Алекс Ф.
Новичок
Вне Форума
Сообщений: 2
|
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #525 - 23.11.2010 :: 22:58:10
Предлагаю собственную гипотезу о происхождении "доваряжского" (т. е. звучавшего ещё до Рюриковых времен и не связанного поэтому с общеизвестным "руотси") термина "рос" (или "рус"). Переношу сюда несколько измененный текст, опубликованный на другом форуме. Я исхожу из двух если не аксиом, то довольно вероятных предположений. Первое заключается в том, что этот термин был "блуждающим". То, что идентично или созвучно ему, встречается в источниках (считанных по количеству) в связи с очень разными общностями и географическими районами: росы или русы "новгородского" князя Бравлина (общность, жившая, скорее всего, на территории южной Украины, если они напали на Сурож), славянские купцы, упомянутые Ибн-Хордадбе (жившие, видимо, севернее, если везли товары из "самых отдаленных" по мусульманским меркам краёв), каганат, находившийся, наверное, в северных землях, поскольку там служили "свеоны" (хотя это не доказательство: варяги и в Византию нанимались...), "роусьскые" письмена в Херсонесе (опять юг) и, наконец, роксоланы-росомоны (степная, сарматская сфера). Именование это не было, я полагаю, жестко закреплено за той или иной этнической группой или местностью. Поэтому мне не кажется логичным ни возведение этого термина к небольшой киевской речке, ни связывание его с чем-то вроде "рухс" ("белый" по-осетински") или романского корня "красный". Ведь он в любом из упоминаний прилагался к людям, которые по антропологическим особенностям, включая цвет волос, вряд ли могли сильно отличаться от соседей (а названия даются обычно по броским отличительным характеристикам). Теперь второе положение, из которого я исхожу: термин был - ввиду той же самой незакрепленности его за конкретной этнической общностью, - скорее всего, "функциональным", связанным с ситуацией, в которой находилась общность, и с характером отношений между нею и окружением. С этими соображениями хорошо согласуется мысль о том, что термин "рос" связан с индоевропейским корнем "ЦАРСКИЙ" ("REX"; причём специалисты считают, что индийское "раджа" имеет те же истоки). Иными словами - правящая общность, та, из которой происходит царь и которой другие, политически зависимые от неё, платят дань... Фонетически здесь всё логично. Звукосочетание "кс" свойственно не столь уж многим языкам и при модификации, например, греческих и латинских терминов даже на очень родственных, происходящих от латыни языках, часто аннулируется: Александр - итал. Алессандро, "crux" - исп. крус (крест), а в славянском случае Феникс - Финист. Принципиальную же возможность такого именования общности мы видим у Геродота (кн. "Мельпомена", параграф 71), который пишет о "царских" скифах: когда умирает царь, процессия с его телом объезжает все подвластные племена, которые, выражая свою скорбь, "поступают так же, как и царские скифы". Правда, в параграфе 6 сказано, что скифский термин, означавший "царские" - , - "сколоты", а не "росы" или что-то похожее. Но я здесь говорю о самой логике именования, а не о специфическом термине. Дам несколько дополнительных соображений и наблюдений В "Илиаде", в песни десятой ("Долония"), трижды упоминается союзный троянцам фракийский царь РЕЗ (а по-гречески, наверное, РЕС, так же, как в греческом звучании Тесей, а не Тезей). Этого Реса убивает во сне, вместе в его двенадцатью воинами, Диомед, прокравшийся ночью в троянский стан вместе с Одиссеем, и уводит его белоснежных коней... Если вдуматься, имя "Рес" - абсолютно не грекоязычное (при том, что в троянском цикле и троянцы, и ликийцы, и "эфиоп" Мемнон носят звучащие совершенно по-гречески имена). Ни одно греческое имя не начиналось с "Р" (Радамант" - это что-то иноязычное по истокам). Так вот, не является ли это "Рес" нарицательным "царь", переосмысленным в качестве имени? Если так, то перед нами термин "властитель", фонетически почти тождественный слову "рос". Далее, у Н. А. Куна ("Легенды и мифы древней Греции", Москва, 2002, стр. 85-86) приводится сказание о Триптолеме, научившем людей земледелию. Его якобы пытался убить скифский царь Линх, желавший присвоить лавры учителя земледелия себе, но Деметра наказала его, превратив в РыСь. Мы видим миф со смешанными, греко-скифскими, мотивами. Логично предположить, что у него, если так, смешанные истоки, и был некий исходный скифский миф, детали которого отразились в данном предании. В чём он мог заключаться? Вероятнее, всего, у скифов-земледельцев было своё, независимо возникшее, предание о царе-учителе, и в рамках этого предания Линх был превращён в рысь без всякой вины, просто потому, что так ему, по тотемистической логике, полагалось (совершенно аналогично греческому Кадму, который ведь был превращён, по тому же самому тотемистическому принципу, в змея после того, как выполнил свою миссию). Греки, у коих была своя версия того, как было освоено земледелие, услышав от скифов эту байку, перетолковали её на известный нам лад... Если эти соображения верны, то, значит, рысь была у скифов-земледельцев ЦАРСКИМ тотемом; и, может быть, в знакомом нам именовании этого животного (содержащем те самые две согласные) отозвался интересующий нас корень. Теперь я вынужден упомянуть этрусков, и, делая это, испытываю, если честно, некоторую неловкость - настолько их уже задолбали. Но меня интересует только их самоназвание - "РАСена", при том, что этруски были индоевропейским народом, и праязыковые основы у них были соответствующие. Если задуматься о возможном значении этого самоназвания и учесть, что некоторые древние римские цари (кажется, даже бОльшая часть их) происходили из этрусков, то это ещё один случай очень вероятного использования частицы, почти идентичной интересующему нас термину, в значении "царские" (народность, из которой происходят цари). Если вернуться к Геродоту, то у него слово "царские" в применении к скифам встречается в двух местах, которые я уже указал. Дело, однако, в том, что в первом случае (параграф 6) Геродот пишет "Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими", а во втором (параграф 71) различает "царских" и остальных. Можно, конечно, было бы предположить, что эти остальные - вообще не скифы; но, судя по рассказу о войне с персами и о попытках скифов заключить союз с окрестными народами ("Мельпомена", 102-119), эти последние не были подвластны скифам, а значит, не были обязаны воздавать посмертные почести скифским царям... Так что, скорее всего, среди самих скифов было некое деление на "царских" и прочих. И я не уверен, что обобщённое "царские" в 6-ом параграфе и "эксклюзивное" в 71-ом являются переводами одного и того же скифского слова. В первом случае - "сколоты", а во втором - как знать, не "росы" ли или нечто отчасти созвучное. На мой взгляд, этот "блуждающий" термин, имевший хождение в восточноевропейских краях, в 9-ом - 10-ом веках "слился" с финским "руотси" благодаря созвучности этих совершенно разных по истокам этнонимов.
|