Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 4 5 6 ... 107
Печать
Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.) (Прочитано 451572 раз)
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #60 - 13.08.2017 :: 13:50:18
 
Это подводит нас к рассмотрению последнего из заявленных нами аспектов темы, а именно к вопросу о месте Галиции в международных отношениях в регионе. Эта проблема, в свою очередь, имеет два уровня. Один ‒ собственно отношения держав, другой ‒ их влияние на этнические группы, населявшие провинцию.

Процесс установления контроля Габсбургов над Галицией оказался таким затяжным неслучайно, поскольку Россия неизменно проявляла интерес к этим территориям на протяжении всего XIX, да и XX веков. Даже в период дуализма Вена не имела полной свободы рук в Галиции. Ярчайший тому пример ‒ отмена визита Франца-Иосифа в Галицию в 1868 г. в результате давления Петербурга, обеспокоенного возможностью дальнейших уступок полякам. Иначе говоря, намерение австрийского императора посетить одну из провинций своей империи вызывало серьезные внешнеполитические осложнения. И в дальнейшем более сильные сообщники Австрии по разделам Речи Посполитой весьма ревниво следили за политикой Вены в Галиции
6
.

По мере того, как в политике России усиливались панславистские мотивы, и особенно после славянского съезда в Москве в 1867 г. резко антироссийские настроения галицийских поляков становятся важным козырем Вены в борьбе с панславистской пропагандой, которую Россия активно вела среди подвластных Габсбургам славянских народов. Особенно ревниво поляки относились к любым признакам усиления российского влияния на русинов Галиции, тем более что российская пропаганда среди русинов часто взывала к антипольским чувствам
7
. В конце 1860-х гг. часть польских политиков, осознавших необратимость процесса формирования национального самосознания русинов, весьма активно поддержала, в противовес москвофилам, тех русинских деятелей, которые рассматривали галицийских русинов как часть самостоятельной украинской нации. Группа галицийских консерваторов, известная как "станьчики", выступала за союз с русинами в Галиции, видя в нем шаг к союзу со всеми украинцами в борьбе против национального угнетения со стороны России. (Это был один из наиболее ранних прообразов федералистских концепций Ю. Пилсудского.)

На протяжении всего дуалистического периода поляки рассматривали Вену как потенциального союзника в борьбе с Пруссией и особенно Россией. В среде польских эмигрантов в 1860-е годы существовали планы воссоздания Польского королевства на принципах секундогенитуры Габсбургов. (Иначе говоря, восстановленный польский трон предстояло занять наследнику австрийского престола.) В 1870 г. поляки выступали за союз Австро-Венгрии с Францией против Пруссии и России. В XIX в. эти надежды не имели под собой почвы. Но позднее, по мере того как отношения между Веной и Петербургом становились все напряженнее из-за конфликта интересов на Балканах, польские политики получили определенное пространство для маневра. Именно в Австро-Венгрии были созданы знаменитые легионы Пилсудского, которым предстояло сыграть важную роль в восстановлении независимости Польши.

Не станем пытаться подводить какой-то баланс итогов дуалистического периода для галицийских поляков и русинов, да и вряд ли здесь это возможно. Эта статья не затрагивает многих аспектов этой проблемы, в том числе и такого важного, как экономическое развитие. А ведь словосочетание "галицийская нищета" не случайно стало нарицательным. (Вопрос о том, в какой мере именно Вена была в этом повинна, нуждается в специальном исследовании.) Однако не подлежит сомнению, что условия для культурного развития обоих населявших Галицию народов во второй половине XIX и начале XX века были неизмеримо лучше, чем у тех поляков и украинцев, которые жили за пределами Габсбургской монархии. Во многом благодаря этому и поляки и украинцы в подавляющем большинстве оставались лояльны Габсбургам вплоть до того момента, когда поражение империи в Первой мировой войне стало очевидным.

Примечания


1
Z dziejów odrodzenia politycznego Galicji. 1859‒1873. Warszawa, 1905. S. 234‒235.

2
Carl v. Czoernig. Ethnographie der Oesterreichischen Monarchie. Wien, 1857. S. 77, 80.

3
Chlebowczyk J. On Small and Young Nations in Europe. Warsaw, etc. 1980, p. 26. Такое "переходное пограничье" Хлебовчик противопоставляет "стыковому пограничью", например польско-немецкому, где культура, язык и другие факторы изначально резко отделяли одну этническую группу от другой.

4
Подробнее см. Миллер А. Взаимоотношения польского и украинского населения в Галиции в 1860-е годы. В кн.: Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX ‒ начале XX в. М., 1991. С. 90‒98.

5
См. Austrian History Yearbook. Vol. III. Part 1, 2. 1967.

6
Высказывание министра иностранных дел Кальноки об этом см. в статье В. Раушера в данном томе.

7
О российской пропаганде среди галицийских русинов и реакции польских политиков см. Miller A. Panika Galicyjska // Przegląd Historyczny. Warszawa, 1988, № 1» (Миллер А. Галиция в системе австро-венгерского дуализма // Австро-Венгрия: опыт многонационального государства: Сб. статей / Отв. ред.: Т.М. Исламов, А.И. Миллер. М.: Институт славяноведения и балканистики; РАН, 1995. С. 63‒70).
Наверх
 
Дейнека
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3722
Донбас
Пол: male

ДГМА
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #61 - 14.08.2017 :: 16:34:45
 
Кассий писал(а) 12.08.2017 :: 16:50:22:
Так и не процитировали. Слабовато.

Ну чё там- сборник доступен в инете, чему доказательство приведенный вами отрывок. Подмигивание

Наверх
 
Дейнека
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3722
Донбас
Пол: male

ДГМА
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #62 - 14.08.2017 :: 16:44:51
 
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 14:40:51:
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:18:48:
Советские украинские историки «переводили» этот пестрый «и порой достаточно далеким от украинского языка Тараса Шевченко» лексемой «украинский».

Большинство русинов-галичан XIX в., как это явствует из текстов, написанных максимально близко к живой речи, говорили на местном диалекте украинского языка, само собой, отличающегося от других и нынешнего литературного (что заметно даже сейчас). При этом как минимум до сер. XIX в. в семьях русинской галицийской шляхты и интеллигенции зачастую общались на польском и немецком языках (аналогия с французским в Российской империи).

Вот здесь я с вами согласен,правда это в меньшей мере касалось греко- католического клира( из которого в значительной мере и формировалась  национальная интеллигенция), именно греко- католическая церковь и спасла в итоге галичан от полонизации и превратилась в подлинно народную церковь в 19 веке.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #63 - 14.08.2017 :: 17:00:47
 
Дейнека писал(а) 14.08.2017 :: 16:34:45:
Ну чё там- сборник доступен в инете, чему доказательство приведенный вами отрывок.

В текстовом виде данная статья появилась в Сети (а именно - на нашем форуме) благодаря вашему собеседнику, и притом вопреки вашей неспособности сделать это самостоятельно.

Дейнека писал(а) 14.08.2017 :: 16:44:51:
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 14:40:51:
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:18:48:
Советские украинские историки «переводили» этот пестрый «и порой достаточно далеким от украинского языка Тараса Шевченко» лексемой «украинский».

Большинство русинов-галичан XIX в., как это явствует из текстов, написанных максимально близко к живой речи, говорили на местном диалекте украинского языка, само собой, отличающегося от других и нынешнего литературного (что заметно даже сейчас). При этом как минимум до сер. XIX в. в семьях русинской галицийской шляхты и интеллигенции зачастую общались на польском и немецком языках (аналогия с французским в Российской империи).

Вот здесь я с вами согласен,правда это в меньшей мере касалось греко- католического клира( из которого в значительной мере и формировалась  национальная интеллигенция), именно греко- католическая церковь и спасла в итоге галичан от полонизации и превратилась в подлинно народную церковь в 19 веке.

Язык галицийского греко-католического духовенства в XIX в. - это книжный язык, представляющий собой церковнославянский с элементами "простой" "руской мовы" (западнорусского языка), со временем украинизировавшийся. По крайней мере до 1860 г. верхушка греко-католической церкви представляла собой самый реакционный элемент в Галиции, душивший ростки национального возрождения и стремившийся держать народ в невежестве и послушании.
Наверх
« Последняя редакция: 14.08.2017 :: 17:20:27 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #64 - 14.08.2017 :: 21:16:51
 
Кассий писал(а) 12.08.2017 :: 11:00:04:
Къ радикальной партіи примыкаетъ и единственный галицкій безспорно талантливый беллетристъ, Ив. Франко. Рядомъ съ нимъ слѣдуетъ поставить другого замѣчательнаго дѣятеля, М. Павлика. Еще 10 лѣтъ назадъ совершенно одинокій, онъ въ настоящее время стоитъ во главѣ редакціи «Народа» и вообще всей радикальной партіи. Радикальная партія въ Галиціи ‒ единственно близкая Россіи.

В статье К.Арабажина „Галицко-русское литературно-общественное движение" мы находим беспощадную критику и москвофилов и народовцев и в конце концов автор стремится убедить читателя, что [b]радикальная партия Івана Франко и „другого замечательного деятеля М. Павлика... единственно близкая России[/b]".
В большой статье „Южнорусская литература" автор ее, Иван Франко, основное внимание уделяет, естественно, Украине и украинским авторам. О москвофильских авторах почти всегда упоминается с оттенком презрения. Показательна в этом смысле фраза о „банкротстве" старой или москвофильской партии и среди примет этого банкротства - „процесс Ольги Грабарь, Наумовича, Площанского и товарищей".
Если сами читаете, то что вносите, то надо что то одно выбирать.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #65 - 14.08.2017 :: 21:27:48
 
Кассий писал(а) 13.08.2017 :: 13:40:28:
В случае галицийских украинцев неопределенность этнической идентификации и культурной, цивилизационной ориентации, сохранявшаяся и в 60-е годы, создавала весьма нервозную обстановку в просвещенных слоях русинов и делала особенно острым их ощущение угрозы русинскому этносу как таковому. Иначе говоря, обе этнические группы, населявшие провинцию, воспринимали свое положение не просто с неудовлетворением, но как угрожаемое, критическое.

Осталось только показать, когда в Галиции русины стали называться украинцами.
Наверх
 
Дейнека
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3722
Донбас
Пол: male

ДГМА
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #66 - 14.08.2017 :: 22:16:22
 
upasaka писал(а) 14.08.2017 :: 21:27:48:
Кассий писал(а) 13.08.2017 :: 13:40:28:
В случае галицийских украинцев неопределенность этнической идентификации и культурной, цивилизационной ориентации, сохранявшаяся и в 60-е годы, создавала весьма нервозную обстановку в просвещенных слоях русинов и делала особенно острым их ощущение угрозы русинскому этносу как таковому. Иначе говоря, обе этнические группы, населявшие провинцию, воспринимали свое положение не просто с неудовлетворением, но как угрожаемое, критическое.

Осталось только показать, когда в Галиции русины стали называться украинцами.

Где-то в первой трети 20 века, если говорить об устойчивом отношении к этнониму в массах.И что из этого следует?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #67 - 14.08.2017 :: 23:05:19
 
upasaka писал(а) 14.08.2017 :: 21:16:51:
В статье К.Арабажина „Галицко-русское литературно-общественное движение" мы находим беспощадную критику и москвофилов и народовцев и в конце концов автор стремится убедить читателя, что радикальная партия Івана Франко и „другого замечательного деятеля М. Павлика... единственно близкая России".

Галичанин И.Я. Франко рецензировал посвящённую Галиции статью К.И. Арабажина в "Энциклопедическом словаре".

"К. Арабажин. Галицко-русское литературно-общественное движение*


Під таким заголовком появилася в VII томі російського «Энциклопедического словаря»* обширна (17 шпальт тісного друку в форматі німецьких лексиконів) стаття молодого київського ученого, знайомого многим галичанам Костя Арабажина, в котрій систематично зведено докупи і в відповіднім світлі поставлено велику масу фактів з нашого суспільного і літературного життя від кінця XVIII віку аж до остатніх часів. Д[обродій] Арабажин звісний в ученій літературі як автор обширної книги про Бродзінського*; отся стаття доказує, що він не менше пильно і старанно занімається і рідними, українськими справами, а особливо Галичиною. Особливо інтересний початок його статті, де він вказує на одноцільність розвою Галичини під Австрією з тим, що Австрія застала з польських часів, і далі на перші пориви до організації освітньо-літературної праці русинів в часи реставрації по скінченні війн наполеонських. Ся частина його роботи тим цінніша, що досі для неї дуже небагато ще зведено і оброблено матеріалу. Гарно і фактично вірно показаний далі рух, викликаний Шашкевичем, Вагилевичем і Головацьким*. Багато фактів зведено для історії 1848 року, хоч історія та не схарактеризована так всесторонньо, як би того треба; та тут не вина автора, а недостаток праць, з котрих він міг би був черпати. Часи від 1849 до 1859 року пропущені д. Арабажином, і се ми вважаємо важною хибою його праці. Звісно, багато позитивного про ті часи годі сказати, та все-таки вже хоч би «Бібліографія» Левицького* могла б була дати йому сякий-такий образ тодішньої продукції духової, а для зрозуміння руху 1860-тих років глибший дослід сеї темної доби конечний. Звісно, і тут почасти усправедливлює автора брак відповідних монографій. Для характеристики дальших часів від 1860 року д. Арабажин розпоряджає доволі багатим матеріалом і користується ним уміло. Кінчить свою працю характеристикою теперішніх галицьких партій і галицької публіцистики. Оригінальних дослідів не дає, але за старанний звід фактів, мало звісних російській публіці, належиться йому повне признання.


Вперше надруковано в журн. «Зоря», 1893, № 1, с. 19.

Автограф зберігається у відділі рукописів Інституту літератури ім. Т. Г. Шевченка АН УРСР (ф. 3, № 761). Розбіжностей між автографом і першодруком нема.

Подається за першодруком.

С. 23. Арабажин Костянтин Іванович (1866–1929) – російський та український літературознавець і письменник.

Російський «Энциклопедический словарь» – енциклопедія, що видавалась акціонерним видавничим товариством Брокгауз – Єфрон у Петербурзі протягом 1890–1907 рр. Вийшло 82 основних і 4 додаткових томи.

Бродзінський Казімеж (1791–1835) – польський поет, представник пізнього сентименталізму, історик літератури та критик. І. Франко має на увазі книгу К. Арабажина «Казимир Бродзинский и его литературная деятельность» (К., 1891).

…рух, викликаний Шашкевичем, Вагилевичем і Головацьким. – Йдеться про діяльність прогресивного літературного угруповання «Руська трійця», яке утворилося в Галичині наприкінці 20-х років XIX ст. Найактивнішими його учасниками були М.С. Шашкевич (1811–1843), І.М. Вагилевич (1811–1866), Я.Ф. Головацький (1814–1888). Твори діячів «Руської трійці» поклали початок нової української літератури в Галичині.

…«Бібліографія» Левицького… – Йдеться про перший том «Галицько-руської бібліографії» І.О. Левицького, який вийшов друком у 1888 р." (Франко І. Зібрання творів у п’ятдесяти томах. Т. 29: Літературно-критичні праці (1893‒1895) / Ред. тому В.Л. Микитась, А.М. Халімончук. К.: Наукова думка, 1981. С. 23–24, 558).



Примерный перевод отзыва:

"К. Арабажин. Галицко-русское литературно-общественное движение*


Под таким заголовком появилась в VII томе российского «Энциклопедического словаря»* обширная (17 столбцов убористой печати в формате немецких словарей) статья молодого киевского учёного, знакомого многим галичанам Константина Арабажина, в которой систематически сведена воедино и в соответствующем виде представлена большая масса фактов из нашей общественной и литературной жизни от конца XVIII века вплоть до последнего времени. Г[осподин] Арабажин известен в научной литературе как автор обширной книги о Бродзинском*; эта статья доказывает, что он не менее внимательно и старательно занимается и родными, украинскими делами, а особенно Галицией. Особенно интересно начало его статьи, где он указывает на общность развития Галиции под властью Австрии с тем, что Австрия застала с польских времён, и дальше на первые устремления к организации образовательно-литературного труда русинов во время реставрации по окончании наполеоновских войн. Эта часть его работы тем ценнее, что до сих пор для неё очень немного ещё собрано и обработано материала. Хорошо и фактически верно показано далее движение, вызванное Шашкевичем, Вагилевичем и Головацким*. Много фактов собрано для истории 1848 года, хотя история эта не охарактеризована столь всесторонне, как следовало бы; однако здесь не вина автора, а недостаток трудов, которые он мог использовать. Время от 1849 до 1859 года пропущено г. Арабажиным, и это мы считаем важным недостатком его труда. Конечно, об этом времени нельзя сказать много хорошего, но всё-таки уж хотя бы «Библиография» Левицкого* могла бы дать ему кое-какой образ тогдашнего духовного творчества, а для понимания движения 1860-тых годов необходимо более глубокое исследование этой тёмной эпохи. Конечно, и тут отчасти оправдывает автора отсутствие соответствующих монографий. Для характеристики дальнейшего времени от 1860 года г. Арабажин имеет довольно богатый материал и пользуется им умело. Заканчивает свою работу характеристикой нынешних галицийских партий и галицийской публицистики. Оригинальных исследований не представлено, но за тщательный свод фактов, мало известных российской публике, ему полагается полное признание".
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #68 - 14.08.2017 :: 23:10:20
 
Дейнека писал(а) 14.08.2017 :: 22:16:22:
upasaka писал(а) 14.08.2017 :: 21:27:48:
Кассий писал(а) 13.08.2017 :: 13:40:28:
В случае галицийских украинцев неопределенность этнической идентификации и культурной, цивилизационной ориентации, сохранявшаяся и в 60-е годы, создавала весьма нервозную обстановку в просвещенных слоях русинов и делала особенно острым их ощущение угрозы русинскому этносу как таковому. Иначе говоря, обе этнические группы, населявшие провинцию, воспринимали свое положение не просто с неудовлетворением, но как угрожаемое, критическое.

Осталось только показать, когда в Галиции русины стали называться украинцами.

Где-то в первой трети 20 века, если говорить об устойчивом отношении к этнониму в массах.И что из этого следует?

В "Русалке днестровой" (1836 г.) уже упоминаются украинцы. В 1848 г. галичане считали себя представителями русско-украинского народа. Следует сказать, что надднепрянцы (члены Кирилло-мефодиевского братства) опередили их в создании украинской идентичности. Это опровергает известный миф. Также нельзя забывать, что в 1858 г. российские украинофилы отождествляли южноруссов, малороссов и украинцев, считая данные наименования вариациями названия одной народности.
Наверх
« Последняя редакция: 14.08.2017 :: 23:20:45 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #69 - 15.08.2017 :: 06:36:54
 
Дейнека писал(а) 14.08.2017 :: 22:16:22:
Где-то в первой трети 20 века, если говорить об устойчивом отношении к этнониму в массах.

Если по заявлению на Сейме, то впервые зазвучало в 1890 году, во всяком случае в 1895 делегация была уже  названа украинской, вместо руской.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #70 - 15.08.2017 :: 06:39:46
 
Дейнека писал(а) 14.08.2017 :: 22:16:22:
И что из этого следует?

Именно об этом и спрашиваю. Власть меняет этничность?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #71 - 15.08.2017 :: 09:54:12
 
Кассий писал(а) 14.08.2017 :: 23:10:20:
В "Русалке днестровой" (1836 г.) уже упоминаются украинцы.

Галицкие русины стали украинцами в "Русалке"? Покажите.
Один из "Троицы" писал:
"Из Русина щирой груди
    В побратимий летит край,
Побратимі де сут люди
    По за Вому за Дунай. —"
Как видите, здесь русины и их побратимы.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #72 - 15.08.2017 :: 10:40:21
 
upasaka писал(а) 15.08.2017 :: 09:54:12:
Как видите, здесь русины и их побратимы.

В "Русалке днестровой" упоминаются украинцы на с. 117.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #73 - 15.08.2017 :: 10:50:14
 
upasaka писал(а) 14.08.2017 :: 21:16:51:
В большой статье „Южнорусская литература" автор ее, Иван Франко, основное внимание уделяет, естественно, Украине и украинским авторам. О москвофильских авторах почти всегда упоминается с оттенком презрения.

И.Я. Франко сам начинал с русофильства, но под влиянием М.П. Драгоманова перешёл на позиции радикализма.

«Драгоманов, живя еще в Киеве, несколько раз пытался навязать более близкие и дружественные сношения с галицкими украинофилами, но напрасно. Основанное при его содействии на деньги, пожертвованные из Украйны, "Общество имени Шевченко", долженствовавшее сделаться центром общей украинцам и галичанам литературной и научной работы, в руках галичан сделалось почти мертвым и не выходило из финансовых затруднений. Вот почему Драгоманов решился обратиться к молодежи так называемого москвофильского лагеря, издававшей тогда газетку "Друг". Три письма, написанные им в редакцию этой газеты в 1875‒76 гг., произвели очень сильное впечатление. Он почти не затрагивал национальных и партийных вопросов (даже письма свои писал по-русски), но корил молодежь за ее культурную и научную отсталость, за леность мышления, за отсутствие этического идеала, указывал неотложный нравственный долг служить своему народу и работать для него. Эти письма сделались исходной точкой нового, радикально-демократического движения среди русинской молодежи и вместе с тем началом нового развития литературы. Драгоманов резко критиковал всю тогдашнюю галицкую и украинскую литературу, указывая ее невысокую художественную стоимость и малую идейность. Галицкая администрация возбудила против его приверженцев целый ряд процессов из-за мнимо-социалистической пропаганды. Это сплотило небольшую группу людей (М. Павлик, Остап Терлецкий, Иван Франко и др.) для решительной борьбы с галицкой заскорузлостью и беспринципностью. Издания этой группы ‒ "Громадскiй Друг", "Дзвiн", "Молот" ‒ систематически конфисковались полицией; их редактор М. Павлик за свою новеллу "Тетьяна Ребенщукова" был приговорен к шестимесячному тюремному заключению и должен был уехать за границу. К концу 1879 г. кружок разбился, успев, однако, дать несколько литературных произведений, резко отличавшихся от всего, что до сих пор производила галицко-русская беллетристика (новеллы Павлика "Юрко Кулыкiв" и "Тетьяна Ребенщукова", его большой рассказ "Пропащiй чоловик", Франко "Boa Constrictor" и "На днi")».
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/146891/Южно


«Поступив в 1875 г. в Львовский унив., Ф. присоединился к студенческому кружку партии так наз. москвофильской, которая тогда была в Галиции еще сильна; эта мнимо-русская пария питает под именем любви к России исключительно любовь к ее реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и в своем презрении к малорусским крестьянам пишет так наз. "язычием", т. е. очень уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Ф. стал помещать в органе студентов-москвофилов "Друг" свои стихотворения и длинный фантастический роман "Петрии и Добощуки" в стиле Гофмана. Под влиянием писем киевского проф. M. П. Драгоманова молодежь, группировавшаяся вокруг "Друга", познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса ‒ малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды вместе со многими другими талантливыми работниками и Ф. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградного "Слова" В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию "Друга". Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Ф. провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество ‒ не только москвофилы, но и так наз. народовцы, т. е. украинофильские националисты старшего поколения с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными; Ф. должен был оставить и университет (он окончил унив. курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре)».
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/108624


Стараясь быть объективным, И.Я. Франко даже защищал некоторых русофилов перед народовцами.

"Известно непримиримое отношение к «москвофилам» Ивана Франко. Резкое осуждение реакционных сторон «москвофильства» в его выступлениях встречается постоянно. Но он же выступил и против тех, кто полностью отрицал какие бы то ни было заслуги «москвофилов».

Когда орган «народовцев» «Правда» возглавил кампанию против «москвофилов», не побрезговав при этом таким средством, как компрометация своих противников в глазах австрийских властей, Иван Франко резко осудил редакцию «Правды» и гневно заявил, что позорно и непозволительно обвинять всех «москвофилов» в ренегатстве и продажности, равно как позорно и непозволительно пытаться вовлечь полицию в решение принципиальных партийных споров.

В этой связи Иван Франко утверждал, что нельзя отказывать лучшим представителям «москвофильского» направления как в их преданности своей идее, так и в признании их общественных заслуг. В ответ на такие клички, как «ренегаты», «мусор», он писал: «А то, что кое-кто из наших «ренегатов», из этого нашего «мусора» (например, Наумович, Дедицкий и другие) сделали для развития галицко-украинского общества и простого народа в десять раз больше, чем сотни и тысячи самых лучших неренегатских ортодоксов, вместе взятых, это редакции «Правды» не касается, ибо это не подходит под мерку исключительно национальную»
1
.

Иван Франко явно намекает на русофильские настроения в западноукраинском крестьянстве (это логично вытекает из всего содержания статьи), когда говорит о наличии «почвы», способствующей распространению «москвофильства» «не среди одной только интеллигенции, а и в простом народе, и не только в темном и неграмотном, а и в грамотном». В подтверждение своей мысли Иван Франко приводит факт, который предлагает редакции «Правды» «разжевывать»:

«Было время, когда «Наука» Наумовича имела около трех тысяч подписчиков, число, которого никогда не достигала ни одна «украинофильская» газета. «Наука» существует и поныне, народ ее читает с удовольствием, несмотря на процессы, эмиграцию Наумовича, церковные запреты и т. д. «Правда русская» Гр. Купчанка расходится в народе также в весьма большом числе; мы знаем факты, что даже в селах, по нашим условиям наиболее просвещенных, мужики подписываются на нее тайком, боясь священника-народовца и церковного запрета, и хотя имеют читальню, но газету Купчанка читают частным образом у себя дома и прячут ее, точно нивесть какое сокровище, ‒ и это те мужики, которые устраивают торжественные вечера в намять Шевченко и Шашкевича. И не забудем, что среди интеллигентных галицко-украинских «запроданцев» находятся люди (может быть, их больше даже, чем среди правоверных народовцев), которые ради мужика или по вопросу о языке и письменности украинской в десять раз смелее выступят, в десять раз скорее заявят протест властям и всяким «сильным мира сего», чем многие народовцы. Не забудем, что между этими «запроданцами» находились и находятся люди, которые весь век живут в самых скромных условиях, в тесноте и нужде, служа делу, которое им кажется справедливым, и которые не поколеблются наложить на себя руку, если увидят, что дело, в котором они видели силу и честь народа, приходит в упадок… Когда я слышу, что к таким людям прилагают слово «запроданцы», мне всякий раз вспоминаются былые ведьмы и колдуны, которых всяческие ортодоксы сжигали на кострах за то, что они «продались черту», хотя эти несчастные «запроданцы» жили обычно в самой великой нищете и никакой корысти от этого запроданства не имели»
1
.

Рассуждая так, великий украинский писатель не закрывал глаза на ограниченность и реакционность «москвофильского» мировоззрения. Но он требовал объективного исторического подхода к оценке общественных явлений.


1
И. Франко. Формальный и реальный национализм. Избр. соч., т. V. ГИХЛ, М.. 1951, стр. 67.

1
И. Франко. Формальный и реальный национализм. Избр. соч., т. V. ГИХЛ., М., 1951, стр. 68" (Малкин В.А. Русская литература в Галиции. Львов: Изд-во Львов. ун-та, 1957. С. 62‒63).

К слову, большинство галицийских крестьян даже в нач. XX в. было неосведомлённым в вопросах политики и не различало украинофилов и русофилов, если они говорили по-украински.
Наверх
« Последняя редакция: 15.08.2017 :: 11:05:13 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #74 - 15.08.2017 :: 10:59:09
 
Кассий писал(а) 15.08.2017 :: 10:40:21:
В "Русалке днестровой" упоминаются украинцы на с. 117

Галицкие украинцы? Покажите.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #75 - 15.08.2017 :: 11:15:59
 
Я к тому замечаю, что вы бездумно тащите на ветку противоречия, например:
В статье К.Арабажина „Галицко-русское литературно-общественное движение" мы находим беспощадную критику и москвофилов и народовцев и в конце концов автор стремится убедить читателя, что радикальная партия (Івана Франко
Кассий писал(а) 12.08.2017 :: 11:00:04:
Къ радикальной партіи примыкаетъ и единственный галицкій безспорно талантливый беллетристъ, Ив. Франко. Рядомъ съ нимъ слѣдуетъ поставить другого замѣчательнаго дѣятеля, М. Павлика. Еще 10 лѣтъ назадъ совершенно одинокій, онъ въ настоящее время стоитъ во главѣ редакціи «Народа» и вообще всей радикальной партіи. Радикальная партія въ Галиціи ‒ единственно близкая Россіи.

Но такое заявление противоречит мнению Ивана Франко.
В большой статье „Южнорусская литература" автор ее, Иван Франко, основное внимание уделяет, естественно, Украине и украинским авторам. О москвофильских авторах почти всегда упоминается с оттенком презрения. Показательна в этом смысле фраза о „банкротстве" старой или москвофильской партии и среди примет этого банкротства - „процесс Ольги Грабарь, Наумовича, Площанского и товарищей".
В подтверждение сказанному – читаем:
Иван Франко.
«В общественной жизни Галиции начало 80-х гг. ознаменовалось банкротством старой или москвофильской партии (покража фондов сиротской кассы при митрополичьей консистории, процесс Ольги Грабар, Наумовича, Площанского и товарищей, падение крылошанского банка, эмиграция Наумовича в Россию) и сильным развитием так называемой молодой или украинофильской партии, которая теперь, значительно урезав свое украинофильство, превратилась в русинскую, национальную или народовецкую партию».
Спрашиваю, какой смысл некритически тащить на ветку К. Арабажина? Выбирайте что то одно.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #76 - 15.08.2017 :: 11:18:57
 
Кассий писал(а) 15.08.2017 :: 11:10:31:
Вопреки приведённой информации, трусливый и глупый невежда снова наступил на те же грабли, пытаясь переврать приведённые мною факты. Придётся и дальше уличать глупца в неудачных подлогах.

Не хамите...а покажите текст, что украинцы, на которых вы ссылаетесь, именно Русины, которые, по вашему утверждению, сменили этничность.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #77 - 15.08.2017 :: 11:35:34
 
upasaka писал(а) 15.08.2017 :: 11:15:59:
В статье К.Арабажина „Галицко-русское литературно-общественное движение" мы находим беспощадную критику и москвофилов и народовцев и в конце концов автор стремится убедить читателя, что радикальная партия (Івана Франко

"...единственно близкая Россіи. Опираясь на реальную силу народа, она чужда «политикованья»; всякіе компромиссы и связанныя съ ними перемѣны фронта чужды ея духу".
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #78 - 15.08.2017 :: 12:25:28
 
upasaka писал(а) 15.08.2017 :: 11:15:59:
В большой статье „Южнорусская литература" автор ее, Иван Франко, основное внимание уделяет, естественно, Украине и украинским авторам. О москвофильских авторах почти всегда упоминается с оттенком презрения. Показательна в этом смысле фраза о „банкротстве" старой или москвофильской партии и среди примет этого банкротства - „процесс Ольги Грабарь, Наумовича, Площанского и товарищей".
В подтверждение сказанному – читаем:
Иван Франко.
«В общественной жизни Галиции начало 80-х гг. ознаменовалось банкротством старой или москвофильской партии (покража фондов сиротской кассы при митрополичьей консистории, процесс Ольги Грабар, Наумовича, Площанского и товарищей, падение крылошанского банка, эмиграция Наумовича в Россию) и сильным развитием так называемой молодой или украинофильской партии, которая теперь, значительно урезав свое украинофильство, превратилась в русинскую, национальную или народовецкую партию».

"На прощання з вами відкрию вам один секрет. Не вірте, молоді русофіли, своїм духовим батькам, д. Мончаловському та д-ру Дудикевичу, поперед усього в однім пункті: що ми, галицькі українці, тим тільки й дишемо й живемо, що «ненавистю ко всему русскому». Не вірте їм у тім пункті, бо се свідома брехня. Ми всі русофіли, чуєте, повторяю ще раз: ми всі русофіли. Ми любимо великоруський народ і бажаємо йому всякого добра, любимо і виучуємо його мову і читаємо в тій мові певно не менше, а може, й більше від вас. Є між нами, галицькими українцями, й такі, що й говорити і писати тою мовою потрафлять не гірше, коли й не ліпше від вас. І російських письменників, великих світочів у духовім царстві, ми знаємо й любимо, і не лише тих, яких імена ви раз у раз маєте на устах, а й таких, як Пипін, Веселовський, Карєєв, Шахматов, Фортунатов
14
, ‒ чи відомі вам такі імена, молоді панове русофіли? І скажу вам іще один секрет. Ті і подібні їм великі представники російської науки та російської культурної праці кореспондують із нами, обмінюються своїми виданнями і чують себе ближчими до нас, як до вас, молоді галицькі русофіли. І ми чуємо себе ближчими до них, як до вас, чуємо себе солідарними з ними у всім, що для нас дороге і святе і високе, бо знаємо, що се не фрази, не «символи» якогось фікційного єдинства, а кровні, життєві здобутки вселюдської цивілізаційної праці. Ми любимо в російській духовій скарбниці ті самі коштовні золоті зерна, та пильно відрізняємо їх від полови, від жужелю, від виплодів темноти, назадництва та ненависті, сплоджених довговіковою важкою історією та культурним припізненням Росії. І в тім ми чуємо себе солідарними з найкращими синами російського народу, і се міцна, тривка і світла основа нашого русофільства. Подумайте про те, молоді галицькі русофіли, то, може, й вам замість духової компанії Побєдоносцевих, Саблерів, Рукавишникових та Череп-Спиридовичів
15
забажається чистішої атмосфери.


14
Пипін, Веселовський, Карєєв, Шахматов, Фортунатов ‒ визначні російські вчені-гуманітарії, творчість яких набула міжнародного значення.

15
Побєдоносцевих, Саблерів, Рукавішнікових та Череп-Спиридовичів ‒ імена чільних представників російських державно-бюрократичних і реакційних кіл" (Франко И.Я. «Ідеї» й «ідеали» галицької москвофільської молодежі // Будівничий української державності: Хрестоматія політологічних статей Івана Франка / Упоряд. Д. Павличко. К.: Києво-Могилянська академія, 2006. С. 571‒572, 575).



Примерный перевод

"На прощание с вами открою вам один секрет. Не верьте, молодые русофилы, своим духовным отцам, д. Мончаловскому и д-ру Дудыкевичу, прежде всего относительно одного пункта: что мы, галицийские украинцы, тем только и дышим и живём, что «ненавистю ко всему русскому». Не верьте им в этом пункте, потому что это сознательная ложь. Мы все русофилы, слышите, повторяю ещё раз: мы все русофилы. Мы любим великорусский народ и желаем ему всякого добра, любим и учим его язык и читаем на этом языке, наверное, не меньше, а может быть, и больше, чем вы. Есть среди нас, галицийских украинцев, и такие, которые говорить и писать на этом языке могут не хуже, если не лучше вас. И русских писателей, великих светочей в духовном царстве, мы знаем и любим, и не только тех, чьи имена вы постоянно имеете на устах, а и таких, как Пыпин, Веселовский, Кареев, Шахматов, Фортунатов
14
, ‒ известны ли вам такие имена, молодые господа русофилы? И расскажу вам ещё один секрет. Эти и подобные им великие представители российской науки и российского культурного труда переписываются с нами, обмениваются своими изданиями и чувствуют себя ближе к нам, чем к вам, молодые галицийские русофилы. И мы чувствуем себя ближе к ним, чем к вам, чувствуем себя солидарными с ними во всём, что для нас дорого, свято и возвышенно, так как знаем, что это не фразы, не «символы» какого-нибудь мнимого единства, а кровные, жизненные достижения общечеловеческого цивилизационного труда. Мы любим в российской духовной сокровищнице те же самые драгоценные золотые зёрна и внимательно отделяем их от плевел, от шлака, от плодов тьмы, ретроградства и ненависти, порождённых многовековой тяжёлой историей и культурным отставанием России. И в этом мы чувствуем себя солидарными с лучшими сынами русского народа, и это крепкая, стойкая и светлая основа нашего русофильства. Подумайте об этом, молодые галицийские русофилы, и может быть, и вам вместо духовной компании Победоносцевых, Саблеров, Рукавишниковых и Череп-Спиридовичей
15
захочется более чистого воздуха" (Франко И.Я. «Ідеї» й «ідеали» галицької москвофільської молодежі // Будівничий української державності: Хрестоматія політологічних статей Івана Франка / Упоряд. Д. Павличко. К.: Києво-Могилянська академія, 2006. С. 571‒572).
Наверх
« Последняя редакция: 15.08.2017 :: 15:05:03 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #79 - 15.08.2017 :: 15:09:29
 
Кассий писал(а) 15.08.2017 :: 11:35:34:
"...единственно близкая Россіи. Опираясь на реальную силу народа, она чужда «политикованья»; всякіе компромиссы и связанныя съ ними перемѣны фронта чужды ея духу".

Вы еще раз прочитайте:
Кассий писал(а) 12.08.2017 :: 11:00:04:
Къ радикальной партіи примыкаетъ и единственный галицкій безспорно талантливый беллетристъ, Ив. Франко.


Кассий писал(а) 12.08.2017 :: 11:00:04:
Радикальная партія въ Галиціи ‒ единственно близкая Россіи


Но, читая И. Франка, мы видим, что радикальная партия не «близка России», а «банкрот»:
««В общественной жизни Галиции начало 80-х гг. ознаменовалось банкротством старой или москвофильской партии (покража фондов сиротской кассы при митрополичьей консистории, процесс Ольги Грабар, Наумовича, Площанского и товарищей, падение крылошанского банка, эмиграция Наумовича в Россию) и сильным развитием так называемой молодой или украинофильской партии, которая теперь, значительно урезав свое украинофильство, превратилась в русинскую, национальную или народовецкую партию».
Так что, прежде чем «выкидывать» текст читайте его внимательно. Хотя, видно, что вы не понимаете простого его смысла, отсюда и хамство ваше.
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 4 5 6 ... 107
Печать