О том, что в Прибалтике нарастают сепаратистские настроения, стало ясно при обсуждении Конституционной реформы, осенью 1988 года.
23 октября 1988 года были опубликованы ПРОЕКТЫ законов
1 «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР»
2 ««О выборах народных депутатов СССР»
Оба закона были приняты 1 декабря 1988 года
https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185466/http://www.agitclub.ru/vybory/gor89/gor04.htmЗаконы эти, очень важные. Для понимания дальнейших событий. И опять же - эти законы логически вписывались в политику Партии направленную на восстановление Советской Власти в стране.
Но, если опубликовали ПРОЕКТЫ, для обсуждения, значит, было и обсуждение.
Неформалы всех мастей и лидеры национальных движений, подвергли проекты законов критики.
Но, Партия включила механизмы известные. И проекты получили одобрение в трудовых коллективах. Это была уже давно известная схема «демократия» по партийному.
Но, тем не менее, это был серьезный сдвиг в сторону народовластия.
Что предлагала эта реформа?
Создание Съезда народных депутатов СССР численностью в 2250 человек. При этом, часть депутатов, не избиралась, но назначалась руководством официальных общественных организаций. Причем 100 депутатов, назначал ЦК КПСС.
Съезд должен был избрать Верховный Совет, как ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СССР.
Председатель этого ВС становился высшим должностным лицом в СССР.
Кроме того, это должны быть первые выборы в СССР проходившие на альтернативной основе.
Но пока про обсуждение
10 ноября 1988 года. Политбюро
Лукянов
«80 тысяч откликов на проект поправок к Конституции, 16 тысяч предложений, из них 769 носят негативной характер, в основном из Прибалтики.
«Проект напоминает реконструкцию здания которое находится в аварийном состоянии» - говориться в одном из писем.
Прибалты требуют нового союзного договора.
Чебриков:
«Какие бы уступки мы не сделали, это не удовлетворит эстонцев и других прибалтов»
Рыжков:
« Мы столкнулись с экстремистскими лозунгами и предложениями. Но отмахнуться от них не получится. Какие причины оттолкнули народы от нас, от СССР? Ведь и руководство Прибалтийских республик склонно поддерживать настроения, которые здесь продемонстрировали.
Надо признать, в прочем, что наш проект поправок к Конституции действительно много не расшифровывает. Мы ведь и в хозрасчете республик сейчас многое сами не понимаем. Республики сейчас распоряжаются какими-нибудь 10-15% экономики на своей территории»
Однако Горбачев смотрел на ситуацию совсем другими глазами.
«Не надо драматизировать. Идет критика. Это естественно. Впервые мы развернули серьезный политический процесс.
И у нас не должны быть заботы, как объегорить какой либо народ.»
Вот тут я выделю…
« МЫ ЖЕ САМИ ЕГО ПРИЗВАЛИ К ПЕРЕМЕНАМ И К ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ»
« О нашем Союзе, о нашей федерации. Главная наша идея – гармонизировать интересы республик. А этот вопрос не решишь, минуя статус республик, минуя отношения между Центром и местами, минуя содержание их прав и их Конституций.
Ведь за что мы зацепились сейчас - за суверенитет. Означает ли он свободу выхода?..
Мы будем выступать против всего, что разрушает наш Союз, нашу общую экономику, плодит распри между людьми…
Есть и перехлесты. И их не надо замалчивать. Надо им противопоставить аргументы. Пусть наши товарищи из Политбюро поедут в ту же Прибалтику и будут разговаривать с народом напрямую.
Сказать шибко активным там, что они берут на себя слишком много. В Народном Фронте их 200 тысяч. Но есть 1 миллион 200 тысяч, то есть народ всей республики, и из его среды идут другие письма, с другими мнениями.»
Тут следует заметить, направление эмиссаров в проблемные регионы, было делом обычным во времена Горбачева. Сложность в Карабахе- туда отправляют эмиссара Центра и вот тут то же самое. Слюньков отправился в Литву, Медведев – в Латвию, а Чебриков – в Эстонию.
Самое интересное, что ни в Карабахе, ни в Прибалтике, эмиссары Центра не сумели нейтрализовать негативные процессы.