Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 ... 107
Печать
Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.) (Прочитано 465249 раз)
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
06.08.2017 :: 23:00:55
 
"По 1-му разделу Польши в 1772 г. основная часть Г. Р. вошла в Австрийскую империю как часть Королевства Галиции и Лодомерии (территория Королевства со столицей во Львове включала помимо Г. Р. с преимущественно восточнослав. населением Зап. Галицию, населенную в основном поляками, и Буковину, населенную вост. славянами); холмские земли оказались в составе Российской империи. В 1809 г., после поражения Австрии в войне с Францией, Тернопольский окр. был передан России, в 1815 г. решением Венского конгресса были восстановлены прежние границы. Переход под власть Австрии способствовал экономическому оживлению края, но ключевые национальные и религ. вопросы не были решены, в галицких землях сохранилась польск. администрация, всемерно стремившаяся к ополячиванию и окатоличиванию местного населения.

Реформы имп. Иосифа II 1781-1784 гг. утвердили в империи принцип веротерпимости, Православие было официально признано в ряде земель, но не в Галиции. В 1786 г. в Галиции открылась Генеральная консистория «русского» обряда. Во время массовой ликвидации католич. мон-рей в 1785 г. был упразднен и разрушен также правосл. Манявский скит; последний его игум. Исаак (Протасевич) и 59 монахов отказались принять унию и перешли в мон-ри Сучевица и Драгомирна в Юж. Буковине, а также в Киево-Печерскую лавру. Небольшой правосл. общине, состоявшей из греков, румын и славян, было разрешено на свои средства устроить во Львове домовую церковь «без права публичности» (1-е богослужение состоялось в 1787). Церковь размещалась в разное время в частных домах, в 1896-1901 гг. на купленном в 1856 г. земельном участке была построена каменная правосл. ц. во имя вмч. Георгия.

В кон. XVIII в. на галицких землях существовали католич. Львовское архиеп-ство, Перемышльское и Тарновское еп-ства, а также Львовская и Перемышльская униат. епископские кафедры. В 1808 г. на территории Галиции была учреждена униат. Галицкая митрополия (ее возглавил Антон Ангелович), в 1885 г. создана униат. Станиславская (Станиславовская) кафедра (совр. Ивано-Франковская). В кон. XIX в. в Галиции действовало более 3 тыс. униат. приходов, ок. 20 базилианских мон-рей.

В 1774 г. в Вене по указу императора начала работу теологическая академия, где учились униат. священнослужители, в 1784 г. во Львове открылась униат. ДС с преподаванием на «русском» (восточнослав. разговорном) языке, в 1787 г. преобразованная в гос. Studium Ruthenum с философским и теологическим фак-тами. В 1784 г. открылся ун-т во Львове, «русский» стал одним из языков преподавания. В 1788 г. Львовское братство было преобразовано в Ставропигийский ин-т, являвшийся по преимуществу просветительским учреждением. В 1790 г. декрет имп. Леопольда II уравнял в правах униатов с католиками.

В 30-х гг. XIX в. в Галиции начался процесс национального возрождения, главными деятелями к-рого («будителями») стали униат. священнослужители (Н. Л. Устианович, Я. Ф. Головацкий, М. С. Шашкевич и мн. др.) и деятели культуры (Д. И. Зубрицкий). В 1837 г. Головацкий совместно с Шашкевичем и И. Н. Вагилевичем выпустил 1-й национальный патриотический альманах «Русалка днестровая», немедленно запрещенный цензурой. Сопротивляясь ополячиванию и противопоставляя ему идею единой Руси («от Карпат до Камчатки»), «будители» ориентировались на рус. культуру, стремились употреблять рус. лит. язык. У «будителей» завязались связи с учеными-славистами в России - М. П. Погодиным, М. А. Максимовичем, И. И. Срезневским, О. М. Бодянским, в Галицию стали проникать книги из России.

«Будители» испытывали давление со стороны австр. администрации, порой подвергались преследованиям. Исключением стал период революции 1848-1849 гг., когда правительство, опасаясь усилившегося польск. движения, надеялось найти союзников в Галиции. В мае 1848 г. оформился политический орган галицких русинов - Головна руська рада, ее председателем избрали униат. Перемышльского еп. Григория Яхимовича. Печатным органом рады стала 1-я газета галицких русинов «Зоря галицька». В этот период начала работу «Галицко-русская матица», выпускавшая книги по различным отраслям знаний, был основан Народный дом. В 50-х гг. политика австр. властей по отношению к национальному движению в Галиции стала жестче. Перестали выходить галицкие периодические издания, в 1859 г. администрация во главе с губернатором А. Голуховским сделала попытку навязать галицким русинам лат. алфавит, но протесты «будителей» сорвали этот план. В этот период в национальное движение влилось младшее поколение «будителей»: А. С. Петрушевич, униат. свящ. И. Г. Наумович, Б. А. Дедицкий и др. Одновременно к рубежу 50-60-х гг. в культурной жизни Галиции набирало силы укр. движение, начали выходить издания на укр. языке.

Кризис Австрийской империи в результате поражения в войне с Францией и Сардинским королевством в 1859 г. заставил правительство пойти на реформы, оживившие общественную жизнь, в т. ч. в Галиции. В 1861 г. был создан Галицкий краевой сейм (как представительство Королевства Галиции и Лодомерии), но большинство населения Галиции не получило избирательных прав. С 1861 г. под редакцией Дедицкого выходила независимая политическая газ. «Слово» на языке галицких русинов. Наумович инициировал широкое движение в униат. приходах по возвращению в богослужение правосл. обряда (в него систематически вводились католич. элементы). Львовский митр. Г. Яхимович не мешал движению, но под давлением Рима вынужден был призвать униатов подождать до решения Собора, к-рый он обещал вскоре созвать. Однако 29 апр. 1863 г. он неожиданно умер, после чего «обрядовому движению» был положен конец.

8 февр. 1867 г. образовалась Австро-Венгерская монархия, в к-рой венгры имели права автономии, надежды слав. народов на аналогичные права потерпели крах. В кон. 60-х гг. произошел раскол национального движения в Галиции на «русскую» и «украинскую» партии; последняя (во многом отвечая на русификаторскую политику российских властей в Вост. Украине) пропагандировала идею единой Украины. Возникли культурно-просветительские орг-ции укр. направления («Просвiта», основана в 1868; «Наукове товариство iменi Т. Г. Шевченка», возникло после реорганизации об-ва им. Т. Г. Шевченко, основанного в 1873). Рус. направления придерживалось об-во им. М. Качковского (основано в 1874). В нач. XX в. одним из лидеров рус. движения являлся О. А. Мончаловский, укр. партию возглавлял М. С. Грушевский, оба деятеля входили в приходской совет львовской правосл. ц. во имя вмч. Георгия.

На фоне ухудшавшихся взаимоотношений России и Австро-Венгрии австр. правящие круги делали ставку на укр. движение в Галиции, подавляя в нем лишь крайние социалистические тенденции. «Москвофилы» постоянно встречали враждебное отношение австр. администрации. В 1867 г. Головацкий принял участие в этнографической выставке и слав. съезде в Москве, после чего был изгнан из Львовского ун-та и в 1868 г. уехал в Россию. В 1882 г. был начат судебный процесс против Наумовича, А. И. Добрянского-Сачурова, В. М. Площанского, О. А. Грабар и др., к-рых обвиняли в панславизме и гос. измене. Поводом для суда над ними было их участие в попытке жителей с. Гнилички перейти в Православие (что не было запрещено законом). Обвинение провалилось, но за «нарушение публичного спокойствия» подсудимые были приговорены к неск. месяцам тюрьмы. Наумович, кроме того, был лишен прихода, а затем отлучен от католич. Церкви. Добрянский-Сачуров был выслан под адм. надзор в Тироль, его дочь Грабар с семьей эмигрировала в Россию.

В кон. XIX в. в униат. Церкви в Галиции произошли изменения. В 1882 г. василианские мон-ри (см. Василиане) были переданы под власть иезуитов. Против этой меры выступил униат. Львовский митр. Иосиф Сембратович, вскоре смещенный с кафедры. Его сменил Сильвестр Сембратович, поддержавший проукр. политику австр. администрации. В 1893 г. была закрыта галицко-рус. униат. ДС в Вене, под угрозой закрытия оказалась ДС во Львове, вместо к-рой предполагалось открыть неск. епархиальных ДС с пониженным образовательным цензом. В 1901-1944 гг. главой униат. Церкви в Галиции являлся принадлежавший к «украинской партии» Андрей Шептицкий. Он много внимания уделял очищению униат. богослужения от лат. элементов и укреплению униат. церковной жизни.

С кон. XIX в. имели место случаи возвращения галичан из унии в Православие. Этот процесс был разрешен австр. законами, хотя на практике против принимавших Православие применялись репрессии. В 1912 г. состоялся процесс по обвинению в гос. измене и шпионаже правосл. галицких священников Игнатия Гудимы и сщмч. Максима Сандовича и галицко-рус. интеллигентов С. Ю. Бендасюка и В. А. Колдры. Подсудимые были оправданы. Тяжелое положение русинов вынуждало их к эмиграции в США, Канаду и др. страны, многие из них обратились там в Православие.

Начало первой мировой войны ознаменовалось в Галиции разгулом террора по отношению к восточнослав. населению, к-рое власти обвиняли в симпатиях к России. Начиная с сент. 1914 г. предположительно ок. 20 тыс. людей были отправлены в концлагерь Талергоф в Штирии, где значительная часть заключенных погибла от голода, болезней и побоев. 6 сент. 1914 г. был расстрелян свящ. М. Сандович (канонизирован Польской автокефальной Православной Церковью). После смерти имп. Франца Иосифа его наследник Карл I в 1917 г. ликвидировал лагерь.

В ходе войны Галицию дважды занимали российские войска. В 1914-1915 гг., во время российской оккупации, галицкие приходы окормлял Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский), по настоянию Святейшего Синода стремившийся к скорейшему возвращению униатов в Православие. В 1916-1917 гг. Галиция была вновь занята российскими войсками, церковными делами здесь ведал протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский, предпочитавший идти навстречу духовным нуждам униатов и не подталкивавший их к присоединению к Православию".
http://www.pravenc.ru/text/161541.html
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #1 - 07.08.2017 :: 09:50:20
 
"III. Галицкая Русь подъ властью Австріи. ‒ Русскій языкъ и литература въ Галиціи. ‒ Пробужденіе національнаго сознанія въ Зарубежной Руси. ‒ Борьба Галицкой Руси съ польскимъ вліяніемъ. ‒ Русское и украинское движенія.

Въ концѣ 18-го вѣка австрійское правительство проявляетъ нѣкоторую заботливость по отношенію къ русскому населенію Галиціи и Венгріи. Такъ, императрица Марія-Терезія учредила въ Мункачѣ семинарію для образованія уніатскаго угрорусскаго духовенства. Ея сынъ, императоръ Іосифъ, идетъ далѣе по этому пути и въ основанномъ имъ Львовскомъ университетѣ заводитъ нѣсколько каѳедръ на русскомъ языкѣ. Это не былъ малорусскій или, какъ позже стали говорить, украинскій языкъ. Напротивъ, языкъ преподаванія представлялъ нѣчто, стремящееся приблизиться къ русскому литературному языку, но такъ какъ книжной связи между русскими образованными людьми въ Галиціи и Венгріи и Россіей не было, то русскій языкъ этой письменности является страннымъ смѣшеніемъ церковнославянскихъ, литературнорусскихъ и малорусскихъ оборотовъ. Хотя эра сочувствія русской національной жизни продолжалась въ Австріи недолго, и послѣ смерти импер. Іосифа отчасти европейскія событія отвлекли вниманіе австрійскаго правительства отъ мѣстныхъ дѣлъ, отчасти либерально-демократическія стремленія его прекратились, ‒ тѣмъ не менѣе, толчокъ національному развитію русскихъ былъ уже данъ. Въ началѣ 19-го вѣка были уничтожены русскія каѳедры во Львовскомъ университетѣ, въ 1816 году въ начальныхъ школахъ, вмѣсто русскаго языка, который былъ введенъ въ нихъ еще императрицей Маріей-Терезіей, утвердился польскій языкъ преподаванія. Но эта послѣдняя мѣра уже встрѣтилась съ нѣкоторымъ отпоромъ. Львовскій уніатскій митрополитъ Левицкій и каноникъ его Могильницкій протестовали противъ нея, хотя и безуспѣшно. Болѣе удачной оказалась ихъ борьба съ попыткой галиційской духовной и свѣтской власти замѣнить кирилловскую азбуку въ русской письменности латинской. Могильницкій выступилъ противъ этого предположенія съ цѣлымъ трактатомъ и сумѣлъ отстоять употребленіе кирилловской азбуки. Въ Перемышлѣ около епископа Сангурскаго группируется уже цѣлый кружокъ любителей родной письменности, которые пытаются писать по-русски. Правда, ихъ языкъ не былъ живымъ русскимъ языкомъ, но и въ самой Россіи тогда писали почти такимъ же искусственнымъ, книжнымъ языкомъ. Такъ, одинъ изъ галицкорусскихъ писателей О. Левицкій, издавая въ 1822 году переведенную съ нѣмецкаго языка книжку, посвящаетъ ее учащейся молодежи, «учащемуся младенчеству народа словенорусскаго», и въ посвященіи пишетъ слѣдующія строки:

Пускай вездѣ писать искусство совершенно,
Ты знаешь, что языкъ нашъ лучше несравненно.
Не собранъ изъ другихъ, онъ древній коренной,
Исполненъ всѣхъ красотъ, богатый самъ собой;
Въ немъ птичьихъ посвистовъ, протяжныхъ нѣтъ напѣвовъ,
Ни звуковъ томныхъ, ни дикихъ уху ревовъ,
Какіе слышатся въ чужихъ языкахъ намъ,
Затѣмъ, что нашъ языкъ отъ нихъ свободенъ самъ.

При всемъ стремленіи тогдашнихъ немногихъ галицкорусскихъ патріотовъ ввести въ литературный обиходъ чистый русскій языкъ, это была для нихъ задача непосильная, такъ какъ литературныхъ связей съ Россіей почти совершенно не было, почерпать образцы чистой русской рѣчи было неоткуда. Съ другой же стороны, перевѣсъ польской культуры, къ которой принадлежали и помѣщики, и высшія духовныя лица края, и многіе представители власти, былъ слишкомъ силенъ. Галиція находилась на перепутьи, она протягивала руки къ Россіи, но оттуда помощи не было. Немножко всколыхнувшаяся русская жизнь опять была обречена на замираніе или же должна была обратиться къ живымъ источникамъ народной жизни. Дѣйствительно, въ то время, когда въ самой Россіи уже созданъ былъ литературный языкъ Пушкина, Гоголя, Бѣлинскаго, въ Галиціи писали такъ: «Воззрѣніе Страшилища въ Пестѣ и Будѣ наступшаго мѣсяцемъ мартомъ 1838 года во время разлитія Дуная Сѵмеономъ Ѳеофил. Лисенецкимъ Галиціяниномъ... въ Мало-Русскомъ языку изображенное». Такая литература была обречена на гибель, потому что у нея не было живыхъ корней. Возвращеніе къ народности, полонизація или литературное, но дѣйствительное объединеніе съ Россіей: таковы были три возможные пути развитія. Однако, противъ ополяченія именно и должна была бороться эта національная литература; связь съ Россіей была разрушена разностью религіозныхъ исповѣданій. И такъ оставался одинъ путь ближайшаго единенія съ народной жизнью. Въ русской Малороссіи, гдѣ народная жизнь сложилась съ 1654 г. въ процессѣ сильнаго взаимодѣйствія съ Великороссіей и выработала общерусскій укладъ и общерусскій литературный языкъ, этихъ условій не было. Но и здѣсь не было недостатка въ энтузіастахъ народной рѣчи, и возникала кое-какая литературная производительность на малорусскомъ языкѣ, дошедшая и до Галиціи и давшая здѣсь новыя побужденія.

Въ тридцатыхъ годахъ 19-го вѣка во Львовской уніатской семинаріи образуется кружокъ молодыхъ патріотовъ, во главѣ которыхъ стоятъ Маркіанъ Шашкевичъ, Яковъ Головацкій и Иванъ Вагилевичъ. Они стремятся ввести народный языкъ въ церковную проповѣдь, изучать народную словесность, собирать этнографическій матеріалъ и т. д. Шашкевичъ былъ поэтомъ, и первыя попытки возрожденія русской народности въ Галиціи сводились къ совершенно невиннымъ одамъ и альманахамъ. Но правительство страны, относившееся въ ту пору очень подозрительно къ польскому національному движенію, не сочувствовало и всякимъ проявленіямъ русской народности. Къ тому же, въ этой послѣдней оно видѣло теперь опасный мостъ, по которому Россія можетъ дойти до Галиціи, и потому русскаго національнаго движенія въ Австріи боялись еще больше, чѣмъ польскаго. Послѣднее, по крайней мѣрѣ, было послѣ возстанія 1830 года ярко враждебно русской государственности.

Идеалы Шашкевича, который рано умеръ безвѣстнымъ священникомъ на скудно оплачиваемомъ приходѣ, осуществились только черезъ много лѣтъ послѣ его смерти. Другой изъ трехъ первыхъ вождей галицко-русскаго возрожденія, Вагилевичъ перешелъ въ польскій лагерь и такъ же рано былъ утраченъ для своего дѣла. Третій, Головацкій, собиратель народныхъ пѣсенъ Галицкой и Угорской Руси, встрѣтилъ искреннюю и горячую поддержку со стороны московскихъ ученыхъ и, сблизившись съ ними, сталъ отстаивать литературную связь Галицкой Руси съ Россіей. Судьба Шашкевича и Вагилевича свидѣтельствовала о томъ, что это былъ въ ту пору единственно правильный путь для сохраненія русской народности въ Галиціи, и потому несправедливы тѣ огульныя обвиненія Головацкаго въ «нравственной низости», угодничествѣ передъ сильными и т. п., которыя теперь проводятся въ сочиненіяхъ современныхъ политическихъ противниковъ того направленія, какому служилъ Головацкій (напр., въ очень пристрастной и тенденціозной «Исторіи украинскаго письменства» С. Ефремова). Такъ продолжалось до 1848 года, когда въ Австріи вспыхнула революція. Русское населеніе Галиціи относилось къ этому движенію довольно пассивно, но поляки не могли не вспомнить о своихъ идеалахъ государственнаго возрожденія. Поэтому, какъ признаетъ и украинскій историкъ M. С. Грушевскій, «не безъ участія тогдашняго австрійскаго намѣстника Стадіона», вѣрнѣе же, почти всецѣло по его иниціативѣ, въ Галиціи дѣлаются попытки противопоставить русское національное возрожденіе польскимъ стремленіямъ. Тотъ принципъ: «divide et impera», которымъ руководилась австрійская политика въ управленіи разнохарактернымъ конгломератомъ народностей, нашелъ для себя особенно удачное примѣненіе. Стадіонъ долженъ былъ уменьшить силы польскаго лагеря, выведя изъ него всѣ русскіе элементы. Съ другой стороны, однако, нужно было оторвать эти элементы и отъ Россіи, къ которой, при содѣйствіи создавшагося въ Россіи славянофильскаго кружка, они все болѣе тянули. Между тѣмъ, эти галицко-русскіе элементы, по своему происхожденію родственные малорусскому населенію Россійской имперіи, могли представить притягательную силу и для развитія центробѣжнаго стремленія въ Южной Россіи. Этими тонкими политическими разсчетами руководился австрійскій намѣстникъ Галиціи гр. Стадіонъ, оказывая поддержку галицко-русскому «украинскому» обособленію отъ общерусскаго литературнаго языка и общенія. При его содѣйствіи во Львовѣ былъ учрежденъ «Главный русскій совѣтъ» («Головна Рада руска»), который въ первомъ же своемъ обращеніи къ народу указывалъ на племенное единство «русскаго народа, говорящаго однимъ языкомъ и насчитывающаго 15 милліоновъ, изъ коихъ два съ половиной милліона населяетъ галицкую землю». Обращеніе Совѣта взывало къ пробужденію не только этихъ 21/2 милліоновъ, но всѣхъ 15 милліоновъ, изъ чего явствовала его безусловно враждебная Россіи политическая тенденція.

Русское движеніе въ Галиціи въ 1848 году имѣло характеръ строго лояльный по отношенію къ Австріи, и потому мы имѣемъ основаніе видѣть за постановленіями Головной Рады и устроеннаго осенью того же года «Собора русскихъ ученыхъ» движущую руку австрійской власти. Эти постановленія настаивали на введеніи въ школахъ украинскаго языка, созданіи для этого послѣдняго особой орѳографіи, учрежденіи просвѣтительнаго общества для Галицкой Руси («Галицько-руская Матица») и т. д. «Главный русскій совѣтъ», прозванный по участію въ немъ многихъ канониковъ изъ уніатскаго монастыря св. Юрія «Святоюрскимъ», участвовалъ въ лицѣ своихъ виднѣйшихъ представителей на Славянскомъ съѣздѣ въ Прагѣ 1848 года. Господствовавшее на этомъ съѣздѣ настроеніе, стремленіе къ справедливому разрѣшенію всѣхъ славянскихъ нуждъ, заставило польскихъ участниковъ съѣзда вступить въ дружественные переговоры съ русскими на основаніи равноправія народностей въ Галиціи. Такимъ образомъ, русскому національному возрожденію въ Галиціи была обезпечена, казалось, свобода развитія и съ правительственной, и съ польской стороны. Но все это движеніе пока еще было очень слабо, и когда въ 50-хъ годахъ австрійское правительство примирилось съ поляками и на ихъ содѣйствіи стало основывать свое господство въ краѣ, украинское движеніе вновь замерло, и русская интеллигенція Галиціи съ еще большей надеждой устремила свои взоры на Россію. Это былъ моментъ, когда могло бы быть создано литературное единство Галицкой Руси съ Россіей.

Но политически Россія была ослаблена Крымской кампаніей; громадное дѣло внутренней перестройки послѣ этой войны захватило вниманіе ея общества; интересовъ къ славянству и знакомства съ нимъ почти не существовало, за исключеніемъ немногочисленныхъ кружковъ, и потому изъ Россіи дѣятельной поддержки галицкимъ стремленіямъ не явилось. Въ самой же Галицкой Руси почти не было способовъ усвоенія русскаго литературнаго языка, и попытки сближенія съ нимъ, трогательныя по своей искренности, оказывались совершенно безпомощными. «Двигати языкъ изъ порока сельской грубости, не утопати въ грязи фразеологіи мужиковъ» (Ефремовъ, назв. соч., 338), но какъ было это сдѣлать, когда о лучшихъ образцахъ почти не имѣли представленія? Тѣмъ не менѣе, удалось сплотиться и общими силами устранить опасность латинизаціи азбуки, которую въ 1859 г. задумалъ провести намѣстникъ Галиціи, гр. Голуховскій. Несмотря на нѣкоторую настойчивость, съ которой дѣйствовало правительство, русское общество рѣшительно отказалось принять эту «реформу», и она провалилась. И австрійская конституція 1859 года мало дала русскому народу въ Галиціи, такъ какъ она еще болѣе усилила польское господство въ этой области. Новая эра начинается только съ 1867 года.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #2 - 07.08.2017 :: 10:00:21
 
Въ силу этой конституціи, опредѣлившей положеніе народовъ Австріи, русскій народъ признавался однимъ изъ государственныхъ, какъ и русскій языкъ получалъ права одного изъ государственныхъ языковъ. Однако, подъ русскимъ подразумѣвался не русскій литературный языкъ, но языкъ малорусскій, «рутенскій» (ruthenisch) или «украинскій». Напротивъ, русскій языкъ, т. е. литературный языкъ Россіи, становился въ обычномъ употребленіи признакомъ «москалефильства», т. е. влеченія къ «Москвѣ», Россіи. Въ зависимости отъ того, каковы были отношенія центральнаго вѣнскаго или мѣстнаго галиційскаго правительства къ украинцамъ, измѣнялось и его отношеніе къ представителямъ этого культурно-политическаго направленія, при чемъ въ послѣднее десятилѣтіе враждебные Россіи украинцы встрѣчали въ Вѣнѣ похвалы и поощреніе и, наоборотъ, въ партіи «москалефиловъ» правительство все болѣе опредѣленно видѣло своихъ враговъ. Все развитіе Галицкой Руси за десятилѣтія, протекшія съ 1867 года, опредѣляется тѣмъ положеніемъ, какое русскій народъ и языкъ заняли въ государствѣ, согласно новой конституціи. Управленіе страной центральное австрійское правительство сохранило въ польскихъ рукахъ. Это значитъ, что избирательный законъ, опредѣлявшій выборы въ мѣстное законодательное представительное учрежденіе, сеймъ (во Львовѣ), былъ составленъ такъ, что большинство членовъ сейма принадлежало къ польской національности и къ состоятельнымъ, консервативно настроеннымъ классамъ ея. Комиссія сейма, которой ввѣрялось управленіе мѣстными дѣлами (нѣчто въ родѣ земской управы), состояла въ большинствѣ своемъ изъ поляковъ. Наконецъ, намѣстникомъ австрійскаго императора въ Галиціи назначался до послѣдняго времени какой-нибудь богатый и видный представитель польскаго дворянства, по своимъ убѣжденіямъ человѣкъ консервативнаго направленія. Все это обезпечивало сохраненіе за Галиціей ея польскаго отпечатка и политическаго преобладанія поляковъ. Конечно, объ «утѣсненіи» другихъ народностей края теперь уже не могло быть и рѣчи. Конституція гарантировала русскому населенію страны право обученія въ русской нижней и средней школѣ, право суда на своемъ языкѣ и т. д. Практика жизни ввела во Львовскомъ университетѣ нѣсколько каѳедръ на русскомъ языкѣ; общій конституціонный укладъ жизни допустилъ широкое развитіе русской печати, русскихъ просвѣтительныхъ и иныхъ обшествъ, школъ и т. п. Тѣмъ не менѣе, по отношенію къ проценту населенія, русскихъ учрежденій оказывалось меньше, чѣмъ польскихъ, и русскіе пользовались меньшимъ политическимъ значеніемъ. Вслѣдствіе этого, русское политическое движеніе, спеціально «украинское», т. е. основывающееся на самостоятельности малорусской національной жизни отъ общерусской «россійской», пріобрѣло въ значительной мѣрѣ характеръ непрестанной борьбы съ поляками, борьбы, продолжавшейся съ небольшими перемиріями вплоть до войны 1914 года.

Такъ складывалось въ Галиціи новое національное самосознаніе, для котораго требовалось и новое орудіе выраженія. Тотъ языкъ, на которомъ писали люди стараго поколѣнія, стремившагося къ литературному единенію съ Россіей, оказывался настолько безобразнымъ, настолько чуждымъ и русскому языку, и мѣстнымъ народнымъ говорамъ, что это «язычіе» внушало къ себѣ только насмѣшки. Конечно, проще всего было бы обратиться къ самымъ источникамъ «язычія», т. е. къ живому русскому литературному языку, и усвоить его. Такъ и стало поступать молодое поколѣніе «москалефиловъ», образовавшееся въ началѣ 20-го столѣтія: оно правильно писало и говорило по-русски, поддерживало оживленныя связи съ Россіей и т. д. Но общій путь развитія галицко-русской интеллигенціи пошелъ инымъ путемъ, мимо Россіи и даже болѣе того: враждебно Россіи, отъ которой украинцы стремились возможно обособиться. Какъ далеко зашелъ этотъ процессъ, пока сказать трудно. Быть можетъ, онъ далеко не имѣетъ того всеобщаго характера, какой стремились придать ему главные дѣятели движенія. Во всякомъ случаѣ, событія 1914 года застали процессъ образованія обособленнаго «украинскаго» національнаго самосознанія въ Восточной Галиціи не завершившимся. На это указываютъ и неустойчивость литературнаго украинскаго языка, и то вліяніе, какое имѣютъ въ движеніи отдѣльныя лица, собственно главари «кружковъ», и переходы людей изъ одного (москалефильскаго) лагеря въ другой (украинскій).

Украинцы приняли особенную азбуку, которая отличается отъ русской и начертаніями нѣкоторыхъ буквъ, и выпущеніемъ нѣкоторыхъ; ихъ литературный языкъ, видимо, стремится обособиться отъ общерусскаго введеніемъ значительнаго числа польскихъ и нѣмецкихъ словъ. Этотъ печальный фактъ разрыва общерусскаго культурнаго единства объясняется какъ сочувствіемъ австрійской власти такому разрыву, такъ и стремленіями политическихъ вождей Галицкой Руси обосновать свою борьбу за политическія права народа въ Австріи связью съ народными массами. Слѣдуетъ признать, что въ этомъ отношеніи украинцы добились многаго: они заставили польское большинство галиційскаго сейма принять въ 1913 году новый избирательный законъ, обезпечивающій русскому населенію страны болѣе справедливое и болѣе широкое представительство. Не довольствуясь существованіемъ нѣскольскихъ украинскихъ каѳедръ во Львовскомъ университетѣ, гдѣ преподаваніе вообще велось на польскомъ языкѣ, украинцы послѣ продолжительной и ожесточенной борьбы, сопровождавшейся прямо-таки кулачными боями между студентами двухъ національностей, добились обѣщанія устроить въ Галиціи отдѣльный русскій университетъ.

Это украинское движеніе, принявшее довольно сильный темпъ въ послѣднія два десятилѣтія, сначала развивалось медленно. Въ семидесятыхъ годахъ 19-го вѣка, послѣ обнародованія конституціи 1867 года, конечно, оно уже не встрѣчало тѣхъ административныхъ препятствій, на которыя наталкивалось раньше. Но просто здѣсь не было свѣжихъ силъ, а усилившееся польское преобладаніе въ странѣ еще болѣе прежняго привлекало къ себѣ и русскихъ галичанъ. Поэтому, седьмое десятилѣтіе прошлаго вѣка признается въ украинской жизни эпохой застоя. Однако, и въ это время, подъ вліяніемъ писателей и дѣятелей, пріѣзжавшихъ изъ Малороссіи, развитіе галицко-русскаго украинскаго сознанія не прекращалось. Такъ, въ 1872 году во Львовѣ было учреждено ученое и литературное общество имени Шевченки, которое объединило всѣхъ работающихъ въ области исторіи, этнографіи, статистики Галиціи и Малороссіи, издало за десятилѣтіе своего существованія много цѣнныхъ трудовъ и составило родъ украинской академіи. Всякая научная дѣятельность представляетъ вкладъ въ общечеловѣческое достояніе мысли и знаній, и потому общество имени Шевченки явилось важнымъ факторомъ въ развитіи Галицкой Руси.

Послѣдовавшее въ 1876 году въ Россіи запрещеніе изданія книгъ на малорусскомъ языкѣ провело рѣзкую грань между Галиціей и Россіей, такъ что въ первой украинское движеніе получило характеръ особенно враждебный по отношенію къ русской правительственной власти. Это настроеніе еще усугубилось вслѣдствіе пріѣзда во Львовъ нѣсколькихъ выдающихся дѣятелей русскаго «украинофильства», т. е. писателей малорусской школы, стремившейся къ созданію отдѣльной малорусской литературы и культуры. Съ 1880 г. украинская молодежь Галиціи приступаетъ къ усиленной политической дѣятельности, и среди нея образуются партійныя группировки радикаловъ, націоналистовъ и т. д. Русскій политическій эмигрантъ, одинъ изъ проводниковъ идеи федеративнаго устройства Россіи, Драгомановъ, оказываетъ въ это время сильное вліяніе на образованіе новыхъ демократическихъ идей въ Галиціи, и это народничество создало ту среду, въ которой распространеніе украинскаго національнаго сознанія пошло особенно быстро. Вмѣстѣ съ тѣмъ, подъ вліяніемъ Драгоманова же, и «москалефилы» обнаруживаютъ новыя демократическія стремленія. Такой переворотъ въ настроеніяхъ галицко-русской интеллигенціи совершается постепенно въ 80-хъ и 90-хъ годахъ прошлаго столѣтія. Когда въ 1895 г. Драгомановъ умеръ, вліяніе его личности и учености уже не могло больше сдерживать того разброда идей, который неминуемо возникаетъ въ молодыхъ обществахъ безъ политическихъ традицій и сильныхъ авторитетовъ. Но и разбродъ удалось прекратить, взявъ въ свои руки украинское движеніе, новому пришлецу изъ Кіева, историку M. С. Грушевскому, который въ 1894 году переѣхалъ изъ Кіева во Львовъ и занялъ тамъ каѳедру русской исторіи. Въ 1897 году расколъ между русско-галиційскими партіями, общая неопредѣленность положенія, недоумѣніе, что дѣлать дальше, достигло своего наибольшаго развитія, и эта всеобщая растерянность заставила Грушевскаго энергично приняться за политическую работу. Онъ сталъ организовать новую партію по образцу той, которая пріобрѣтала въ эту пору все большее и большее значеніе въ польской политической жизни, именно партію національно-демократическую. Эта партія стремилась къ тому, чтобы «территорія, занятая въ австрійскомъ государствѣ русскими (русинами), составляла одну отдѣльную и цѣльную провинцію съ самой широкой автономіей въ области законодательства и управленія». Вмѣстѣ съ тѣмъ лозунгъ раздѣла Галиціи на двѣ части: восточную русскую и западную польскую, лозунгъ, выставленный галичанами еще въ 1898 году, теперь вновь былъ принятъ Грушевскимъ въ политическую программу новой партіи. Свое названіе: «демократическая» она получила отъ выставленнаго ею требованія «полной демократизаціи законодательныхъ и представительныхъ учрежденій» и, вообще, цѣлаго ряда широкихъ демократическихъ реформъ. Правда, крестьянской массѣ, къ которой главнымъ образомъ и обращалась новая партія, политическая программа этой послѣдней оставалась столь же чужда, какъ и прежняя программа. На эти массы національная демократія старалась воздѣйствовать иными способами. Ея приверженцы устремились въ деревни, устраивали здѣсь политическія собранія, на которыхъ громили польскихъ землевладѣльцевъ и не скупились на самыя щедрыя обѣщанія во время выборовъ. Если прежде дѣятельность галицко-русскихъ политическихъ партій протекала медленно, развивалась вяло и постоянно нуждалась въ поощреніяхъ съ той или другой стороны, то теперь, приблизительно въ эти послѣднія пятнадцать лѣтъ онѣ, напротивъ, приняли чрезвычайно энергичное и бурное теченіе. Нѣсколько радикальныхъ партій борется изъ-за первенства, со всѣми ними, въ свою очередь, борется «москалефильство», сумѣвшее въ лицѣ своихъ молодыхъ представителей найти путь къ достиженію своего идеала, литературнаго, религіознаго и политическаго объединенія Галицкой Руси съ Россіей.

Правда, изъ-за всей этой ожесточенной борьбы, не разъ принимавшей глубоко несимпатичныя демагогическія черты, часто забывалась основная задача всякой истинно-политической партіи, именно ‒ народное благо.

Къ сожалѣнію, народная масса въ Галицкой Руси осталась почти такъ же бѣдна и темна, какъ и въ старые годы, и такъ же эмигрируетъ въ Америку въ поискахъ лучшей судьбы.

Тамъ земледѣльческое населеніе Галицкой Руси находитъ болѣе сносныя экономическія условія жизни и образовываетъ рядъ прочныхъ сельско-хозяйственныхъ колоній" (Погодин А.Л. Зарубежная Русь: Очерк. Пг.: Тип. П.П. Сойкина, 1915. С. 13‒22).
Наверх
 
Дейнека
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3722
Донбас
Пол: male

ДГМА
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #3 - 10.08.2017 :: 10:58:49
 
Кассий писал(а) 07.08.2017 :: 09:50:20:
смѣшеніемъ церковнославянскихъ, литературнорусскихъ и малорусскихъ оборотовъ.

Литературнорусскихъ )))
Где вы находите этот древний мусор? Ф топку вашего Погодина. Уж лучше Миллер.Который новый. Очень довольный
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #4 - 10.08.2017 :: 14:10:19
 
Дейнека писал(а) 10.08.2017 :: 10:58:49:
Литературнорусскихъ )))

Т.е. "русских литературных".

Дейнека писал(а) 10.08.2017 :: 10:58:49:
Где вы находите этот древний мусор?

У вас больше невежества или зависти к учёному? Настоящий мусор - это ваши ничем не подкреплённые слова.

Дейнека писал(а) 10.08.2017 :: 10:58:49:
Ф топку вашего Погодина.

Ваши идейные предшественники, публично сжигавшие неугодные им книги, очень плохо кончили в 1940-х гг.

Дейнека писал(а) 10.08.2017 :: 10:58:49:
Уж лучше Миллер.Который новый.

Процитируйте хотя бы одну его работу, посвящённую габсбургской Галиции.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #5 - 11.08.2017 :: 08:33:57
 
Кассий писал(а) 07.08.2017 :: 09:50:20:
Этими тонкими политическими разсчетами руководился австрійскій намѣстникъ Галиціи гр. Стадіонъ

Почему же его сместили с этого поста австрийские власти?
Наверх
 
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #6 - 11.08.2017 :: 10:54:54
 
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 08:33:57:
очему же его сместили с этого поста австрийские власти?

Его в ноябре 1848 года забрал в Вену в свое правительство новый премьер Австрии - Феликс Шварценберг, и назначил его минпросвещения, чтобы он помог разработать более либеральную Конституцию для напуганной Революцией 1848 года Австрии. А уже в 1849 году Франц Стадион перенес инсульт, был парализован, и потому отошел от политической жизни. Поэтому это не отставка, а повышение.
Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #7 - 11.08.2017 :: 13:03:13
 
Богатырев Артур писал(а) 11.08.2017 :: 10:54:54:
Поэтому это не отставка, а повышение.

Причем здесь это? Надо смотреть, на кого его заменили в качестве наместника. Почему граф не устраивал австрийские власти  на посту наместника?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #8 - 11.08.2017 :: 13:18:48
 
Кассий писал(а) 07.08.2017 :: 09:50:20:
Напротивъ, языкъ преподаванія представлялъ нѣчто, стремящееся приблизиться къ русскому литературному языку, но такъ какъ книжной связи между русскими образованными людьми въ Галиціи и Венгріи и Россіей не было, то русскій языкъ этой письменности является страннымъ смѣшеніемъ церковнославянскихъ, литературнорусскихъ и малорусскихъ оборотовъ.

Сами галичане «руский» язык называли «малоруским». Советские украинские историки «переводили» этот пестрый «и порой достаточно далеким от украинского языка Тараса Шевченко» лексемой «украинский».
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #9 - 11.08.2017 :: 13:20:37
 
Кассий писал(а) 07.08.2017 :: 09:50:20:
Новая эра начинается только съ 1867 года.

"Новая эра" началась совсем с другого года.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #10 - 11.08.2017 :: 14:10:46
 
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:18:48:
Сами галичане «руский» язык называли «малоруским».

В XIX в. чаще сами галичане по-прежнему называли свой язык (в том числе канцелярский и язычие) "руским" (во 2 пол. XIX в. русофилы стали писать "русский", народовцы - "руський", умеренные сохраняли старую форму по крайней мере до конца века). Это неудивительно: самоназвание - "русины", чья родина - "Русь". Собственно, ещё в написанном на народном украинском языке альманахе "Русалка днестровая" украинский язык именуется "руским".
Наверх
« Последняя редакция: 11.08.2017 :: 14:45:30 от Кассий »  
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #11 - 11.08.2017 :: 14:30:28
 
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:20:37:
Кассий писал(а) 07.08.2017 :: 09:50:20:
Новая эра начинается только съ 1867 года.

"Новая эра" началась совсем с другого года.

Автор имеет в виду введение конституции 1867 г. в Австрии, открывшее новую эпоху ("эру") в тамошней политической жизни, а отнюдь не соглашение 1890 г. между народовской и польской фракциями сейма (на что выше намекнул некий глупец).

«И австрійская конституція 1859 года мало дала русскому народу въ Галиціи, такъ какъ она еще болѣе усилила польское господство въ этой области. Новая эра начинается только съ 1867 года.

Въ силу этой конституціи,
опредѣлившей положеніе народовъ Австріи, русскій народъ признавался однимъ изъ государственныхъ, какъ и русскій языкъ получалъ права одного изъ государственныхъ языковъ» (Погодин А.Л. Зарубежная Русь. Очерк. Пг.: Тип. П.П. Сойкина, 1915. С. 18).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #12 - 11.08.2017 :: 14:40:51
 
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:18:48:
Советские украинские историки «переводили» этот пестрый «и порой достаточно далеким от украинского языка Тараса Шевченко» лексемой «украинский».

Большинство русинов-галичан XIX в., как это явствует из текстов, написанных максимально близко к живой речи, говорили на местном диалекте украинского языка, само собой, отличающегося от других и нынешнего литературного (что заметно даже сейчас). При этом как минимум до сер. XIX в. в семьях русинской галицийской шляхты и интеллигенции зачастую общались на польском и немецком языках (аналогия с французским в Российской империи).
Наверх
« Последняя редакция: 11.08.2017 :: 14:50:34 от Кассий »  
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #13 - 11.08.2017 :: 15:11:35
 
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:03:13:
Почему граф не устраивал австрийские власти  на посту наместника?

Кто сказал что не устраивал?  Ужас
Это как Путин "не устраивал" Ельцина на посту главы ФСБ и он сделал его премьером.
Его сменил граф Агенор Голуховский, расовый поляк, который пытался обеспечить лояльность польского населения властям Австрии и через это улучшить их положение после Резни 1846 года.


Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #14 - 11.08.2017 :: 16:08:40
 
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 14:30:28:
Автор имеет в виду введение конституции 1867 г. в Австрии, открывшее новую эпоху ("эру") в тамошней политической жизни, а отнюдь не соглашение 1890 г. между народовской и польской фракциями сейма (на что выше намекнул некий глупец).

И все таки "Новая эра" начинается с 1890 года.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #15 - 11.08.2017 :: 16:10:08
 
Богатырев Артур писал(а) 11.08.2017 :: 15:11:35:
Его сменил граф Агенор Голуховский, расовый поляк, который пытался обеспечить лояльность польского населения властям Австрии и через это улучшить их положение после Резни 1846 года.

Разве не Залеский?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #16 - 11.08.2017 :: 16:20:30
 
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 14:30:28:
upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 13:20:37:
Кассий писал(а) 07.08.2017 :: 09:50:20:
Новая эра начинается только съ 1867 года.

"Новая эра" началась совсем с другого года.

Автор имеет в виду введение конституции 1867 г. в Австрии, открывшее новую эпоху ("эру") в тамошней политической жизни, а отнюдь не соглашение 1890 г. между народовской и польской фракциями сейма (на что выше намекнул некий глупец).

«И австрійская конституція 1859 года мало дала русскому народу въ Галиціи, такъ какъ она еще болѣе усилила польское господство въ этой области. Новая эра начинается только съ 1867 года.

Въ силу этой конституціи,
опредѣлившей положеніе народовъ Австріи, русскій народъ признавался однимъ изъ государственныхъ, какъ и русскій языкъ получалъ права одного изъ государственныхъ языковъ» (Погодин А.Л. Зарубежная Русь. Очерк. Пг.: Тип. П.П. Сойкина, 1915. С. 18).

upasaka писал(а) 11.08.2017 :: 16:08:40:
И все таки "Новая эра" начинается с 1890 года.

upasaka даже сейчас не догадался, о чём шла речь в цитате. Персонаж сначала намекнул мне на его неверное предположение (намёк был разгадан), а теперь прямо показал всем, насколько глубоко он невежествен.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #17 - 11.08.2017 :: 16:24:23
 
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 14:30:28:
Автор имеет в виду введение конституции 1867 г. в Австрии, открывшее новую эпоху ("эру") в тамошней политической жизни, а отнюдь не соглашение 1890 г. между народовской и польской фракциями сейма (на что выше намекнул некий глупец).

«И австрійская конституція 1859 года мало дала русскому народу въ Галиціи, такъ какъ она еще болѣе усилила польское господство въ этой области. Новая эра начинается только съ 1867 года.

Въ силу этой конституціи, опредѣлившей положеніе народовъ Австріи, русскій народъ признавался однимъ изъ государственныхъ, какъ и русскій языкъ получалъ права одного изъ государственныхъ языковъ» (Погодин А.Л. Зарубежная Русь. Очерк. Пг.: Тип. П.П. Сойкина, 1915. С. 18).

Что имел в виду автор я прекрасно вижу, но это не "Новая эра".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #18 - 11.08.2017 :: 16:27:51
 
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 16:20:30:
upasaka даже сейчас не догадался, о чём шла речь в цитате. Персонаж сначала намекнул мне на его неверное предположение (намёк был разгадан), а теперь прямо показал всем, насколько глубоко он невежествен.

Зачем мне догадываться?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #19 - 11.08.2017 :: 17:01:31
 
Кассий писал(а) 11.08.2017 :: 16:30:04:
У хамелеона не выйдет меня обмануть. Как не выкручивайся, глупость не сумевшего разобраться в процитированном мною тексте Упасаки очевидна:

Вы без хамства не можете?
У многих исследователей "Новая эра" начинается с 1890 года,  с заявления на сейме
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 ... 107
Печать