Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 10
Печать
Основные признаки русской цивилизации в допетровской России (Прочитано 80223 раз)
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #120 - 08.02.2011 :: 18:41:40
 
Leksandra писал(а) 08.02.2011 :: 16:45:22:
во времена иоакима

В те времена никакого "покровительства" не было. Более точный вариант - "не давили".

Leksandra писал(а) 08.02.2011 :: 16:45:22:
от подушного сбора да от рекрутчины только водкой и спасаться..

@
oberon уже отметил, что основной массы народа "просвещение" не коснулось. Что же до "спасения" от подушной подати и рекрутчины (это, к слову, вовсе не признаки "европейского просвещения", а просто государственная политика), то спасались от них бегством, но никак не водкой.

@
oberon
Я бы все же не стал бы преувеличивать масштабы пьянства ни в XVII, ни в XVIII столетии. Заметки иностранцев все же не стоит слепо доверять (к тому же среди них, по-моему, много язвенников было  Смех). И по отдельным данным тоже не спешил бы с выводами - указания о пьянстве тех, кто не платит подати, к примеру, встречались в записках А.И. Остермана, однако при проверках выяснялось, что дело не в пьянстве, а неумелой организации дела отдельными помещиками (см. Бондаренко В.Н. Очерки финансовой политики Кабинета Министров Анны Иоанновны. М., 1913).
Думаю, что XVII столетие в этом плане от XVIII не особо отличалось.
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #121 - 08.02.2011 :: 19:12:40
 
Nslavnitski писал(а) 08.02.2011 :: 18:41:40:
@oberon
Я бы все же не стал бы преувеличивать масштабы пьянства ни в XVII, ни в XVIII столетии. Заметки иностранцев все же не стоит слепо доверять (к тому же среди них, по-моему, много язвенников было). И по отдельным данным тоже не спешил бы с выводами - указания о пьянстве тех, кто не платит подати, к примеру, встречались в записках А.И. Остермана, однако при проверках выяснялось, что дело не в пьянстве, а неумелой организации дела отдельными помещиками (см. Бондаренко В.Н. Очерки финансовой политики Кабинета Министров Анны Иоанновны. М., 1913).
Думаю, что XVII столетие в этом плане от XVIII не особо отличалось.


Конечно слепо доверять иностранцам не следует, но пьянство как социальный порок все таки было. По подсчетам Ключевского при Екатерине II (начало ее правления) все налоговые поступления, если их разделить на все население России составляли 1 рубль 20 копеек на душу в год. Доходы от продажи водки пересчитанные таким же образом составляли 60 копеек на душу в год.  У нас привыкли рыдать о невыносимой доле крестьянина у которого злыдни-эксплуататоры отбирали все до последней полушки.  О том что причиной бедности крестьян были их пьянство и лень  скромно умалчивалось.
С этой точки зрения плач "православных" авторов  по порушенной средневековой "духовности"  и "нравственности" отдает порядочным лицемерием.   

Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #122 - 09.02.2011 :: 06:24:44
 
oberon писал(а) 08.02.2011 :: 19:12:40:
С этой точки зрения плач "православных" авторовпо порушенной средневековой "духовности"и "нравственности" отдает порядочным лицемерием.


А ее не было, этой нравственности?.. Мы только бухали, пока к нам свет цивилизации европейской не проник?..
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #123 - 09.02.2011 :: 06:27:19
 
oberon писал(а) 04.02.2011 :: 14:38:49:
Патриарх Иоаким, добившийся запрета на "учителей и книги",старообрядцем никаким боком не был. Он этих старообрядцев на кострах жарил.


Случаи сожжения старообрядцев?.. Э...

oberon писал(а) 08.02.2011 :: 17:10:16:
Их жизнь протекает следующим образом: утром они стоят на базарах примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить; после этого времени уже невозможно привлечь их к какому-либо делу


Плачущий, а города и засеки противокочевые строят по ночам, чтоб не запалиться...
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #124 - 09.02.2011 :: 06:31:54
 
Цитата:
«Германия зачумлена пьянством»


Мартин Лютер.

Цитата:
«Мои прихожане каждое воскресенье смертельно все пьяны».


Уильян Кент.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #125 - 09.02.2011 :: 06:35:54
 
Цитата:
«Пишут… не историю, а язвительную и шутейскую песнь. Наши пороки, несовершенства и природные недостатки преувеличивают и говорят в десять раз больше, чем есть на самом деле, а где и нет греха, там его придумывают и лгут».


Юрий Крижанич, 17 век. Не русский, хорват.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #126 - 09.02.2011 :: 09:45:17
 
Nslavnitski писал(а) 08.02.2011 :: 18:41:40:
@ oberon уже отметил, что основной массы народа "просвещение" не коснулось.

да петр сам со своими проникнутыми европейским духом товарищами квасил так, как никто из русских царей ни до ни после него (может за исключением Петра3)
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #127 - 09.02.2011 :: 10:23:45
 
Leksandra писал(а) 09.02.2011 :: 09:45:17:
Nslavnitski писал(а) 08.02.2011 :: 18:41:40:
@ oberon уже отметил, что основной массы народа "просвещение" не коснулось.

да петр сам со своими проникнутыми европейским духом товарищами квасил так, как никто из русских царей ни до ни после него (может за исключением Петра3)

А пьянство - это как раз нерусский показатель, к примеру, в Литве квасили намного серьёзнее, в смысле в княжестве Литовском.
Наверх
 
Todd
ReadOnly
+++
Вне Форума


По брови в крови...такая
работа

Сообщений: 7895
Скандинавия
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #128 - 09.02.2011 :: 10:53:33
 
Ярослав Стебко писал(а) 09.02.2011 :: 10:23:45:
А пьянство - это как раз нерусский показатель, к примеру, в Литве квасили намного серьёзнее, в смысле в княжестве Литовском.

Вы там были?
Наверх
 

Молодец, получишь сахар Смайл
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #129 - 09.02.2011 :: 12:11:59
 
oberon писал(а) 08.02.2011 :: 19:12:40:
О том что причиной бедности крестьян были их пьянство и леньскромно умалчивалось.

Уникальный народ, однако - 300 лет спивается, никак спиться не может...
Попробуйте обосновать (на основе документальных данных) тот тезис, что я выделил?

Leksandra писал(а) 09.02.2011 :: 09:45:17:
да петр сам со своими проникнутыми европейским духом товарищами квасил так, как никто из русских царей ни до ни после него (может за исключением Петра3)

Много - это  как? (насчет Петра III - "улыбнуло" - он-то как раз в этом деле был замечен куда в большей степени, нежели в делах государственных, в отличие от своего дедушки. Но это уже "оффтоп").

Да, а каким образом сия Ваша мысль относится к утверждению, что крестьян "европейское просвещение" не коснулось?
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #130 - 09.02.2011 :: 13:23:37
 
--



Наверх
« Последняя редакция: 09.02.2011 :: 13:38:47 от oberon »  
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #131 - 09.02.2011 :: 13:31:29
 
Nslavnitski писал(а) 09.02.2011 :: 12:11:59:
Много - это  как?

на заседаниях всепьянейшего собора мне побывать не удалось, к сожалению.. но "хмельницкий", по-видимому, там лился рекой..

Nslavnitski писал(а) 09.02.2011 :: 12:11:59:
Да, а каким образом сия Ваша мысль относится к утверждению, что крестьян "европейское просвещение" не коснулось?

это все к тому, что просвещенные люди не становятся более нравственными и дисциплинированными уже из-за одного только приобщения к высокой иноземной культуре. одетые в немецкие камзолы сподвижники "преобразователя" оказались не меньшими взяточниками и казнокрадами, чем их бородатые предшественники, так что вопрос весьма спорный
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #132 - 09.02.2011 :: 13:35:12
 
Nslavnitski писал(а) 09.02.2011 :: 12:11:59:
oberon писал(а) 08.02.2011 :: 19:12:40:
О том что причиной бедности крестьян были их пьянство и леньскромно умалчивалось.

Уникальный народ, однако - 300 лет спивается, никак спиться не может...
Попробуйте обосновать (на основе документальных данных) тот тезис, что я выделил?

Ну например:

А.С. Ермолов, описывая продовольственную ситуацию в неурожайном, а для некоторых губерний и голодном 1906 г., специально останавливается на факте «печальном и как бы противоречащем тому, что говорится о поголовной народной нищете, об остром и всеобщем голодании в пострадавших от неурожая губерниях. Это именно, не сократившееся, а местами даже возросшее потребление вина, поглотившее, невзирая на постигшее население бедствие, громадные суммы народных денег» (Ермолов, 1909, т.1: 417)
Он, в частности, приводит данные о поступлении питейного дохода за 12 месяцев 1906–1907 г. в сравнении с двумя такими же предшествующими периодами по наиболее пострадавшим от голода 12-ти губерниям: Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тульской и Уфимской.
За период с 1 мая 1906 г. по 30 апреля 1907 г. от казенной продажи питей поступило дохода 130 505 тыс.руб., за тот же период 1905–1906 г. – 129 943 тыс.руб., за тот же период 1904–1905 г. –115 454 тыс.руб. соответственно. Следовательно, за голодный год население истратило на водку в этих бедствовавших губерниях на 562 тыс.руб. больше, чем в предыдущий год, и на 15 051 тыс.руб. больше, чем за такой же период 1904–1905 г. ((Ермолов, 1909, т.1: 418)
Ермолов резюмирует: «В кампанию 1906–1907 гг. было израсходовано на ссудную помощь населению в тех 12-ти губерниях, о которых здесь идет речь, 128 329 т.р. Пропито же в них за 12 мес., с 1 мая 1906 г. по 30 апреля 1907 г. вина на сумму 130 505 т.р., т. е. на 2 176 т.р. более той суммы, которую население в этих губерниях получило за предохранение его от голода и на обсеменение его полей» (Ермолов, 1909, т.1: 421)

М.А.Давыдов "Об уровне потребления в России в конце XIX - начале ХХ в."

Далее по лени
Наверх
« Последняя редакция: 09.02.2011 :: 13:40:28 от oberon »  
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #133 - 09.02.2011 :: 13:41:00
 
Миронов Б. Время - деньги или праздник
В 1619 году царь Михаил Федорович пожаловал зятю Ивана Сусанина землю в деревне Коробово Костромской губернии, а заодно освободил навечно всех будущих потомков героя от всяческих налогов и повинностей. Названы были коробовские крестьяне белопашцами, и к 1834 г. в этой необычной деревне проживало 226 человек. Во время своего путешествия по России император Николай I обратил внимание на их бедственное положение и повелел учредить комиссию для выяснения причин. Комиссия установила, что главная причина тяжелого положения белопашцев коренилась… в привилегиях. Свобода от всех обязанностей по отношению к государству и обществу, полная независимость от всех властей, обилие земли, констатировала комиссия, ослабляли энергию и предприимчивость потомков Сусанина: “В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии коробовские белопашцы весьма мало деятельны, а от того большею частию бедны”. Второй причиной упадка комиссия признала наличие индивидуальной, а не общинной формы собственности: переделы отсутствовали, земля передавалась от отца к детям равными долями, участки постоянно мельчали. Земельные сделки совершались только в пределах деревни, а земля концентрировалась в руках немногих разбогатевших крестьян – коробовских старост. Из-за постоянного дробления земли, непрекращающихся споров между наследниками и лености белопашцев земли их обрабатывались дурно и давали урожаи намного ниже, чем у окрестных крестьян.
По распоряжению Николая I сусанинских потомков вновь наделили землей – по 8 десятин на мужскую душу и ввели общинную собственность на землю. Правда, все прежние льготы оставили. Однако и новая царская милость не привела к существенным переменам. Лень и инертность, ставшие, по-видимому, наследственными, мешали белопашцам воспользоваться выгодами своего привилегированного положения. Пользуясь отсутствием административного контроля, коробовские крестьяне стали раскольниками и превратили свое село, по сведениям администрации, в убежище единоверцев и преступных элементов. Ввиду этого за ними с начала 1860-х годов был учрежден надзор со стороны Удельного ведомства, которому раньше они подчинялись лишь номинально. Но и это не помогло. Несмотря на все принятые администрацией меры, потомки Сусанина и в начале XX в. благосостояния так и не достигли. Вся деревня, состоявшая в 1910 г. из 267 человек обоего пола, продолжала влачить жалкое существование.

В дореволюционной отечественной литературе высказывались два совершенно противоположных мнения о том, как много и насколько напряженно приходилось работать русскому крестьянину, чтобы выжить в условиях крепостного права и после его отмены. Согласно первому, русское крестьянство отличалось большим трудолюбием и прилежанием, работало много, в полную меру своих сил и возможностей. Эта точка зрения в советские времена стала своего рода аксиомой, которая как бы и не могла подвергаться сомнению. Второе мнение сводилось к тому, что крестьяне работали умеренно, лишь настолько, чтобы удовлетворить свои необходимые и скромные потребности. Так как же было на самом деле? Какую трудовую мораль исповедовали русские крестьяне, как они оценивали значение труда в своей жизни и какими мотивами руководствовались?..


Одним из способов регулирования продолжительности труда были праздники, по мнению крестьян, дело не менее богоугодное, чем работа. Трудиться в эти дни считалось грехом. Подобная деятельность осуждалась общественным мнением и была запрещена по закону. Разбиралась с нарушителями сама крестьянская община. Главной мерой воздействия был штраф, а при сопротивлении – физическое наказание и поломка инвентаря. В начале XX в. величина штрафа зависела от праздника и характера работ и колебалась от 50 копеек до 4 рублей. Сумма существенная, если учесть, что средний дневной заработок крестьянина составлял от 30 до 50 коп. Того, кто уклонялся от участия в празднике, односельчане лишали круговой чаши, и это считалось величайшим позором. Если не удавалось своими силами справиться с нарушителем порядка, община обращалась к полиции. Штраф, накладываемый сельской полицией на рецидивиста-трудоголика, достигал 20 рублей!..

Все празднично-воскресные дни в России разделялись на три группы: воскресенья, официальные государственные и церковные праздники, а также народные, так называемые храмовые, или бытовые. Согласно имеющимся в нашем распоряжении сведениям, в канун отмены крепостного права православное население в Европейской России имело примерно 108 празднично-выходных дней в году, а к 1902 г. (по данным из 31 губернии) – уже около 140 (Связано это было, по-видимому, с ростом малоземелья и скрытым аграрным перенаселением. Чем меньше было рабочих дней в году, тем большему числу крестьян обеспечивалась занятость)
Но празднично-выходные дни составляли лишь часть общего числа нерабочих дней. Помимо самого праздника, крестьяне тратили время на его подготовку и затем на послепраздничный отдых. Да и продолжительность праздника не была строго фиксирована и зависела от обстоятельств, например от урожая. Осенний праздник Покров в урожайный год праздновался 5–6 дней, в неурожайный – 1 день. Нельзя также забывать, что каждая крестьянская семья имела собственные праздники. Наконец, несколько дней в году уходило на поездку на ярмарку или базар, на болезни, значительное время пропадало для работы из-за непогоды.
Получается, что в середине XIX в. общее число нерабочих дней в году у крестьян доходило до 230, а в начале XX в. даже до 258, то есть в течение года рабочее время крестьянина составляло около 38%, а нерабочее – 62%, в том числе на долю празднично-выходных дней приходилось не менее 26%.
Интересно отметить, что в страду российские крестьяне работали столь же интенсивно, как и их западноевропейские собратья, и даже лучше их. В среднем за день работы русский казенный крепостной крестьянин намолачивал 118 кг пшеницы или ржи. Это на 39–78% больше, чем бельгийские, датские или австро-венгерские крестьяне, примерно столько же, сколько немецкие, но на 39% меньше, чем английские, и на 85% меньше, чем американские фермеры. Но в остальное время продолжительность и интенсивность труда у русских крестьян была намного ниже...
. Если бы, например, в 1913 г. православные российские крестьяне имели празднично-воскресных дней столько же, сколько американские фермеры, то есть 68 вместо 140, то это бы дало дополнительно около 4,1 млрд человеко-дней в год и увеличило бы баланс рабочего времени почти на 20%. Считалось, что если бы деньги, которые крестьяне расходовали в праздники на алкоголь, они употребили на улучшение своего хозяйства, то привели бы российское сельское хозяйство в цветущий вид. ..
Этика праздности
Попытаемся разобраться, почему у российского крестьянства было так много праздников.
Крестьянство было религиозным. В середине XИX в. редко кто из крестьян пропускал воскресную службу (в Англии таких набиралось до 61%). Всего около 10% православных крестьян не исповедовались на Пасху (во Франции – от 50 до 80%). К тому же крестьянство сохранило в своих религиозных верованиях и сильные языческие элементы. Наложение православных и языческих праздников не заменило одни другими, но, напротив, существенно увеличило их число. Председатель Бессарабской губернской земской управы отмечал, что крестьяне соблюдают немало праздников, “носящих явный отпечаток язычества”: день Кирика-шкепы (чтобы не сделаться калекой), день Фоки (от пожара), день Симеона Столпника (чтобы небо, которое поддерживает святой, не упало на землю), день св. Никиты (от бешенства), день св. Прокопия (против засухи), день Евдокии (против сглаза)…
Многие местные бытовые праздники возникали по разным обстоятельствам, весьма важным с точки зрения крестьян: открытие в деревне церкви или написание новой иконы. Эти праздники становились ежегодными. Приходское православное духовенство поддерживало существующие праздники как по религиозным, так и по материальным соображениям. Для многих священников единственным источником существования являлись подарки прихожан и плата за исполнение треб – то и другое в праздники существенно возрастало.
Но главное, большое количество праздников определялось самим характером крестьянского хозяйства, целью которого было получение не прибыли, а пропитания. Это вовсе не означало, что крестьяне были ленивыми или неразвитыми. Просто смысл жизни они в массе своей усматривали не в накоплении собственности, не в увеличении власти и влиянии с помощью богатства, а в спокойной, праведной жизни, которая одна только и могла обеспечить вечное спасение и добрую славу среди односельчан.
Русский крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных потребностей семьи и весь годовой доход потреблял. Если число едоков становилось больше, он увеличивал степень “самоэксплуатации”, но до определенных пределов, дальше которых крестьянин “идти не хочет”. Такое потребительское отношение к труду существовало во всех традиционных (докапиталистических) крестьянских обществах. Оно получило название “этика праздности”. В эпоху трехполья от Англии до России и от Швеции до Испании крестьяне имели примерно одинаковое количество земли, работали примерно столько же и в таком же ритме, как русские крестьяне XИX – начала XX в. Все они имели много праздников, лишь немногим меньше, чем русские крестьяне. “Этика праздности” была общеевропейским явлением в доиндустриальную эпоху, и причина этого – не климат, не природная среда обитания, а менталитет, присущий человеку традиционного общества.
При всей своей симпатичности традиционная трудовая этика не могла обеспечить материального изобилия, поэтому народ жил скромно. Однако основные материальные потребности удовлетворялись. До середины XIX в. Россия по жизненному уровню народа, по-видимому, не уступала большинству западноевропейских стран. Самый компетентный историк российского крестьянства В.И. Семевский полагает, что благосостояние российских крестьян в XВИИИ в. было выше, чем немецких и польских, и вряд ли уступало французским. Достоин внимания и вывод английского исследователя У. Тука, автора фундаментального труда о царствовании Екатерины ИИ: “Умеренные налоги, дешевая жизнь, отличные и разнообразные продукты, довольство народа и хорошие законы, обеспечиваемые империей, дают каждому, кто ведет себя сообразно требованиям своего сословия, достаточно средств для достижения благополучия. Большинство русских подданных живет лучше, чем огромное большинство населения во Франции, Германии, Швеции и некоторых других странах. Это можно сказать о всех классах”.
С Туком солидарен и известный немецкий исследователь Гакстгаузен, предпринявший в 1843 г., как бы сейчас сказали, социологическое полевое исследование аграрных отношений в России. По его наблюдениям, “нет страны, где бы заработная плата относительно стоимости предметов первой необходимости была бы так высока, как в России”. Но индустриальная революция, которая пришла в Россию поздно, только после Великих реформ (60-е годы XИX в.), изменила ситуацию в пользу Западной Европы. После реформ Россия по уровню благосостояния стала отставать от наиболее развитых западноевропейских стран.
“Многие крестьяне, батраки и даже хозяева отправляются на заработки в Северную Америку, – свидетельствовал в 1903 г. помещик Киевской губернии Липковский. – После 4–5-летнего пребывания в Америке рабочие-крестьяне часто возвращаются изнуренными усиленной работой, но привозят с собой сбережения обеспечивающие им благосостояние, и привыкают к добросовестному отношению к труду и работодателям и утверждают, что в Америке, кроме воскресных дней, они праздновали лишь те, в которые не могли найти работы. В этом они расходятся с земляками, которые охотно уходят с работы в самое страдное время, отговариваясь праздниками и базарными днями…”
Таким образом, не монголо-татарское иго, не крепостное право и его пережитки, не самодержавие задерживали рост благосостояния народа, а он сам он не не желал превращать труд в фетиш
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #134 - 09.02.2011 :: 13:45:14
 
Nslavnitski писал(а) 09.02.2011 :: 12:11:59:
oberon писал(а) 08.02.2011 :: 19:12:40:
О том что причиной бедности крестьян были их пьянство и леньскромно умалчивалось.

Уникальный народ, однако


Как раз совсем не уникальный. Нормальное "традиционное общество" эпохи средневековья где господство клерикалов и крайняя религиозность сочетается с полнейшим растлением в повседневной жизни.
Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #135 - 09.02.2011 :: 18:03:12
 
oberon писал(а) 09.02.2011 :: 13:45:14:
Как раз совсем не уникальный. Нормальное "традиционное общество" эпохи средневековья где господство клерикалов и крайняя религиозность сочетается с полнейшим растлением в повседневной жизни.


Оберон, вы хорошо представляете себе, что такое крестьянский труд?..
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #136 - 09.02.2011 :: 18:04:22
 
oberon писал(а) 09.02.2011 :: 13:41:00:
Получается, что в середине XIX в. общее число нерабочих дней в году у крестьян доходило до 230, а в начале XX в. даже до 258, то есть в течение года рабочее время крестьянина составляло около 38%, а нерабочее – 62%, в том числе на долю празднично-выходных дней приходилось не менее 26%.


238 нерабочих?.. У крестьянина?.. Вау.
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #137 - 09.02.2011 :: 20:02:57
 
Zealot писал(а) 09.02.2011 :: 18:03:12:
oberon писал(а) 09.02.2011 :: 13:45:14:
Как раз совсем не уникальный. Нормальное "традиционное общество" эпохи средневековья где господство клерикалов и крайняя религиозность сочетается с полнейшим растлением в повседневной жизни.


Оберон, вы хорошо представляете себе, что такое крестьянский труд?..


Читал на эту тему я довольно много. О том что крестьяне нищенствуют из за нежелания работать писал еще Посошков.
Наверх
 
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #138 - 09.02.2011 :: 21:17:31
 
oberon писал(а) 09.02.2011 :: 20:02:57:
О том что крестьяне нищенствуют из за нежелания работать писал еще Посошков.


С какого вдруг беса крестьяне нищенствуют?.. Если речь идет о 16-17 веке - это крепостное право. Какой нормальный барин будет терпеть у себя пьяную голытьбу?.. Нешто не заставит их работать?.. А после отмены крепостного права русский крестьянин не сказать, чтобы особо нищенствовал в сравнении с европейским.

Тут много на счет того, что, дескать, с водки иного дохода в казну шло. Собсна, а что еще такого крестьянину особо нужно покупать у государства? Книжки?..
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Основные признаки русской цивилизации в допетровской России
Ответ #139 - 09.02.2011 :: 22:20:29
 
Zealot писал(а) 09.02.2011 :: 21:17:31:
oberon писал(а) 09.02.2011 :: 20:02:57:
О том что крестьяне нищенствуют из за нежелания работать писал еще Посошков.


С какого вдруг беса крестьяне нищенствуют?.. Если речь идет о 16-17 веке - это крепостное право. Какой нормальный барин будет терпеть у себя пьяную голытьбу?..


Могу привести жалобы помещиков.  Разумеется "терпеть у себя пьяную голытьбу"  помещикам не хотелось, но дется было некуда.

Zealot писал(а) 09.02.2011 :: 21:17:31:
Нешто не заставит их работать?..


Крепостных заставляли работать, в силу чего они трудились достаточно эффективно. Но их (настоящих крепостных) было к сожалению мало.  Уже к 19 веку основную массу крестьян составляли крестьяне свободные.  Помещики в основной массе тоже в жизнь своих крестьян  вмешивались очень слабо (классический образец - А.С.Пушкин).  Так что настоящих крепостных, которых палкой гнали на поля, было немного.

Zealot писал(а) 09.02.2011 :: 21:17:31:
А после отмены крепостного права русский крестьянин не сказать, чтобы особо нищенствовал в сравнении с европейским.


Это до отмены крепостного права русский крестьянин не сказать, чтобы особо нищенствовал в сравнении с  в сравнении с европейским (не потому что на Руси жили хорошо, а потому что в Европе жили плохо).   А вот после отмены крепостного права русский крестьянин нищенствовал в сравнении с европейским фермером, и нищенствовал сильно (потому что в Европе, стали жить лучше).

Zealot писал(а) 09.02.2011 :: 21:17:31:
Тут много на счет того, что, дескать, с водки иного дохода в казну шло. Собсна, а что еще такого крестьянину особо нужно покупать у государства? Книжки?..


Именно их. Европейцы стали жить лучше русских крестьян как раз благодаря книжкам.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 10
Печать