Kaviko
|
Линкор – это, по сути, плавучая батарея крупнокалиберных орудий, которая может расстрелять портовый город или караван судов. И уж тем более любой корабль классом ниже, у которого орудия меньше калибром и не имеют такого радиуса поражения. Конечно, для эсминцев и крейсеров напрашивается вариант: на скорости подойти к линкору как можно ближе и навязать бой на малой дистанции. Однако, линкоры не ходят по одному, а в конвое с кораблями классом ниже, которые защищают линкор от подводных лодок и малых кораблей. К сентябрю 1939 г. германский флот насчитывал около 160 тыс. человек личного состава и 107 боевых кораблей основных клас¬сов, в том числе 2 линкора, 3 броненосца, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, 22 эсминца, 12 миноносцев, 57 подводных лодок. В течение 1939 — 1945 гг. было закончено постройкой 2 линкора, 2 тяжелых крейсера, 18 эсминцев, 36 миноносцев и около 1100 подводных лодок. В 1939г. теми двумя линкорами у Германии были «братья-близнецы» «Тирпиц» и «Бисмарк». Их вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло на равных противостоять любому линейному кораблю. Во время своей службы они были крупнейшими линкорами в мире, а тип «Бисмарк» остаётся третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») типом линкоров за всю историю. Судьба их была печальна. «Бисмарк» совершил единственный боевой поход, в ходе которого затопил британский линейный крейсер «Худ» - по сути, такой же линкор с таким же набором восьми орудий 381 мм, и сильно повредил крейсер «Принц Уэльский». Удивляет, что «Бисмарка» выпустили в море с единственным кораблём сопровождения – тяжёлым крейсером «Принц Евген», причём из-за тумана они потеряли друг друга. Британский флот имел радар, и поэтому настиг «Бисмарка» и затопил. «Тирпиц» участвовал в трёх боевых походах. Во время первого суда конвоя вообще не были обнаружены (кроме отставшего лесовоза «Ижора», который был потоплен эсминцем конвоя). Целью второго похода был тот самый печально известный конвой PQ-17, который был рассосредоточен, и его расстреливали другие корабли – «Тирпиц» опять вернулся на стоянку. При возвращении был атакован подводной лодкой Лунина. Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. В документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится. В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела). Несколько раз «Тирпиц» получал повреждения во время вражеских атак, из-за которых был вынужден уходить на ремонт на многие месяцы. В конечном итоге его разбомбили пятитонными бомбами прямо на стоянке. Удивительно: всего один полноценный боевой поход, а несколько лет сковывал весь флот наших союзников в Северном море! Линкорами у Германии считаются также три корабля класса «Дойчланд»: «Дойчланд», «Адмирал граф Шпее» и «Адмирал Шеер». Артиллерию главного калибра составляли шесть 283-мм орудий SK L/52 C28, размещенные в двух бронированных башнях — одна в носу, одна в корме. «Дойчланд» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Крейсерство оказалось малоудачным — после потопления двух судов общим тоннажем около 7000 брт, 15 ноября 1939 года корабль был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолёта. В начале 1940 года тяжёлый крейсер «Дойчланд» был переименован в «Лютцов» (Lützow) в связи с продажей в СССР недостроенного тяжёлого крейсера «Лютцов» типа «Адмирал Хиппер». В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, действуя против Осло, и 9 апреля получил 3 попадания 150-мм снарядов в ходе дуэли с береговыми батареями. При возвращении домой 11 апреля 1940 года был атакован британской ПЛ «Спирфиш» (англ. Spearfish) и получил торпедное попадание в кормовую часть. После ремонта 13 июня 1941 года пытался прорваться в Атлантику, но был повреждён торпедой с британского самолёта. После продолжительного ремонта «Лютцов» перешёл в Тронхейм, далее в Нарвик. Выходил в море для атаки конвоя PQ-17, но попал в навигационную аварию — столкнулся с грунтом. 31 декабря 1942 года совместно с тяжелым крейсером Admiral Hipper атаковал в Баренцевом море британский конвой JW-51B, направлявшийся в СССР. Британский эскорт конвоя, состояший из легких судов, успешно отразил атаку, что вызвало гневную реакцию Гитлера, едва не окончившуюся ликвидацией всех тяжелых единиц надводного флота Германии. Намечавшееся участие в операции против Шпицбергена в сентябре 1943 года было сорвано неполадками с дизелями. В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль. После очередного ремонта числился учебным кораблём, а затем был включён в состав 2-й боевой группы, оказывавшей огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике. 16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск был 4 мая 1945 года взорван экипажем. До своей гибели в гавани Монтевидео 17.12.1939г. «Адмирал граф Шпее» серьёзно досадил англичанам, успев потопить одиннадцать торговых судов, действуя, опять-таки, в одиночку. Во время последнего боя повредил лёгкий крейсер «Аякс». И, наконец, третий линкор, «Адмирал Шеер», самый удачливый. 23 октября «Адмирал Шеер» вышел из Готенхафена (Гдыня) и направился в Ставангер. 28 октября он прорвался в Атлантику через Датский пролив, а 5 ноября потопил свою первую жертву — британское судно «Мопан». В тот же день разведывательный самолет «Арадо-196» заметил конвой. В начале войны трансатлантические конвои охранялись эсминцами лишь в последние три дня пути. Считая, что конвой идет без охранения, Кранке решил атаковать его. Однако в охранении конвоя шел «Джервис-Бэй» — вспомогательный крейсер, переоборудованный из пассажирского судна. Несмотря на то, что вооружение британского крейсера состояло лишь из 6 устаревших орудий, он вступил в неравный бой и был потоплен. «Адмиралу Шееру» потребовалось около часа, чтобы потопить «Джервис-Бэй», что дало время остальным судам рассредоточиться. В результате «Адмиралу Шееру» удалось потопить лишь 5 судов из 37. Эта атака вызвала изменения в действиях Адмиралтейства. В США были закуплены эсминцы с достаточным запасом хода для пересечения Атлантики, кроме того, в охранение конвоев стали включаться авианосцы. В следующий раз «Адмирал Шеер» вышел в море 2 июля 1942 г., имея приказ перехватить печально известный конвой PQ-17. Перехватить конвой крейсеру не удалось и он был направлен в Северный Ледовитый океан для перехвата последующих арктических конвоев и обеспечения военного присутствия кригсмарине в регионе. 25 августа 1942 года им была обстреляна советская метеорологическая станция на мысе Желания. В тот же день «Адмирал Шеер» потопил в бою советский ледокол «Александр Сибиряков», но не смог обнаружить проходивший в этом районе конвой. «Александр Сибиряков» успел связаться со станцией в Диксоне и предупредить их об опасности. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Когда «Адмирал Шеер» выдвинулся для обстрела Диксона, стоявшие на рейде Диксона суда, сторожевой корабль СКР-19 («Дежнёв») и пароход «Революционер», а так же береговая 152-мм батарея, открыли ответный огонь и причинили крейсеру значительные повреждения (три подтверждённых прямых попадания 152-мм снарядов). «Адмирал Шеер» семь раз возобновлял бомбардировку, временами отходя в море и ставя дымовую завесу от огня береговых батарей, выпустив по острову всего 77 снарядов главного калибра. «Дежнёв» и «Революционер» получив повреждения, смогли самостоятельно дойти до Дудинки для ремонта. Крейсер вернулся в Вильгельмсхафен, не обнаружив ни одного советского конвоя. Неудачные действия надводного флота вызвали гнев Гитлера и смещение с поста командующего кригсмарине Э. Редера. Вместо него командующим был назначен К. Дёниц, убежденный сторонник подводной войны. Однако новый командующий попытался активизировать действия флота. Но 26 декабря 1943 года при попытке атаковать британский конвой был потоплен линейный крейсер «Шарнхорст». Вследствие этого, а также растущей нехватки ресурсов, операции надводного флота были свёрнуты. Осенью 1944 года корабль оказывал артиллерийскую поддержку отступающим немецким войскам. В начале 1945 года крейсер неоднократно обстреливал прибрежные позиции Красной Армии, однако из-за износа орудийных стволов в марте был вынужден стать на ремонт в Киле. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года в ходе налета более 300 самолетов британской авиации на верфи в Киле «Адмирал Шеер» был атакован авиацией, перевернулся и затонул в доке. Бо́льшая часть экипажа находилась на берегу, но 32 человека на борту погибли. Однако, если учесть, что все восемь линкоров 6-го флота США были потоплены японскими самолётами с авианосцев прямо на своей стоянке в Перл-Харборе, то результативность немецких линкоров на их фоне выше всяких похвал.
|