Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Опрос закрыт Опрос
Тема Опроса: Был ли Рюрик?
*** Этот Опрос был завершен ***


Был    
  1 (50.0%)
Не был    
  0 (0.0%)
Местный придумал себе легенду для большей легитимности    
  0 (0.0%)
Мне пофиг    
  0 (0.0%)
Рюрик - это кто?    
  1 (50.0%)




Всего голосов: 2
« Последняя модификация: EvS : 26.02.2015 :: 20:58:42 »

Страниц: 1 ... 32 33 34 35 36 ... 44
Печать
А был ли мальчик? История с историей про Рюрика (Прочитано 190796 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #660 - 09.09.2015 :: 12:16:06
 
Amaro Shakur писал(а) 08.09.2015 :: 14:39:14:
В княжеском роду должны же были помнить свои начала.


Ага..., и именно поэтому любимым занятием правящих элит было сочинение себе родословных.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #661 - 09.09.2015 :: 12:17:04
 
Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 11:49:18:
Да с какого бодуна? Я уже показал вам низкую плотность заселения Восточной Европы. А как, простите, заселялась ее территория, разве не миграцией населения? Вы путаете разные вещи, одно дело если пришельцы придут и начнут изгонять аборигенов с насиженных ими мест и иное если они поселяться на незаселенных территориях. В 1Х веке места всем хватало.

Если пришельцы поселяться где-то на отшибе, то вполне возможно что на них и не обратят внимания, но если они попытаются занять некие типа "плодородные" или стратегически важные земли, то аборигены вряд ли на это будут смотреть спокойно. Вот именно в этом и заключается весь бодун.


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 11:49:18:
Именно. Тут вы абсолютно правы. Поэтому  основная масса городков и строилась на ключевых узлах торгового пути - порогах и волоках. Создавалась инфраструктура обеспечивающая проход по порогам, волокам (переноска грузов, замена, ремонт судов, отдых купцов). Каждая племенная группировка контролировала эти узловые места. Но, укажите мне причины для чего тем же словенам нужно было переться за тридевять земель чтобы захватить и спалить скажем такой городок мери? Хватило бы у них сил (народа) для этого? Им бы свои городки обеспечить. Викинги да, иное дело. Но и у тех не хватило бы сил для таких забегов по незнакомой местности. Поэтому они и осели в Ладоге и грабили округу, а дальше носа не совали, поэтому и следов их нет.

Не знаю куда перлись словене, ибо источники о том умалчивают, но ежели возникла война из-за спорных территорий, то значит какие-то военные действия с обоих сторон однозначно предпринимались.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #662 - 09.09.2015 :: 12:38:32
 
Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 14:49:41:
ак он(Магдебург) вообще не на море, так что придётся сминусовать по-любому.


Морошкин, которого А.Г. Кузьмин, действительно замечательный историк, в  своих работах, мягко выражаясь, извратил, помещал русь из магдебургского устава в Тюрингию, а не на Балтику.

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 14:49:41:
Так Перун балтский бог, а не славянский,


С какого бодуна он не славянский? У болгар Перун что от балтов?

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 14:49:41:
т.е. основное количество варягов-русь проживало на балтских территориях.


Ну приведите мне хоть одно доказательство этого, на письменных источниках, на археологических.

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 14:49:41:
ибо летописец вообще, тех варягов из списка, никак не обозначает и не выделяет по-подобному этнически-групповому признаку(о котором он к тому же и понятия не имел), в отличии от того, как мы сейчас.


Как не выделяет? А Свеє . Оурмани. Аньглѧне . Готе это что, точнее кто?

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 14:56:32:
Тот же Святослав уж наверняка был в курсе насчёт благородности кровей своих предков, а то с чего это вдруг у него Болгария это "середина земли моей".


А наверное потому что там до болгар жили скандинавы и рюгенские раны.

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:02:20:
"Русские" наименования днепровских порогов - это какие-то древние готско-иранские названия, которые бытовали именно у русов, славянские же названия появились естественно позже, с приходом в те местности славян.

Скорее всего.

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:15:46:
Свеоны-послы из БА, это скорее всего готландцы, которые были выбраны каганом росов для оной дипмиссии.


И где жил этот каган росов?

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:15:46:
Также видимо заранее предполагалось что обратный путь они проделают через Франкское государство, чтобы доставить ответ византийцев правителю русов в целости и сохранности, а не сгинуть где-нибудь в пути от вражеских рук, ... ну или хотя бы устно передать о его позиции, но то уже детали.


Вариантов почему послы росов отправились домой через франков может быть несколько включая и предложенный вами.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #663 - 09.09.2015 :: 13:34:58
 
Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:31:07:
Славяне делали как-бы заготовки, а окончательно корабли доводили до ума уже сами русы


Вот и давайте посмотрим что за корабли были у русов и какими они были мореходами. Константина Багрянородного вы процитировали, смотрим "Тактику" византийского императора Льва VI, того самого с которым если верить ПВЛ Олег заключал договоры.

"Малые же или большие дромоны по качеству вражеского народа снаряжать надо. Ибо не есть одно и то же снаряжение кораблей сарацинов или [снаряжение] так называемых росов северных скифов. Ибо если сарацины кумварии используют большие и медленные, скифы же акатии малые, и легкие, и быстрые: поскольку через реки в Евксинское море попадают, они не могут большие суда иметь".

Теперь смотрим что пишут о судостроительных традициях руси нужного нам периода специалисты по судостроению и археологи.

"Исключительное преобладание однодеревных конструкций во многом определил характер гидросети Русской равнины: мелководность притоков, многоводье озер, пороги (они имеются даже на притоке Десны – Судости, не говоря уже о таких исполинских водных артериях, как Днепр), частые волоки на порогах и водоразделах. Пороги и волоки не позволяли древним корабелам ощутимо увеличить размеры судов. Частые сплав по течению и принцип использования судов в течение одной навигации, а порой и на один рейс также наложили свой отпечаток на конструкцию корпуса. Строившиеся в верховьях сплавные суда по прибытии в пункт назначения часто продавались на слом. Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна [28, 29], археологических свидетельств их широкого применения в юго-восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты, появившиеся на Руси с X в.....  основным типом судов на юге, использовавшимся как для речного, так и для морского плавания, были суда, построенные на основе простых однодеревок. На севере же использовались дощатые клинкерные суда, однодеревки с расширенными бортами, комбинированные суда, а также технологии сшивания конструкций обшивки и конопатки, не характерные для юга Руси. Северный вариант вобрал в себя опыт автохтонного финского населения и развивался под влиянием балтийской судостроительной традиции. Южный вариант сохранял древнеславянские черты [24, С.108-109]. Поэтому не удивительно, что все типы судов, обнаруженных в бассейнах Десны и Оки изготовлены на однодеревной основе" . (Ю.Б. Журавлева, А.А. Чубур (Брянск)  Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам)

Самые крупные из найденных на юге Руси судов имели следующие размеры:

" Черниговский челн был выдолблен из цельного дубового ствола. Длина судна составляла около 13,5 м (сохранилось 12,7 м), ширина достигала 1 м, высота бортов – до 0,85 м. Носовая часть судна заострена, кормовая – скруглена, причем в верхней части кормы имелась широкая площадка 0,6 х 0,8 м, вокруг которой борт возвышался еще почти на 0,07 м – вероятно, место для рулевого. В носовой и кормовой части челна были сохранены две перегородки, увеличивавшие прочность конструкции. Вдоль бортов у их края были прорезаны отверстия округлой и подпрямоугольной формы, предназначавшиеся для крепления веревочных уключин и такелажа. Челн мог перевозить до 15 человек и груз. Датировка судна по 14С дала результат 300 ± 60 лет, т.е. судно относится к позднему средневековью (XVI-XVII вв.).... Последняя находка сделана в 2001 г. в обрыве правого берега Десны за посадом летописного города Вщиж в Жуковском р-не Брянской обл. Конструкция этого судна наиболее сложная среди исследованных на территории Юго-Восточной Руси. Длина сохранившейся части судна – 8,8 м, корма и левый борт утрачены. Ладья выдолблена, как и предыдущие, из цельного ствола дуба диаметром около 1 м. Внутренняя поверхность обожжена. Борта на основном протяжении разведены и укреплены гнутыми дубовыми же шпангоутами сечением 0,1 х 0,06 м. Шпангоуты составные, каждый из двух полушпангоутов, крепившихся к бортам в верхней части парой деревянных нагелей, входивших в парные сквозные отверстия в бортах с каждой стороны. Меж собой дуги соединялись над днищем также парой деревянных нагелей, не входивших в днище. Их диаметр 3-3,5 см. Шпангоут I установлен в 1,8 м от носа. Максимальная ширина судна в этой части достигала 0,8 м, а ширина между бортами – 0,6 м. За I шпангоутом борта разведены: сначала вертикальны, а затем – наклонены вовне. Шпангоут II располагался в 2 м от первого. Шпангоут III (I мидель-шпангоут) располагался в 2 м от II-го, ширина бортов здесь 1,25 м (максимум). Шпангоут IV (II мидель-шпангоут) стоял в 0,5 м от III-го и не отличался по форме и размерам. Вероятно, не сохранились шпангоуты V и VI, аналогичные II и I, а полная длина ладьи была равна примерно 12 м. Днище в носовой части заострено, на остальной протяженности – округлое. Борта загибаются внутрь в носовой части, а в центральной – выпрямлены и раздвинуты. Толщина бортов и днища в средней части судна составляла до 4-5 см, у I шпангоута 8-14 см. Высота судна – 0,7-0,8 м, носовая часть слегка приподнята. Под кромкой борта просверлен ряд отверстий диаметром 3-4 см. на расстоянии 1-1,2 м друг от друга в зоне разведенных бортов (их прослежено 4) – крепления уключин. Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов. Между I и II шпангоутами расположены два прямоугольных отверстия 5 х 3 см, а в носовой части 6 круглых отверстий, просверленных как перпендикулярно борту, так и под углом, и видимо предназначенных для крепления уключины рулевого весла (оно переставлялось с кормы на нос) и такелажа. Между мидель-шпангоутами изнутри вбиты в борт в вертикальный ряд 3 гвоздя с Т-образными шляпками, которые могли участвовать в креплении мачты и такелажа. Ровными вертикальными рядами (14 рядов на сохранившейся части судна) через 0,4-0,5 м снаружи вбиты дубовые «гвозди-сторожки», по 4 в ряду (через 18-20 см) для контроля толщины стенок при выдалбливании. Судно могло нести на борту 14-16 человек (включая 12 гребцов, кормчего и впередсмотрящего) и значительный груз. Радиоуглеродный анализ в лаборатории ИИМК РАН дал возраст 750 + 20 лет (Ле-6313), т.е. 1247-1279 гг. н.э." (Ю.Б. Журавлева, А.А. Чубур (Брянск)  Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам)

Примерно тоже самое пишет и П. Сорокин

"Сравнение судостроительной традиции Северо-Западной Руси с южнорусской свидетельствуют об определенных различиях в них. Судя по археологическим, письменным и изобразительным материалам,на юге Руси в средневековье были широко распространены обычные - не расширенные однодревки, которые так же могли иметь дополнительные борта из досок. Вероятно,именно они и составляли основную часть флотов русских князей, совершавших в IX - XI в.в. походы на Византию. Помимо судов на однодревной основе в них входили.и дощатые суда с клинкерной обшивкой скандинавского типа, которые, однако, не нашли на юге Руси такого распространения, как на Севере." (Сорокин П.Е. ВОДНЫЕ ПУТИ И СУДОСТРОЕНИЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РУСИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ."

Теперь что Сорокин пишет по северо-западному судостроению

"Судостроительная традиция древне-русского Северо-Запада. На основании комплексного изучения различных видов источников можно констатировать существование на Северо-Западе Руси в средневековье трех основных типов судов, выделяемых по определенным конструктивно-технологическим признакам. Это: дощатые суда с обшивкой в клинкер, паромообразные плавсредства с плоским дном и прямыми бортами с обивкой встык, а так же однодревки и суда,созданные на их основе. Размеры всех этих судовых типов могли подвергаться значительным вариациям в зависимости от назначения того или иного конкретного судна, однако, конструктивные детали оставались, по преимуществу, неизменными, определяясь традиционным набором использовавшихся при строительстве материалов и применявшихся технологических операций. Не следует, однако, исключать к существования в средневековье плавсредств, которые объединяли в своей конструкции признаки различных судовых типов. Суда первого типа, к деталям которых относятся железные заклепки и фрагменты досок обшивки с заклепками, судя по всему, были связаны, первоначально, со скандинавской судостроительной традицией, к ним наиболее применимы такие наименования из письменных источников, как корабль, шнек, скейд, кнорр, а для позднего времени, после изменения способа соединения досок обшивки,-карбас, сойма, коч. Появление паромообразных плавсредств, частями которых являются бортовые, днищевые и переходные доски обшивки с нагельными отверстиями, штевни, шпангоуты-кокоры и планки, у славян восходит, вероятно, еще ко времени их пребывания в Подунавье, что подтверждается как бытованием этого типа судов в Центральной Европе, так и общераспространенностью слова паром в славянских языках. .... Происхождение традиции изготовления однодревок с расширенными в результате термической обработки бортами, характерными деталями которых были дугообразные шпангоуты и банки, напротив, не было связано со славянами, поскольку она получила известность преимущественно у северной части восточных славян, другие же славянские народы использовали обычные однодревки. Широкое распространение ее на Евразийском Севере, в архаичном варианте у финского населения и в модифицированном, известном с "первых веков нашей эры, у скандинавов, дает основания связывать эту технологию с обозначенным регионом. К типу судов с однодревной основой,наверняка,относятся различные виды лодей, челн, а так же, вероятно, насад и ушкуй.... Признавая возможность существенного скандинавского влияния на развитие местного судостроения - особенно морского, следует отметить и самобытные черти, восходящие,вероятно,к судостроительной технологии, принесенной словенами новгородскими с их прародины,и с традициями автохтонного финского населения.... Северо-Западная Русь, вследствие своего географического положения, оказалась включенной в политико-экономические и культурные процессы,проходившие в Балтийском регионе. Удаленность ее основных центров от морского побережья способствовала повышению роли внутренних водных магистралей, связанных с Балтикой. Природные условия Северо-Западной Руси - мелководные и порожистые участки на реках, богатство лесными ресурсами способствовали преимущественному распространению здесь судов, построенных на однодревной основе, и плоскодонных плавсредств, которые с одной стороны были способны без особого труда преодолевать препятствия на водных путях, а с другой не требовали значительных временных затрат на та изготовление".

В целом тоже самое пишут  и другие исследователи.

"А русы на своих парусно-весельных долбленках, всегда бескилевых, ходили хотя и на большие расстояния, из Киева по Днепру в море, но только каботажным плаванием - вдоль берега. Мало того, что бескилевые долбленки не приспособлены для плавания в открытом море, у русов не было еще ни навигационных приборов, ни опыта и умения держать курс без береговых, сухопутных ориентиров. Поэтому они плавали в пределах видимости берега, вдоль него." ( Г. АНОХИН.  ТАЙНЫЕ МАРШРУТЫ РУСОВ)

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #664 - 09.09.2015 :: 13:50:04
 
Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:45:50:
Потому что булгары незамечены в торговле с Приладожьем и в более поздние времена, это не говоря уже о самой Балтике.


Чем докажите? Предметы салтовского происхождения найденные в Ладоге по объему занимают третье место после славянских и скандинаво-финских. Считается что их в Ладогу поставляли булгары. Хотя более вероятно что и сами салтовцы среди которых, как вы знаете, были и булгары.

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:45:50:
Ну скандинавы то наверное не спрашивали разрешения.))


О как...? Вам самим не надоели сказки про непобедимых скандинавов? И снова повторю свой вопрос где следы этих вездесущих и непобедимых скандинавов в середине 1Х века  дальше Ладоги? Далее. Вы полагаете что булгары, финны, иные жители Восточной Европы были плохими бойцами? У восточных славян в отличии от западных их собратьев и скандинавов на вооружении был составной лук заимствованный у кочевников. Поэтому на волоках и порогах да и небольших реках оных скандинавов просто постреляли бы как куропаток. Тут и в рукопашную сходиться не надо. Или вы полагаете что оных скандинавов было в Восточной Европе тысячи и тысячи и они трупами прокладывали дорогу себе к Багдаду?

Mukaffa писал(а) 08.09.2015 :: 15:45:50:
Я считаю что это южнобалты наладили эти торговые пути по Восточной Европе, ну плюс готландцы ещё тоже участие принимали.

Ага. А откель южнобалтийцы с готландцами узнали что от Ладоги можно добраться до Багдада, Один со Святовитом нашептали? Или у них современные карты со спутниковыми  навигаторами были? Читайте археологов, даже норманисты пишут что торговые пути по Восточной Европе были налажены до прихода в Ладогу скандинавов местным населением включая славян. Вам поцитировать работы на эту тему или сами найдете?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #665 - 09.09.2015 :: 14:07:34
 
Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 12:38:32:
Морошкин, которого А.Г. Кузьмин, действительно замечательный историк, в  своих работах, мягко выражаясь, извратил, помещал русь из магдебургского устава в Тюрингию, а не на Балтику.

А Нестор "за море" помещал. Возможно что в Тюрингии какая-то другая русь обитала, не наша летописная.


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 12:38:32:
С какого бодуна он не славянский? У болгар Перун что от балтов?

Да с такого бодуна, что доказательств нэма насчёт Перуна как общеславянского бога.
Что значит у болгар? Где вы вычитали о поклонении "болгар"(славян) или южных славян Перуну?


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 12:38:32:
Ну приведите мне хоть одно доказательство этого, на письменных источниках, на археологических.

ПВЛ.


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 12:38:32:
Как не выделяет? А Свеє . Оурмани. Аньглѧне . Готе это что, точнее кто?

И где вы здесь обнаружили этнически-групповой признак?


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 12:38:32:
А наверное потому что там до болгар жили скандинавы и рюгенские раны.

Или потому что он претендовал на все земли славянства.


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 12:38:32:
И где жил этот каган росов?

Этого до сих пор пока что никто не обнаружил, к сожалению.
Наверх
 
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #666 - 09.09.2015 :: 14:09:32
 
Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 11:57:11:
Между тем термин русь встречается в немецких (восточнофранкских)источниках второй половины IX в. (Баварском географе,грамоте короля Людовика Немецкого) и относится в них явно к югу, а не северу Восточной Европы .

Судя по летописям, русь была способна даже в полном составе переселяться аж из-за Балтики на Волхов и с Волхова на Днепр. Поэтому аргументы типа "тут русь упоминается где-то на юге, а там - где-то на севере, а посему это два разных народа" не имеют смысла. Один и тот же народ, несколько раз перемещавшийся с места на место, и к тому же, возможно, не целиком, то есть часть его могла быть в одном месте, а часть - где-то за тысячу вёрст.

Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 11:57:11:
В договоре Олега с Византией 911 г. все население, подвластное русскому князю, независимо от этнического и социального происхождения, именуется русью; нет ни намека на отличия, скажем, руси от словен или варягов;оба последних терминанеупоминаются,вовсехстатьяхречьидеттолькоо «руси» (ед. ч. «русин»). Аналогичная картина в договоре Игоря 944 г

Это же юридические документы. Там  надо было как-то чётко обозначить людей, относящихся к каждой из договаривающихся сторон. Вот и обозначили: с одной стороны греки (или христиане), с другой - русь. Действительная этническая принадлежность человека в обоих случаях не имела значения. Посему вот эти предположения:
Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 11:57:11:
Если предположить, что название русь было обозначением норманнских дружинников, то придется признать, что спустя считанные десятилетия после их прихода в Среднее Поднепровье оно уже воспринималось как этноним, который стал своим для местного славянского населения. Если же предположить, что русью именовались территория и население в Среднем Поднепровье до появления варягов, то придется признать, что спустя считанные десятилетия после своего прихода в этот регион дружинники скандинавского происхождения уже рассматривали это наименование как свое.

совершенно ни к чему: договоры с Византией просто не отображают действительных самоназваний народов, живших тогда на Руси.
И что вы всё про норманнов? Если русь пришла в Киев с севера, это ещё не значит, что русь - скандинавы.
Версию про несколько разных народов с названиями, похожими на русь, считаю совершенно надуманной. Это был наверняка один народ.


Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #667 - 09.09.2015 :: 14:30:04
 
Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 13:50:04:
О как...? Вам самим не надоели сказки про непобедимых скандинавов? И снова повторю свой вопрос где следы этих вездесущих и непобедимых скандинавов в середине 1Х векадальше Ладоги? Далее. Вы полагаете что булгары, финны, иные жители Восточной Европы были плохими бойцами? У восточных славян в отличии от западных их собратьев и скандинавов на вооружении был составной лук заимствованный у кочевников. Поэтому на волоках и порогах да и небольших реках оных скандинавов просто постреляли бы как куропаток. Тут и в рукопашную сходиться не надо. Или вы полагаете что оных скандинавов было в Восточной Европе тысячи и тысячи и они трупами прокладывали дорогу себе к Багдаду?

Скандинавы ни тогда, ни позже не имели возможности насильно устанавливать в Восточной Европе свои порядки. Они могли тут находиться лишь в том случае, если какая-то часть местного населения была заинтересована в их присутствии.  Сначала они требовались для поддержания порядка, потом (когда эту роль перехватила у них русь) - в качестве наёмников. Причём воевали в основном в интересах Новгорода, который им и платил. Во всяком случае, так по летописям.
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #668 - 09.09.2015 :: 14:30:51
 
Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 13:50:04:
Чем докажите? Предметы салтовского происхождения найденные в Ладоге по объему занимают третье место после славянских и скандинаво-финских. Считается что их в Ладогу поставляли булгары. Хотя более вероятно что и сами салтовцы среди которых, как вы знаете, были и булгары.

Те купцы которые везли дирхемы на Балтику(т.е. южнобалты) эти салтовские предметы и завозили в Ладогу. Везли и от мери, не только от булгар, ибо там путь ближе.


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 13:50:04:
О как...? Вам самим не надоели сказки про непобедимых скандинавов? И снова повторю свой вопрос где следы этих вездесущих и непобедимых скандинавов в середине 1Х века  дальше Ладоги? Далее. Вы полагаете что булгары, финны, иные жители Восточной Европы были плохими бойцами? У восточных славян в отличии от западных их собратьев и скандинавов на вооружении был составной лук заимствованный у кочевников. Поэтому на волоках и порогах да и небольших реках оных скандинавов просто постреляли бы как куропаток. Тут и в рукопашную сходиться не надо. Или вы полагаете что оных скандинавов было в Восточной Европе тысячи и тысячи и они трупами прокладывали дорогу себе к Багдаду?

Почему непобедимых, они всего три года там правили.
А какой смысл летописцу выдумывать только три года власти варягов? почему не 20, 30 лет скажем?
Не вижу причин для оспаривания честно говоря.
Викинги европейские армии громили, почему они не смогли бы справиться и с нашими племенами мне непонятно. Тем более , что в конечном итоге их всё-таки прогнали. Не пойму я что тут такого необычного и удивительного в данной ситуации.


Roxsalan писал(а) 09.09.2015 :: 13:50:04:
Ага. А откель южнобалтийцы с готландцами узнали что от Ладоги можно добраться до Багдада, Один со Святовитом нашептали? Или у них современные карты со спутниковыми  навигаторами были? Читайте археологов, даже норманисты пишут что торговые пути по Восточной Европе были налажены до прихода в Ладогу скандинавов местным населением включая славян. Вам поцитировать работы на эту тему или сами найдете?

Откель узнали? от тех же булгар к примеру.
Так не пойму, что опять не так. Волжский торговый путь функционировал с конца VIII века, купцы встречаются в торговых пунктах, передают сведения о маршрутах, всё как везде и всё как обычно.
Не врубаюсь я короче что мы тут выяснить никак не можем. Нерешительный
Наверх
« Последняя редакция: 09.09.2015 :: 14:48:25 от Mukaffa »  
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #669 - 09.09.2015 :: 14:40:39
 
Mukaffa писал(а) 09.09.2015 :: 14:30:51:
Почему непобедимых, они всего три года там правили.
А какой смысл летописцу выдумывать только три года власти варягов? почему не 20, 30 лет скажем?
Не вижу причин для оспаривания честно говоря.
Викинги европейские армии громили, почему они не смогли бы справиться и с нашими племенами мне непонятно. Тем более , что в конечном итоге их всё-таки прогнали. Не пойму я что тут такого необычного и удивительного в данной ситуации.

Строго говоря, в летописи прямо не сказано, что варяги начали брать дань именно с 859 года; может, гораздо раньше (а про условность всех этих дат можно и не говорить). Но не в сроке главное, а в том, что дань была платой за поддержание порядка - судя по тому, что после изгнания варягов местные племена передрались  между собой. То есть ни о каком чисто силовом захвате ильменских и прочих земель варягами летопись не говорит.
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #670 - 09.09.2015 :: 14:42:15
 
ИВК писал(а) 09.09.2015 :: 14:30:04:
Скандинавы ни тогда, ни позже не имели возможности насильно устанавливать в Восточной Европе свои порядки. Они могли тут находиться лишь в том случае, если какая-то часть местного населения была заинтересована в их присутствии.  Сначала они требовались для поддержания порядка, потом (когда эту роль перехватила у них русь) - в качестве наёмников.

Так местная элита понятно что свою долю от торговли получала, но возможно посчитали что маловато, вот и решили тех варягов прогнать.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #671 - 09.09.2015 :: 14:47:03
 
ИВК писал(а) 09.09.2015 :: 14:40:39:
Но не в сроке главное, а в том, что дань была платой за поддержание порядка - судя по тому, что после изгнания варягов местные племена передрались  между собой. То есть ни о каком чисто силовом захвате ильменских и прочих земель варягами летопись не говорит.

Ну так конечно, а зачем варягам были нужны эти земли, если они лишь торговлей да разбоем занимались.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #672 - 09.09.2015 :: 15:11:13
 
Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Увы, мне кажется, что не мимо. Вы выдавали свои мысли за "исторические факты".

И снова ошибаетесь. Цитирую:  Богатырев Артур писал(а) 07.09.2015 :: 10:49:14: "Сорри, но в свете тяготения Руси к Византии, логичнее было бы придумать наследование от византийских императоров, а не от каких то варягов, даже не королевских кровей."
Roxsalan писал(а) 07.09.2015 :: 12:49:31: "Вы действительно этого не понимаете?"
Богатырев Артур 07.09.2015 :: 14:11:47 - "Какие эмоции... Мне уже нравится..."
Roxsalan 07.09.2015 :: 16:36:26 "Это не эмоции, и даже не вопрос, это констатация факта"
Богатырев Артур 07.09.2015 :: 16:36:26: "Нельзя считать свое мнение констатацией факта, если мы говорим об исторических теориях."
Roxsalan 08:15:06:16 "А речь шла не об истории, а об эмоциях. Так что ваш упрек мимо."

Все так и есть. Об эмоциях, ибо я спросил у вас - Вы действительно этого не понимаете? На что вы мне ответили - "Какие эмоции... Мне уже нравится..." В ответ вам я написал, что это не эмоции, и даже не вопрос, а констатация факта того что вы действительно не понимаете. Что вы себе додумали я не знаю.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Именно о Скандинавии. Ибо именно вы, а не я, заговорили о "территориальных претензиях" относительно связей со Скандинавией. Вы отказываетесь от этого тезиса?


Тоже самое. Ваш вопрос: "Ваша теория о территориальных притязаниях не имеет смысла в условиях Руси конца 11 - начала 12 века."
Мой ответ: Вы серьезно? А какого же тогда рожна русские князья беспрестанно режут друг друга? Вы про усобицу на Руси не слышали?"

Где тут про Скандинавию сказано?

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
В 11 веке (времена Ярослава)? Даже не смешно. И как скандинавское происхождение Рюрика могло в этом смысле помочь киевскому князю?

Конечное не смешно ибо археологи пишут

"Движение же по внутренним водным магистралям осуществлялось преимущественно на однодревных и плоскодонных плавсредствах. Учитывая, что Ладога до XII столетия находилась под управлением размещавшихся в ней скандинавов, можно предположить что организация мореплавания на Балтике находилась в их компетенции." (П.Е. Сорокин. О некоторых тактических приемах борьбы на воде в древней Руси)

Если говорить упрощенно, когда у Ярослава  начались терки со шведами относительно кому принадлежит или должна принадлежать Ладога одним из аргументов Ярослава и могла стать местная легенда что Ладогу построил Рюрик который по версии Ярослава его предок, значит испокон веков Ладога принадлежит правителям Руси.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Скорее это вы не поняли сути проблемы. Вы пишите, что легендой о скандинаве Рюрике коварный Ярослав обосновывал законность власти Ярослава. Я вас 5 раз спрашивал - каким именно образом это скандинавское происхождение в условиях 11 века и отсутствия других претендентов на русские земли помогало Ярославу в вашей заявленной цели? Ярослав с таким же успехом мог обьявить себя потомком китайского императора.


Упрощаете. Смотрим ситуацию. После смерти Владимира на Киевский престол сел Святополк, который по лествичному праву и должен был стать Великим князем. Летописи говорят что и народ и бояре его подержали. В Полоцке сидит Брячеслав сын Изяслава Владимировича. Его сын Всеслав занимал киевский престол между 1068-1069 гг. В Тмутаракани сидит Мстислав Владимирович, младший брат Ярослава Мудрого, который в 1022 году попытался захватить Киев. У Мстислава был сын Евфстафий умерший в 1032 году. Так что Ярославу было кому рассказывать почему именно он и его потомки должны были править в Киеве. И это с учетом того что мы не знаем были ли у Святополка, Бориса, Глеба и убитого в одно вроемя  ними Святослава Владимировича,  дети, равно как и у Станислава Владимировича правившего в Смоленске и неизвестно когда умершего и у непонятного Позвизда Владимировича, в котором видят известного по византийскими источникам Хрисохира, во время усобицы после смерти Владимира, появившегося в Византии.  Так что тут не все так просто как вам видится.  И это без учета бояр всех этих князей, церковных лиц у них служивших.
Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
И еще одно - даже в ПВЛ не указано напрямую, что Рюрик собственно скандинав. Что собственно и породило споры об ободритах и т.п.


это не принципиально, важно кого подразумевали под Рюриком сами составители легенды.


Наверх
 
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #673 - 09.09.2015 :: 15:20:35
 
Mukaffa писал(а) 09.09.2015 :: 14:47:03:
Ну так конечно, а зачем варягам были нужны эти земли, если они лишь торговлей да разбоем занимались.

Эти земли  им хотя бы ради дани были нужны. Если местное население нуждается во внешней силе, которая поддерживала бы порядок, и готово за это платить, то почему не подзаработать на этом?
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #674 - 09.09.2015 :: 15:24:50
 
ИВК писал(а) 09.09.2015 :: 15:20:35:
Эти земли  им хотя бы ради дани были нужны. Если местное население нуждается во внешней силе, которая поддерживала бы порядок, и готово за это платить, то почему не подзаработать на этом?

А с чего вдруг они нуждались в защите, кто им мог угрожать? Никакого внушительного врага на Северо-Западе в то время абсолютно не наблюдается. Да собственно и даже мелкого какого тоже.
Наверх
 
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #675 - 09.09.2015 :: 15:29:16
 
Mukaffa писал(а) 09.09.2015 :: 15:24:50:
А с чего вдруг они нуждались в защите, кто им мог угрожать? Никакого внушительного врага на Северо-Западе в то время абсолютно не наблюдается. Да собственно и даже мелкого какого тоже.

Сами себе угрожали. Межплеменная рознь и всё такое. Наиболее разумная часть населения, видя, что своими силами  хаос не обуздать, ищёт управу на него где-то на стороне.
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #676 - 09.09.2015 :: 15:38:14
 
ИВК писал(а) 09.09.2015 :: 15:29:16:
Сами себе угрожали. Межплеменная рознь и всё такое. Наиболее разумная часть населения, видя, что своими силами  хаос не обуздать, ищёт управу на него где-то на стороне.

Межплеменная рознь ни с того ни с сего возникнуть не может, причина веская нужна, тем более в тех краях только одни славяне(словене и кривичи) уже почти лет 300 совместно обитали, это не говоря уже о чуди и мере с весью.
Уже неоднократно говорил: причина - Волжский торговый путь, вернее контроль над ним, или его отдельными отрезками, как в случае возникшей усобицы среди местных племенных союзов(а вернее их элит) после изгнания первых варягов.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #677 - 09.09.2015 :: 16:33:39
 
Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Вы опять выдаете свои мысли за "факты". Т.е. то что легенда создана Ярославом и искажена правда - вы доказываете самим фактом своих мыслей?


Нет, мыслями и наработками других исследователей:историков и археологов на которых я уже ссылался.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
В условиях когда Ярослав был уже один - кто и как ему мог мешать и претендовать на трон, если бы он не "придумал легенду о Рюрике"? Спрашиваю вас в 6-й раз.


Ярослав не был один, о чем в предыдущем ответе.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
К середине правления Ярослава государство уже было более 150 лет как создано, и Новгород от Киева не отделялся никаким местом.

В то время Новгород не считал себя русью о чем написаны горы литературы.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Плюс при чем тут "преемственность власти"? Ярослав не был в Новгороде владетельным наследственным князем, он был посажен туда своим отцом. Т.е. был наместником отца.


А какая разница как Ярослав попал в Новгород, факт что до 1034 года он был и Великим Киевским и Новгородским князем. Но дело не в этом а  в его стремлении доказать преемственность исход власти из Новгорода в Киев.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Из чего следует, что Ярополк - не Рюрикович?

из того что легенда о происхождении русских князей от Рюрика придумана после смерти Ярополка.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Вот и цитируйте, только внятнее. Я вам задал простой вопрос: если легенда о Рюрике придумана Ярославом (причем  сам факт выдумки Ярославом - это ваша личная фантазия, а не факт), то зачем она составлена так, что у Ярополка и Святополка больше прав на Киев, чем у Ярослава?


По по поводу моих личных фантазий еще поговорим. Вы объясните как легенда написанная задним числом мешала тому что у Ярополка и Святополка  было больше прав на Киевские престол чем у Ярослава Мудрого?

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Гораздо логичнее представить Ярополка вообще не-Рюриковичем.


А я вам о чем постоянно твержу? Впрочем никто из русских князей и не был рюриковичем.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
При этом вы снова подменяете понятия - Ярополк это уже далеко не легенда о Рюрике, а более поздний отрезок, с призванием варягов вообще не связанный.


Я не подменяю понятия, вы просто не хотите понять очевидные вещи.

Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
У вас логическая несуразность - мнимый фальсификатор-Ярослав делает все, чтобы унизить свои права на престол. Т.е. делает себе хуже. При этом связываете Ярополка и Рюрика - совершенно несвязные истории.


Напротив, логически все абсолютно выверено. Ярослав опираясь на легенду только повышает свой статус приемника Владимира. Вы просто никак не поймете ситуацию. Снова попытаюсь вам ее объяснить. Умирает Владимир, который как утверждают летописи, хотел, вопреки лестичному праву, посадить на Киевски престол любимого сына Бориса. Но Борис приехать в Киев не успел и вышедший, точнее выпущенный народом из Киевской тюрьмы Святополк занимает трон поскольку имеет на это полное право. Борис и Глеб присягают Святополку как Великому князю. Ярослав это дело опротестовывает и рассказывает сказку что дескать как он узнал сидячи в Новгороде, предок русских князей  Рюрик пришел из-за моря и заложил Новгород, а потом из Новгорода в Киев пришел его сын Игорь отец Святослава, дед отца наших князей, Владимира. И поскольку Ярослав, был посажен отцом  в Новгород править, точно также,  как до этого дед их, Святослав посадил  Владимира править в Новгород, то значит, Святополк, непонятно чей сын, должен валить нафик из Киева, поскольку, по традиции, именно, сидящий в Новгороде Ярослав, должен после батюшки занять Киевский престол. В ответ ему Святополк мог сказать, знаешь что, Ярик сказки ты свои новгородцам и рассказывай, мы то знаем как оно было на самом деле. Ну а дальше и началось, кого братцы вырезали остальные или сбежали или затаились до лучших времен. Как то так.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #678 - 09.09.2015 :: 17:07:05
 
Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Много логичнее он был сделал так:
1) Вставил, что Рюрик потомок или родственник знатных скандинавских ярлов, или королей.
2) Ярополк вообще не Рюрикович, а "боярин" или кто то такой, захвативший власть в Киеве после Святослава.


Ну сказку о том то что его "предок" Рюрик потомок знатных скандинавских ярлов или конунгов Ярослав мог использовать для своих отношений со скандинавами. Для киевлян такая сказка бы не прокатила, что им до скандинавов? А теперь цитаты. Буду по возможности сокращать и размещать отдельными частями поскольку все сразу не помещается. Начну с Фроянова:

""Таким образом, в советской историографии существуют три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие — полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших древнерусское общество конца XI — начала XII века. Третьи, наконец, улавливают в «предании о Рюрике» отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани XI и XII столетий. Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные.... Что можно добавить или возразить по поводу имеющихся в исторической литературе суждений относительно рассказа летописца о призвании варягов? Необходимо прежде всего отделить вопрос об идейно-политическом звучании варяжской легенды на Руси конца XI — начала XII в. от проблемы ее исторического содержания, связанного со второй половиной IX века. Выскажем сразу же несогласие с идеей анти-греческой направленности легенды, обусловленной будто бы стремлением отстоять суверенитет Руси, отбросить притязания Византии на «игемонию»... Нельзя также мотив братьев, представленный в Сказании, ограничивать только идеей «родового единства русских князей» и «династической унификации».     В идейной ткани легенды обнаруживается сложное смысловое переплетение. Новгородские и киевские идеологи по-разному воспринимали рассказ о варяжских князьях, находя в нем то, что отвечало их настроениям и чаяниям. Для Южной Руси конца XI — начала XII в., истощаемой княжескими «которами», идея братства и единения князей была актуальной. В Новгороде она не имела такой остроты. Зато внутриволостные и некоторые территориальные вопросы приобрели несомненную злободневность. Верховенство Новгорода в волости, куда входили крупные по тому времени города, такие, как давняя его соперница Ладога и набиравший силу Псков, — вот что занимало новгородскую общину. В Сказании о варягах этот интерес обозначен достаточно рельефно. Он проглядывает здесь первый раз, когда говорится о том, что старший брат Рюрик сел на княжение в Новгороде, а его младшие братья обосновались в городах, тянущих к волховской столице, и второй раз, когда речь идет о смерти Синеуса и Трувора и об установлении единовластия Рюрика.... Легко заметить двустороннюю направленность приведенного летописного отрывка: внутриволостную и межволостную. Что это означает?    Новгород, во-первых, заявлял о своих претензиях на господствующее положение в волости, поскольку издревле являлся средоточием верховной власти, распространявшей свое действие на соседние города и земли. Во-вторых, он объявлял города Верхней Волги находящимися в сфере своих интересов, то есть притязал на эти города. Такая политика Новгорода вытекала из конкретной исторической ситуации, сложившейся в конце XI — начале XII века.  К этому времени Новгород заметно продвинулся в приобретении самостоятельности и независимости от Киева. В городе укрепляется местный институт посадничества 25). Представители киевской власти вытесняются новгородскими «чиновниками». Так в Ладоге появляется новгородская администрация 26). Вместе с тем обостряются внутриволостные отношения с такими крупными городами Новгородской земли, как Псков и Ладога, которые тяготеют к отделению от Новгорода и образованию собственных волостей. Внешне стремление к суверенитету выражалось в попытках обзавестись у себя княжеским столом, что на короткое время удалось Пскову; там нашел себе приют князь Всеволод Мстиславич, изгнанный новгородцами. Военный конфликт произошел у Новгорода с Ладогой, о чем, возможно, говорит летописная запись: «Идоша в Ладогу на воину». Но самое замечательное состоит в том, что ладожане в начале XII в. создают свою версию Сказания о призвании варяжских князей, согласно которой Рюрик княжит сначала в Ладоге, а лишь потом переходит в Новгород 27)..... По наблюдению Рыбакова, «в русской исторической литературе XI в. существовали и боролись между собой два взгляда на происхождение Русского государства. Согласно одному взгляду, центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно другому — Новгород». Исторический труд, призванный «выдвинуть на возможно более заметное место в русской истории Новгород», — «Остромирова летопись», или шахматовский новгородский свод 1050 года, где впервые и было записано Сказание о призвании варягов 39). Принимая мысль Рыбакова, что «новгородское посадничье летописание» повествованием о призвании князей утверждало паритет Новгорода с Киевом в создании русской государственности 40), следует подчеркнуть и практическое значение этого, на первый взгляд сугубо исторического экскурса. Думается, оно заключалось в идеологическом обосновании борьбы Новгорода за независимость от киевских князей, распоряжавшихся новгородским столом и властно вмешивавшихся во внутреннюю жизнь местной общины.   Из «Остромировой летописи» легенда о призвании варягов перешла в «общерусское летописание», получив в XII в. «совершенно иное толкование». В Повести временных лет третьей редакции, осуществленной по инициативе Мстислава Владимировича, она «приобретала теперь новый смысл, более общий, как историческое объяснение происхождения княжеской власти вообще. Мстислав был вторично выбран новгородцами в 1102 г. Владимир был выбран в нарушение отчинного принципа Любечского съезда в 1113 г. Не исконность княжеской власти с незапамятных времен, как это было у Нестора, а всенародное избрание, приглашение князя со стороны — вот что выдвигалось на первое место. А что место действия переносилось из древнего Киева в окраинный Новый город, любезный сердцу Мстислава, это было не так уж важно» 41).  Не со всеми, однако, положениями Рыбакова можно согласиться. Несколько поспешным представляется тезис, будто в XII в. легенда о призвании варяжских князей получила «совершенно иное толкование». Правильнее было бы сказать, что содержание ее стало более емким и сложным, отвечая запросам не только Новгорода, но и Киева, не только новгородской, но и киевской общины. Легенда приобретает полифоническое звучание. Но самое, пожалуй, существенное заключалось в том, что она теперь в большей мере соответствовала исторической действительности, чем полвека назад. Если во времена Ярослава воля новгородцев («захотели они прогнать варягов-разбойников — и прогнали за море; захотели они призвать такого князя «иже бы владел нами и рядил на по праву» и призвали» 42)) была скорее желанной, чем реальной, то в начале XII в. наметился перелом в отношениях Новгорода с князьями, а к исходу 30-х годов данного столетия принцип свободы среди князей восторжествовал окончательно. В этих условиях Сказание о призвании князей-варягов превращается в своеобразный манифест политической вольности Новгорода. Сказание также декларировало приоритет Новгорода над Киевом в создании государственности на Руси, что во Введении к Новгородской Первой летописи младшего извода выражено словами: «Преже Новгородчкая волость и потом Кыевская» 43) Наконец, в ней проводилась идея «первородности» княжеской власти в Новгороде, ее независимости от Киева и других крупных волостных центров, пытавшихся влиять на замещение новгородского княжеского стола…. Этот летописный фрагмент дает ключ к пониманию мотива о новгородцах «от рода варяжска». Согласно ему, прародителями, родоначальниками новгородцев являются варяжские князья, почему «людье ноугородьци» и есть «от рода варяжска», хотя «преже бо беша словени». Эта головокружительная, исходя из современной логики, комбинация выдержана в нормах традиционного мировоззрения древних людей, склонных искать у истоков этнической или политической жизни племен, чужих и собственных, овеянные мифологией фигуры героев. Для новгородцев таковыми были варяги Рюрик, Синеус и Трувор, положившие начало их политического бытия с его особенностями, основанными на свободе призвания и изгнания правителей. Заметим, что здесь имеется еще одно противопоставление новгородцев киевлянам: первые — потомки Рюрика с братьями, вторые — Кия с братьями. Наряду с этим новгородские патриоты, выдумав трех братьев-родоначальников, уравняли Новгород с Киевом, чтившим память Кия, Щека и Хорива.    Такова идея новгородского рассказа о призвании варягов. Но этот рассказ был известен и киевлянам, истолковавшим его на собственный лад. Причины включения новгородского Сказания в Повесть временных лет исследователи объясняли по-разному. Согласно Лихачеву, это было сделано «печерским летописцем» для пропаганды единства и братства древнерусских князей, чтобы восстановить среди них мир. и согласие. Мавродин вслед за Грековым связывал использование легенды Сильвестром с целью оправдать вокняжение Владимира Мономаха в Киеве .   Более предпочтительным представляется мнение Рыбакова, согласно которому варяжская легенда, помещенная в Повесть временных лет, проводила идею «всенародного избрания, приглашения князя со стороны», противопоставленную мысли об «исконности княжеской власти с незапамятных времен», каковой придерживались прежние летописцы….. Появление легенды в Киевском своде, по нашему убеждению, обусловливалось переменами в характере княжеской власти. Менялось положение князя в обществе, он превращался в орган общинной власти, пиком выражения которой являлось народное собрание — вече, то есть сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. В основе этих изменений лежал процесс образования волостей-земель, или городов-государств, ще князю хотя и отводилась весьма существенная роль верховного правителя, но подотчетного вечевому собранию. Перемены происходили постепенно, исподволь. Однако их результаты зримо уже обозначились в киевских событиях 1068—1069 гг., когда горожане изгнали князя Изяслава, а на его место избрали Всеслава Полоцкого 50). Обстоятельства появления в 1113 г. на киевском столе Владимира Мономаха еще показательнее. Он приехал в Киев по решению местного веча, которое пригласило его к себе на княжение. С Владимира Мономаха начинается, вероятно, систематическая практика избрания (приглашения) князей киевским вечем. Сын Мономаха прошел также через избрание, о чем можно судить по словам новгородского летописца: «Преставися Володимирь великыи Кыеве, сын Всеволожь; а сына его Мьстислава посадиша на столе отци». А через два десятилетия князья садятся в Киеве уже «на всей воли» киевлян 51). Случалось, конечно, князья захватывали киевский стол с помощью силы. Но «кияне» с ними плохо уживались, ожидая удобного момента, чтобы выдворить из города неугодных правителей. Ко времени призвания в Киев Владимира Мономаха в общественном сознании киевлян созрела идея о вечевом избрании князей как естественном и законном способе их замещения. Она вошла в противоречие с принципом, выработанным князьями в 1097 г. на Любечском съезде: «Кождо да держить отчину свою» 52). Договоренность князей осталась пустым звуком. Возобладало народное призвание, борьба за утверждение которого велась не только на вечевых площадях, но и на страницах летописей. Чтобы оправдать новьш порядок, надо было освятить его стариной."

Окончание цитаты в следующем ответе. Все не помещается.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: А был ли мальчик? История с историей про Рюрика
Ответ #679 - 09.09.2015 :: 17:28:10
 
Богатырев Артур писал(а) 08.09.2015 :: 16:17:08:
Вот и цитируйте, только внятнее.


Продолжаю цитировать Фроянова:

"Легенда о призвании варягов хорошо подходила для этого. По Рыбакову, «было не так уж важно», что «место действия переносилось из древнего Киева в окраинный Новый город» 53). Наоборот, для киевских идеологов очень важно было то, что события начинались в Новгороде, куда прибыли «призванные» князья и откуда потом они перебрались в Киев. Только таким образом удалось бы показать пришлость князей, стороннее происхождение княжеской власти в Киеве. Для этого также потребовалось затушевать местную княжескую династию, ведущую родословие от Кия, что и было сделано в сцене появления Аскольда и Дира в Киеве…. Под пером летописца княжеская власть в Киеве оказывается не только пришлой, но и запятнанной кровью: Олег, приплывший из Новгорода, коварно убивает Аскольда и Дира, садясь на княжение. По этике древнерусского общества времен составления Повести временных лет такое средство вокняжения являлось безнравственным, противоречащим христианским заповедям и морали.   Итак, для того, чтобы провозгласить право вечевого приглашения и избрания князей, киевскому летописцу пришлось отказаться от идеи исконности и непрерывности княжеской власти в Киеве с незапамятной поры 55), а также бросить тень на ее «учредителей»…. Полагаем, «точка зрения управляемых» отражалась также в летописных сводах XII в., примером чего и служит Сказание о варягах в составе Повести временных лет, независимо от того, кому мы обязаны включением ее в летопись — игумену Ивану, иноку Нестору, игумену Сильвестру или безымянному третьему редактору памятника.
        Выдвигая на первое место «всенародное избрание, приглашение князя со стороны» (Рыбаков), киевские идеологи, опиравшиеся для этого на варяжскую легенду новгородского происхождения, поневоле уступали Новгороду первенство в создании государственности на Руси 57). Отсюда и пошли впоследствии разговоры о старейшинстве Новгорода над Киевом. Но диалектика жизни обращала данную уступку к выгоде для Киева, освоенного Рюриковичами в качестве главной своей «резиденции», названной ими «матерью градов русских», что давало киевской общине основание направлять в Новгород князей и тем самым ставить его в зависимость от себя". (И.Я. Фроянов Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов)

Т.е как видим, по версии Фроянова заимствованная из Новгорода легенда отвечала запросам как Новгородцев так и Киевлян. Далее посмотрим что пишет Мельникова.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 32 33 34 35 36 ... 44
Печать