О булате
А. Герчиков
Химия и Жизнь №5, 1980 г., с. 58-64
Под словом "булат" каждый россиянин привык понимать металл более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь...
П. П. Аносов. "Горный журнал", 1841 г., т. 1
Слава о булатной стали ходит по свету более двух тысячелетий. Лучшие булатные клинки настолько хорошо закалены, что перерубают железные гвозди и в то же время сгибаются в дугу - идеальное сочетание твердости и упругости.
Считается, что секрет булата утрачен еще в XIV веке, после грабительских походов Тамерлана. Однако в Индии, на родине булата, его производство окончательно исчезло лишь после нашествия европейцев, в XVIII веке. Впрочем, этому способствовал не только упадок национальных ремесел, но также появление промышленных способов литья, совершенствование огнестрельного оружия и прочие следствия технического прогресса. Но все эти новшества нисколько не умалили былого величия булата, и в Европе то и дело пытались восстановить утраченный секрет. Попытки эти продолжаются до сих пор.
СОРОК СТУПЕНЕЙ
Прямое назначение булата - изготовление клинков, и первейшее его достоинство - возможность заточить лезвие до небывалой остроты и сохранить эту остроту надолго. Обычно когда испытывали булатный клинок, то перерубали подброшенный в воздух волос - и не жесткий вроде конского, а тонкорунную шерстинку.
У клинков из обычной стали чрезмерно заостренное лезвие выкрашивается уже при заточке. Тончайшее острие булатного клинка сохраняется и после того, как он побывал "в деле". Для этого требуются одновременно твердость, вязкость и упругость. И обычный стальной клинок можно закалить до твердости булата, но он будет хрупким как стекло и разлетится в куски при первом же ударе. Приходится делать клинки помягче, более вязкие. А булат и при максимальной твердости сохраняет вязкость отпущенной стали.
Драгоценные булатные клинки везли по караванным дорогам свернутыми в кольцо, надевая стальное кольцо вместо пояса. Пропутешествовав таким образом, клинок сохранял исходную прямолинейность.
Однако в далекие страны - в Японию, Китай, Египет - караваны доставляли не готовые клинки, а вутц - плитки индийской булатной стали. Только под рукой опытного мастера эти плитки становились настоящим булатом.
У булатной стали есть характерное отличие: она узорчатая. Ее своеобразный волнистый узор проявляется при полировке или при легком травлении. Именно по узору и определяли сорта булатных клинков. Узор бывает полосатым - из прямых продольных полос; струйчатым - из прямых и изогнутых линий; волнистым, сетчатым - с отдельными прядями волнистых линий, направленных поперек клинка; наконец, коленчатым - тоже с прядями, но в виде поперечных поясков, непрерывно повторяющихся по всей длине клинка. Ширина пряди и ее прогиб колеблются весьма существенно: крупный узор достигает 10-12 мм, самый мелкий не превышает 1-2 мм.
Не только по размеру и форме различали узоры, но и по цвету. Узор всегда светлее фона, или, как говорят, грунта. Грунт может быть серым, темно-бурым, черным, с красноватым или золотистым отливом либо без него, а узор - белым или светло-серым, блестящим или матовым. Таким образом, существует множество комбинаций и соответственно множество сортов булата. Хотя строгой классификации нет и названия сортов (обычно персидские) условны, специалисты различают три группы в соответствии с узором.
К низшим сортам принадлежат сирийские (шам), египетские и турецкие (нейрис, баяз) булаты; у них мелкий полосатый или струйчатый узор, серый или бурый грунт. Средний сорт - персидский и индийский булаты (гынды) со средним и крупным волнистым узором, бурым и черным грунтом. [color=#00ffff
]Высшие сорта - персидский и индийский булаты (хоросан, табан) с крупным сетчатым и коленчатым узором; грунт у них темный, с отливом. Лучший из лучших - кара-табан, то есть в переводе с персидского - черный блестящий, под названием кирк нардубан - "сорок ступеней".
[/color] Клинок у него темно-бурый, почти черный, с золотистым отливом, а узор - белый коленчатый. И вдоль клинка длиною несколько меньше метра действительно размещено около 40 фрагментов-колен с поперечными прядями.
А еще о качестве судили по звону клинка: от легкого удара хороший булатный клинок издает чистый и долгий звук. Чем выше и чище звон, тем лучше - и, естественно, дороже - клинок. В давнее время покупатели и торговцы, а теперь специалисты и коллекционеры определяют качество клинка все тем же способом, напоминающим некий ритуал: сначала подолгу изучают узор, затем, щелкнув по клинку, слушают звук и лишь в последнюю очередь, если клинок заточен, пробуют рубку волоса или тонкой ткани. Впрочем, последнее испытание требует навыка, и далеко не каждый наш современник может проверить клинок таким образом...
http://xarhive.narod.ru/Online/chem/bulat.html