@
ayoeТак уж получилось, что две предыдущие недели провел в больнице, а потому так запоздало отвечаю.
Цитата:Некий Дьяконов, известный лингвист, а не хеттолог или египтолог
По указанной ссылке:
«И́горь Миха́йлович Дья́конов (12 января 1915, Санкт-Петербург — 2 мая 1999, Санкт-Петербург) — российский востоковед, историк, специалист по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока, теоретической истории, теории социальной эволюции»
А какие черты отличают историка от «хеттолога» или «египтолога»?
Цитата:Все что пишется верно, только ваши комментарии к этим словам не соотвествуют действительности.
Вы знаете, чем отличается богослов от историка? Тем, что богослов изучает библию, а историк – реальность. Поэтому меня мало интересуют устоявшиеся мнения или теории, важнее всего действительность. А действительность того времени такова, что после Кадеша и почти пятнадцатилетней войны, Рамзес II добился своих целей, а хетты, поджав хвосты, откатились от египетских границ... а потом и вовсе исчезли, а вот Египет остался.
Цитата:Битва при Кадеше было единственным крупным сражением с хеттами, после которого контроль над регионам перешел к последним, факты этого я уже приводил.
Я тоже привел факты. Повторить?
Цитата:Не известен размер потерь обоих сторон, поэтому оценки могут носить лишь личностный характер.
Всё так или иначе имеет «личностный» характер. Например, египетские историки, описавшие битву при Кадеше, и которым ни вы, ни я до конца – не верим. А потери? Я так думаю, что войска понесли примерно равные потери. Обратимся к фактам: каждый из отрядов Рамзеса состоял из пяти тысяч воинов. Нам известно количество хеттских колесниц, которые участвовали в битве – 3800. С учетом вашего замечания о составе хеттской колесницы, общее число воинов тогда составляло около десяти-одиннадцати тысяч человек.
Второй отряд фараона был полностью рассеян. Замечу не уничтожен, а именно рассеян. Поэтому вполне возможно предположить, что убитыми египтяне потеряли от 50 до 70 процентов его состава, то есть от двух до трех тысяч. Первый отряд понес также потери, но, с одной стороны, довольно быстро восстановил боевые порядки, с другой стороны: именно этот отряд вынес основной удар хеттов. Его потери с учетом плотной битвы навряд ли превосходили пятьдесят процентов от общего состава, то есть примерно две с половиной тысячи воинов. Потери третьего отряда были минимальны, так как он ударил фактически в тыл хеттам, а четвертый отряд довершил разгром хеттских колесниц. Если учесть, что часть хеттов всё же спаслась, перебравшись через бурную реку, то их потери составили примерно шесть-семь тысяч воинов. У египтян примерно шесть тысяч. Или с учетом ошибки указанных оценок, также может быть около семи тысяч. Однако, важно другое. Фараон сумел сохранить костяк своей армии, в то время как хетты потеряли самые боеспособные части.
Наконец, десять тысяч хеттов не смогли справиться лишь с пятью тысячами египтянами?! Это говорит либо о слабости хеттского военного искусства, либо о мужестве египтян, сумевших выйти из казалось бы обреченного положения. Разве не в этом заключается талант военного предводителя, который выстоял в безнадежной ситуации и добился если не победы, то заслуженной ничьи?
Цитата: Т.е. все его величие заключалось в том, что сунувшись в Сирии он потерял счасть египетской территории и некоторых своих союзников
Я не вижу, на основе каких фактов, вы делаете этот вывод. Или вы читаете только свои посты?
Цитата: Смешно, в эпоху Нового царства наемники составляли ударную силу египетского войска, что говорить если даже гвардия Рамсеса состояла из наемников.
Смешно другое, что вы как историк, совершенно не задумываетесь над самыми простыми вещами, например: в чем, собственно, заключалось «наемничество» египетских войск? Им что, платили в долларах или тогда в местной валюте за службу?
Цитата:Т.е. государство контролирующее Малую Азию в течении 600 лет, по вашему являлась сбродом и не оставила культурного наследия. И это пишет человек ничего не знающей об их истории
А вы египтолог или хеттолог? Но даже в том случае, если это и так, лично я не увидел в приводимых вами данных какой-то глубины, ни исторической, ни интеллектуальной. Уж извините за грубость: какой посыл, такой и ответ.
Наконец, мы не пишем с вами учебник по истории, а только рассуждаем и анализируем, а также пытаемся понять, насколько наши суждения верны… начиная хотя бы с обычных понятий.
Например, понятие «хеттское государство». Мне чужда «фоменщина», но мозги нам даны, чтобы думать, а не просто запоминать. Меня насторожила одна деталь, когда изучал материалы о битве при Кадеше. Хетты имели фактически в боеспособной состоянии только соединения колесниц, которые принимали участие в битве. Большая же часть войска, а это примерно, в два, два с половиной раза больше воинов на колесницах, состояла из боевых контингентов совершенно разных племен, которые, возможно, и не понимали друг друга (в смысле говорили на разных языках). И которые хетты так и не решились ввести в бой. А ведь достаточно было перейти реку по тому же броду, по которому прошли колесницы, разделить пехоту на две части, блокировать подход четвертого последнего отряда фараона, а другой частью добить египтян… Очевидно? Вполне. Однако, хетты так и не ввели в бой пехоту, довольствуясь наблюдением как резали их колесницы.
Есть ещё одна деталь битвы, которая вызвала у меня ранее указанные мысли. После первого удара, оказывается, хетты вполне могли добить египтян, но они предались грабежу убитых и лагеря (?!) противника. Откуда взялся лагерь у египетских историков, мне лично – не понятно. Ну, да дело не в этом, а в том, что хетты представляли собой далеко не организованное и не дисциплинированной войско даже лучшей своей боевой части.
Тогда я обратился к Инету, и стал собирать доступную информацию. Чтобы не вбухивать все найденные ссылки, ограничусь сначала тем, что у многих историков, изучавших то время в отношении хеттского государства фигурирует прилагательное «рыхлое». Рыхлое государство, просуществовавшее, кстати, четыреста, а не шестьсот лет?! Впрочем, время для меня не критично. А важно другое:
1. Хетты имели два вида письменности: клинописную и иероглифическую. Странная деталь для столь древнего государства, когда письменность вообще была редкостью. А тут аж два вида. Но больше всего удивляет так называемая «аллография», на мой взгляд – совершенно кабинетный термин историка. Это когда слова писались на одном языке, но при чтении якобы заменялись другими «родными» словами. О чем это всё говорит, если мыслить просто и реально, а не увлекаться категорийными понятиями – хетты не имели своей собственной письменности, но использовали представителей тех народов, которые эту письменность имели. Причем использовались как шумерские традиции (или какие-нибудь народы или племена), так и иероглифическую египетскую письменность. А за четыре-шесть веков своего существования хетты так и не выработали единую письменность и литературу. И ещё одна деталь:
«В 1919 г. Э. Форрер сделал сообщение о своем открытии: в клинописных текстах из Богазкёя можно выделить восемь различных языков. С тех пор много говорилось о многоязычном характере хеттской империи».
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st024.shtmlО чем это говорит? Да просто о том, что историкам удобно рассматривать хеттов как якобы единое государственное образование. На самом же деле, уникальность хеттов заключается в том, что на протяжении долгого времени существовал лишь некий союз племен. Его государственность представляла собой уникальную по своей тягучести природу. И тем более нельзя говорить об этих племенах как о едином народе. Загадки хеттов нужно решать, а не втискивать в удобный категорийный аппарат понятий. Указанная работа Герни О.Р. интересна тем, что в ней указываются реальные ссылки на археологические и древние тексты. Кстати, автор считает, что хетты победили при Кадеше. Вот жалко, что в отличие от вас, с ним поспорить – нет физической возможности.
2. Политическая структура общества была вроде основана на власти царя. Однако, отметим здесь два момента. Первый: статус царицы. Самостоятельность супруги просто поражает своими правами. Фактически, царская власть делилась между царем и царицей, носила двойной характер. Второй момент: многими историками отмечается большая роль совета старейшин, который к XIII-XII векам чуть ли не превратился в главный демократический и военный орган управления.
3. Структура хеттского государства, как было указано выше носила «рыхлый» характер, не поддается четкой классификации. Допускается даже, что хетты имели феодальную структуру власти, причем эта версия встречается наиболее часто как в исторических, так и в популярных статьях. С моей точки зрения, так называемое «хеттское государство» походило на текучий во времени союз племен, где зачастую вчерашние враги, становились союзниками и, наоборот. Наконец, существование отдельных хеттских племен отмечено вплоть до VII-VI веков д.н.э. Странная живучесть осколков «государственности». Да ещё в регионе, где постоянно шло смешение, замещение и вытеснение народов.
Жалко, конечно, что всё сказанное является оффтопом. Но, думаю, что бывают темы, которые то разрастаются, то ссужаются и открывают нам порой интересные загадки истории, а также наше восприятие её.