная страна, от которого началось цивилизованная история Междуречья (об этом кроме сказанного говорят еще и колоссальное количество фактов).
А с своей стороны Хоренаци по поводу последних слов Мовсисяна, как бы добавляет. (Кн 1. гл 11) "Страна же наша, по имени нашего предка, называется Hайкh"
Цитата:Но ведь Тит Ливий утверждает: "Пустынны и безлюдны были тогда эти места."
Нуу... по отношению к Риму "Ливия" даже маленький городок... мог быть "Пустынны и безлюдны".
Цитата:Нет, не считали. Коронация Селевка была первой в череде подобных от Птолемея до Агафокла.
Вы меня не поняли - Может Селвек или его окружение считали началом царствования Селевка не факт коронации, а, например, поход Селевка на Вавилон в 312-ом д.н.э., когда Птолемей и Селевк в битве под Газой разбили Антигонова сына Деметрия. После этого Птолемей остался в Финикии, а Селевк стал просить у него войска для того, чтобы идти на Вавилон. Птолемей дал ему всего 800 человек пехоты и 200 конницы. Друзья, сопровождавшие Селевка в этом походе, считали его предприятие безумием, но он одержал несколько важных побед. Этими победами было положено начало образованию державы Селевкидов...
Цитата: Также не факт, что дата битвы Айка с Белом определена правильно.
Давайте проследим ход расчетов поэтапно рассмотрим возможность ошибки.
1. 11.07.552 - Начало "Айкодского календаря" совпадает с 11.07.552,
2. Из этого делается вывод, что "Айкидский" и "Юлианский" встретились 124 лет назад, так-как каждый 4 года "Айкидский" отстает на 1 день (31*4=124),
3. 552-124=428 - "Айкидский" и "Юлианский" встретились в 428-ом н.э.,
4. До этого они могли встретится в 1032-ом д.н.э. и в 2492-ом. Именно в эти года "Айкидский" и "Юлианский" встретились.
5. По храмовым преданиям было известно, что прошло именно 2, а не 1 цикл. К этому были добавлены данные церковных источников, которые "Вавилонские события" относили к 2500 д.н.э.
6. В итоге - "Айкидский" календарь начал свое существование в 2492-ом, в 11.08.2492 д.н.э.
Цитата:Вероятность 50 на 50. Или могло, или не могло.
Как с динозавром.
Тут все основана на расчетах...
Цитата:Нужны доказательства, что это именно армянский Айк.
1. Армянская религия, где главный бог есть бог-лучник,
2. Сообщения Библии, что означает, что даже в 5-ом веке н.э. Айк ассоциировался с лучником,
3. Другого кандидата в регионе просто нет.
Цитата:Когда он был составлен? Чем это подтверждается?
См. выше.
Цитата:Опять-таки - откуда такой вывод?
Например -
http://analitika.at.ua/news/2008-04-17-38http://middleeastinfo.org/forum/lofiversion/index.php/t9451.htmlи тд... Причем учтите, что исследования, по понятным причинам, проводятся только на 10-ой части Арм. нагорья.
Цитата:Или германцы, которые и германцами тогда не были. А может фракийцы? Или остатки хеттов? В общем предположений куча. Так что пусть они условно останутся протославянами, если у славян нет возражений.
Никаких условностей. Если они были кельтами или германцами, назовите их так.
Цитата:По поводу "протоармян". Если вас это название смущает, буду применять длинное определение - население армянского нагорья такого-то века.
Ну если Вам так хочется. Для меня "население армянского нагорья такого-то века" (31 д.н.э. - 19 н.э.) есть армяне.
Цитата:В истории нет аксиом и неоспоримых истин. Это только у Фоменки есть одно неоспоримое утверждение - "все подделано". Это альфа и омега, аксиома и основа основ.
Вы правы. Но факт в том, что се утверждение Джаукяна пока не опровергнута.
Цитата:Простите, но у меня другие данные.
Вы невнимательны! "Мертвый язык" в смысле, что на нем не говорили. А для официальной переписки, извольте. Но дело в том, что язык официальной переписки не может повлиять на другой, "живой" язык.
Цитата:Бог-лучник, скорее всего, общее божество индоевропейского пантеона. Вопрос в том, когда Айк был отождествлен с ним.
Индоевропецы есть ари, ари восходят к армянам. Естественно, что "их" бог перешел к "Индоевропецам".
Цитата:Трудно сказать. На чем основаны эти данные?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арменоидная_расаhttp://www.kavkaz-uzel.ru/encyclopediatext/encyclopedia/id/586727.htmlhttp://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00004/34200.htm Цитата:Не знаю. Может быть.
Из "Армения в третьем тысячелетии д.н.э. (по письменным источникам)" А. Мовсисян, Ереван 2007 - Глава 3, параграф 2
"2. Эбла, Армянское Нагорие и сопредельные страны"
Об истории Армянского Нагорья в 3-ем тысячелетии д.н.э. крайнее ценные данные сохраняют
письменные памятники Эблы (Тел-Мардих). Как известно, Эбла находится 55 км на юго-запад от Хлеба. В 1970-их итальянская экспедиция П. Мате обнаружила около 17.000 клинописей, основная часть которых составляет королевских архив Эблы. Первое издание клинописей осуществила итальянский клинописовед Дж. Петтинто. Ныне существует колоссальная литература по этой тематике (Matthiae P. "Ebla. Un Impero Ritrovato", Torino 1977, Matthiae P. "Ebla. An Empire Rediscovered", London 1980, Pettinatio G. "The archives of Ebla. An Empire Inscribed in Clay", New-York 1981, Pettinatio G. "Catalogo dei Testi Cuneiformi di Tell Mardikh. Materiali Epigrafici di Ebla", Naploi 1979 1981, "Древняя Эбла (Составление и введение П. Мате)", Москва 1985, "II Bilinguisimo a Ebla", Napoli 1984, "Le Lingua di Ebla", Napoli 1981 и тд).
На основе открытых клинописей стало понятно, что в 26-23-ем веке д.н.э. Эбла была самостоятельным и сильным государством, которая имела широкие торговые связи с соседними странами, которым и посвящена основная масса клинописей.
По клинописям Эблы на территории Армянского Нагорья упоминаются
как минимум 3 гос. образования с собственными королями (Pettinatio G. "Catalogo dei Testi Cuneiformi di Tell Mardikh. Materiali Epigrafici di Ebla", Naploi 1979). В частности в более чем десятках клинописях упоминаются:
Арми,
Арша,
Какимун."
Из "Зруцаран" Б. Улубабяна, Ереван 1991.
" Глава 1
...Выше уже речь шла о труде Вячеслава Иванова ("
Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну", ИФЖ, N 4, Ереван 1983). В этой работе заслуженный ученый также в русском переводе излагает ряд клинописей, где есть имена "
haj", как имя народа и "
hajq", как имя страны и которые связаны с именем "
Арми". Клинописи восходят к 3-ому тысячелетию д.н.э. и были найдены в Эбле.
... в одном из клинописей, где речь идет о сделках, совершенных царем Ибриум, говорится: "
Вязанное плате восхитительного качества, одно везенное и одно разноцветное плате дается посреднику [b]haj-а[/b]". Далее там, где речь идет о раздаче драгоценных изделии, опять: "
Одно изделие из 20 сиклей золото дается haj-е".
После этого Иванов пишет: "
Особенно интересно, что в этом случает упомянутый человек связывается с областью Арми" и приводит следующую цитату: "
1 кусти вязанных изделии для Армийца Мурия". В клинописи Арми упоминается еще и в связи с другим посредником: "
1 кусит вязанного изделия, 1 актум вязанный платьев, 1 разноцветное плате высокого качества для Армийца Малума". "
Арми есть тот же самый Армени в клинописях Нарам-Сина. Эбла была разрушена в середине 23-ого века, то есть Арми существовала как минимум в это же время",- говорит Иванов.
... И после всего этого Иванов приходит к окончательному выводу: "
Новейшие открытия, в частности касающиеся топонима и этнонима Haia и его отношения с Armi и Azi, подтверждают правильность выводов Г. А. Капанцяна и полную ошибочность всех построении И. М. Дьяконова относительно происхождения антонима hay-hati и других вопросов этногенеза армян.."
В свете этого начали отступать и "миграционисты". Так, так называемые "миграционисты", позиции которых наиболее последовательно защищал ныне покойный ленинградский ученый
И.М Дьяконов, утверждали, что армянский народ, сформировался в VI веке до н.э., на территории Армянского нагорья за счет миграции с Балканского п-ова племен мушков в начале XII века до н.э. Так по крайней мере была представлена суть проблемы, в известной книге Дьяконова И.М. "Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500-500 гг. до н.э. хурриты, лувийцы, протоармяне". Основными соображениями, которыми по сути руководствовались "миграционисты" были:
1. Предполагаемая близость армянского и фригийского языков;
2. Близость (идентичность) вооружения армян и фригийцев.
Однако с накоплением научных фактов в 1980 г. Дьяконову И.М. пришлось признать: "
С учетом всего этого, не может быть и речи о близком родстве фригийского с армянским; все имеющиеся совпадения охватывают большее число языков, чем эти два и притом таким образом, что нет возможности делать вывод об особых родственных связях между этими двумя языками". Убедиться в этом может каждый, прочитав с. 408 сборника "Древние языки Малой Азии" под ред. Дьяконова И.М. и Иванова В.В., Москва; Прогресс, 1980 г.