Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 4 5 6 ... 11
Печать
Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей. (Прочитано 28691 раз)
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #60 - 28.02.2016 :: 12:40:04
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 12:24:33:
Если не сотни, то десятки исследований лексемы "боярин" авторами разного этнического происхождения пришли к выводу о тюркском происхождении этого слова.

Наверное, о морфеме бай- будет правильным говорить как о более древнем слое - иранском, который попал в тюркские и славянские языке через включение скифо-сарматского субстрата.
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #61 - 28.02.2016 :: 12:45:52
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 12:24:33:
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 08:59:58:
бай - болярин - бояре-барин...

Ну что ж...Возможно, Вы и правы.

Тем более я уже нечто подобное слышал :

колотун-бабай - дед Мороз
кашмар-апа - баба Яга
автоген -батыр - змей Горыныч
бирмек - бирка

Если не сотни, то десятки исследований лексемы "боярин" авторами разного этнического происхождения пришли к выводу о тюркском происхождении этого слова.


А Вы попробуйте сами, без тюркских-нетюркских авторитетов подумать, что ближе к слову "бояре" :

баи или вои ярые?
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #62 - 28.02.2016 :: 12:50:39
 
Алент писал(а) 28.02.2016 :: 12:40:04:
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 12:24:33:
Если не сотни, то десятки исследований лексемы "боярин" авторами разного этнического происхождения пришли к выводу о тюркском происхождении этого слова.

Наверное, о морфеме бай- будет правильным говорить как о более древнем слое - иранском, который попал в тюркские и славянские языке через включение скифо-сарматского субстрата.


А может, правильнее, из арийско-славянского субстрата остался в славянском языке, а также попал в иранский,тюркский и т.д.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #63 - 28.02.2016 :: 12:58:48
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 12:50:39:
А может, правильнее, из арийско-славянского субстрата остался в славянском языке, а также попал в иранский,тюркский и т.д.

Не получается. В славянских языках морфема "бай" дает куст значений в смысле "баять" - говорить. "Чары, сглаз, баюн, заклинать, болтун" и прочее. Вот в этих значениях есть.
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #64 - 28.02.2016 :: 13:01:04
 
Алент писал(а) 28.02.2016 :: 12:40:04:
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 12:24:33:
Если не сотни, то десятки исследований лексемы "боярин" авторами разного этнического происхождения пришли к выводу о тюркском происхождении этого слова.

Наверное, о морфеме бай- будет правильным говорить как о более древнем слое - иранском, который попал в тюркские и славянские языке через включение скифо-сарматского субстрата.


Точнее так : исходная морфема "бай-бой(вой)" возникла в арийско-славянском субстрате и сохранилась у славян как "вой-бой" - воин, боец;
а также с миграциями ариев попало в конечном итоге в  тюркский субстрат в форме "бай" и значении "повелитель,правитель".
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #65 - 28.02.2016 :: 13:07:57
 
Алент писал(а) 28.02.2016 :: 12:58:48:
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 12:50:39:
А может, правильнее, из арийско-славянского субстрата остался в славянском языке, а также попал в иранский,тюркский и т.д.

Не получается. В славянских языках морфема "бай" дает куст значений в смысле "баять" - говорить. "Чары, сглаз, баюн, заклинать, болтун" и прочее. Вот в этих значениях есть.


И что не получается?

Если Вы считаете совпадение "бай-баять" как неслучайное, то куст значений указывает на славянство понятия "бай" ( Вы сами говорили недавно нечто подобное, если не ошибаюсь);

Если совпадение "бай-баять" есть случайное, то о чем тогда вы вообще ведете речь?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #66 - 28.02.2016 :: 13:24:04
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 13:01:04:
Точнее так : исходная морфема "бай-бой(вой)" возникла в арийско-славянском субстрате и сохранилась у славян как "вой-бой" - воин, боец;

Зачем придумывать, когда известно, что формы "боярь", с "РЬ" не существовала, она нигде не зафиксирована. Но если и существовала, то должно быть поздним образованием в значении "тот, род занятий которого является сражение". Но слово "боярин", на основании имеющихся данных - не имеет отношения к "боец", поскольку они является носителем другого значения "богатый вельможа". И в памятниках ст.-слав. письменности.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #67 - 28.02.2016 :: 13:39:31
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 13:24:04:
Зачем придумывать, когда известно, что формы "боярь", с "РЬ" не существовала, она нигде не зафиксирована. Но если и существовала, то должно быть поздним образованием в значении "тот, род занятий которого является сражение". Но слово "боярин", на основании имеющихся данных - не имеет отношения к "боец", поскольку они является носителем другого значения "богатый вельможа". И в памятниках ст.-слав. письменности.

Есть еще одно доказательство пришлости слова "боярин" в русский язык. Есть такие замечательные словари как "Архангельский областной словарь" и "Псковский областной словарь", содержащие древние диалектные значения этого региона.
Так вот "бояр, боярка" это участники свадебного обряда со стороны жениха и невесты, а "боярин" - почетный гость на свадьбе. Есть, конечно, и слово "боярин" в смысле знатного человека старых времен, причем в двух диалектных вариантах - боярин и вуярин. То есть, значений мало, и они некоренные, пришлые.

А вот на "баять" опять целый куст, и опять в смысле "говорить, баюкать".
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #68 - 28.02.2016 :: 14:05:22
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 13:24:04:
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 13:01:04:
Точнее так : исходная морфема "бай-бой(вой)" возникла в арийско-славянском субстрате и сохранилась у славян как "вой-бой" - воин, боец;

Зачем придумывать, когда известно, что формы "боярь", с "РЬ" не существовала, она нигде не зафиксирована. Но если и существовала, то должно быть поздним образованием в значении "тот, род занятий которого является сражение". Но слово "боярин", на основании имеющихся данных - не имеет отношения к "боец", поскольку они является носителем другого значения "богатый вельможа". И в памятниках ст.-слав. письменности.


1. Есть древняя форма "русь - русин".

Почему бы не быть форме : " бо(й)ярый-боярь  -  боярин-бояре?
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #69 - 28.02.2016 :: 14:15:16
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 14:05:22:
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 13:24:04:
[quote author=4C4053484F484F210 link=1456181576/64#64 date=1456650064]Точнее так : исходная морфема "бай-бой(вой)" возникла в арийско-славянском субстрате и сохранилась у славян как "вой-бой" - воин, боец;

Но если и существовала, то должно быть поздним образованием в значении "тот, род занятий которого является сражение". Но слово "боярин", на основании имеющихся данных - не имеет отношения к "боец", поскольку они является носителем другого значения "богатый вельможа". И в памятниках ст.-слав. письменности.


2. Упасака, Вы, вероятно, знаете, что со временем смысл понятия меняется..
То, что было "лучшим,сильным, ярым воином" у вождя, стало ближним окружением, помощником, воеводой у князя.
С усложнением жизни усложняется и меняется и понятие.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #70 - 28.02.2016 :: 14:44:30
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 12:50:39:
А может, правильнее, из арийско-славянского субстрата остался в славянском языке, а также попал в иранский,тюркский и т.д

Опять фантазирование. Восточнославянско-иранские контакты ни в коей мере не следует отождествлять с древнейшими славяно-иранскими отношениями. А что касается лексемы "боярин", то она появилась в Договоре 912 года.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #71 - 28.02.2016 :: 14:52:06
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 14:15:16:
2. Упасака, Вы, вероятно, знаете, что со временем смысл понятия меняется..
То, что было "лучшим,сильным, ярым воином" у вождя, стало ближним окружением, помощником, воеводой у князя.
С усложнением жизни усложняется и меняется и понятие.

Выше писал, почему "боец" не имеет отношения к боярину. Добавлю, что "боец" впервые появляется в 1499 году в Геннадиевской библии и только в 16-17 веках зафиксировано в современном значении. То, что вы предлагаете, безпочвенно, искусственно - лишь бы сказать.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #72 - 28.02.2016 :: 15:04:29
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 14:05:22:
Почему бы не быть форме : " бо(й)ярый-боярь  -  боярин-бояре?

Выше же написано!
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #73 - 28.02.2016 :: 15:20:20
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 14:44:30:
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 12:50:39:
А может, правильнее, из арийско-славянского субстрата остался в славянском языке, а также попал в иранский,тюркский и т.д

Опять фантазирование. Восточнославянско-иранские контакты ни в коей мере не следует отождествлять с древнейшими славяно-иранскими отношениями. А что касается лексемы "боярин", то она появилась в Договоре 912 года.


Вся древняя история и не только есть совокупность трактовок, или, по вашему разумению, "фантазий".
Вы постоянно повторяете чьи-то "фантазии", и считаете это нормальным, или "академичным(!)"
Ну и что есть Ваша "академичность"?

1. Подмена понятий : вместо арийско-иранских "контактов " вы приписали мне "славяно-иранские".
2. Ликсема "боярин" не появилась в договоре 912 г., а была зафиксирована.
Надеюсь, разница понятна?
3. Где шведские "неангажированные" историки объясняют "...дажд гробний холм"-курган, Перуна, - "...перун запалает светила...", форму "Стекольня"?

Бревнышко из глаза своего удалите.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #74 - 28.02.2016 :: 15:29:29
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 15:20:20:
2. Ликсема "боярин" не появилась в договоре 912 г., а была зафиксирована.
Надеюсь, разница понятна?

И что? Полезете вглубь истории с фантазией найти "боярин"? Еще раз. Все давно исследовано, особенно по Слову о ..., по летописям. В Краткой Рус. Пр. слова боярин нет, а в Договорах Олега есть ссылки на закон, покон русский и появляется "светлых бояр".
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #75 - 28.02.2016 :: 15:31:49
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 14:52:06:
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 14:15:16:
2. Упасака, Вы, вероятно, знаете, что со временем смысл понятия меняется..
То, что было "лучшим,сильным, ярым воином" у вождя, стало ближним окружением, помощником, воеводой у князя.
С усложнением жизни усложняется и меняется и понятие.

Выше писал, почему "боец" не имеет отношения к боярину. Добавлю, что "боец" впервые появляется в 1499 году в Геннадиевской библии и только в 16-17 веках зафиксировано в современном значении. То, что вы предлагаете, безпочвенно, искусственно - лишь бы сказать.


Я  упоминал форму "бой-вой", или боец-воин. Фиксированное упоминание - в слове боярин.
Ваша трактовка  типа "бай" - не более, чем очередная трактовка, или фантазия.
В отличие от Вас, я стараюсь этимологию слова увязать с его функциональностью
, чего и Вам желаю.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #76 - 28.02.2016 :: 15:46:38
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 15:31:49:
Я  упоминал форму "бой-вой", или боец-воин. Фиксированное упоминание - в слове боярин

Где в слове боярин появился боец?
Есть картотека древнерусского языка, где появляется "боец". И вывод однозначен: "боярь" в данной форме в значении боец не зафиксировано. "Боец" в русской письменности появляется с 15 века. И по этой причине, приведенная вами этимология "бояръ" от "бой" выглядит особенно бессмысленно, вульгарно - в смысле народных представлений, так сказать "Volksetymologie"
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #77 - 28.02.2016 :: 15:48:01
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 15:31:49:
Ваша трактовка  типа "бай" - не более, чем очередная трактовка, или фантазия.

Вроде, еще не писал "бай"? Покажите мне!
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #78 - 28.02.2016 :: 15:49:55
 
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 15:20:20:
3. Где шведские "неангажированные" историки объясняют "...дажд гробний холм"-курган, Перуна, - "...перун запалает светила...", форму "Стекольня"?

Еще раз. Покажите мне где я писал о "Стекольне", Перуне и "дажд"?
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Бирка : этнокультурная принадлежность поселения и окрестностей.
Ответ #79 - 28.02.2016 :: 15:50:26
 
upasaka писал(а) 28.02.2016 :: 15:29:29:
РОстислав писал(а) 28.02.2016 :: 15:20:20:
2. Ликсема "боярин" не появилась в договоре 912 г., а была зафиксирована.
Надеюсь, разница понятна?

И что? Полезете вглубь истории с фантазией найти "боярин"? Еще раз. Все давно исследовано, особенно по Слову о ..., по летописям. В Краткой Рус. Пр. слова боярин нет, а в Договорах Олега есть ссылки на закон, покон русский и появляется "светлых бояр".


А что такое "этимология, как не попытка влезть вглубь истории и попытка понять происхождение слова?
Это историки делают постоянно, и в этом, в том числе, их хлеб.
Вы же сами недавно приводили догадки(= по Вашему, фантазии) шведа о русском языке Речи, и считали это нормальным.
А сколько копий ломают историки, трактуя тот или иной археологический материал, тот же Ладожский могильник?

По Вашей логике, история человечества начинается с записи на листочке, а раньше ничего и не было? Не было тысячелетий первобытности?

"...Все давно исследовано, особенно по Слову о ..., по летописям."

Так почему же историки спорят о той же ПВЛ, если все уже исследовано?

Так почему Вы одни трактовки считаете возможными в принципе, а другие в принципе невозможными?
Или Вам господь бог на ушко истину шепнул?

Хотите критиковать, -критикуйте на здоровье. Только вот сноба не надо строить.

Наверх
 
Страниц: 1 2 3 4 5 6 ... 11
Печать