(продолжение)
Pz.IIIH - новая конструкция направляющего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кормовая часть башни. Боевая масса 21,6 т. Вооружение и двигатель без изменений. Изготовлено 310 единиц.
Pz.IIIJ - лобовая броня толщиной 50 мм, новый тип установки курсового пулемета. С декабря 1941 года-50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Изготовлено 2616 единиц (из них 1067 с длинноствольной пушкой).
Pz.IIIL (Sd.Kfz.141/1) - увеличенная толщина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Боевая масса 22,7 т. Габариты: 6412х2920х2510 мм. Двигатель и вооружение, как у Pz.IIIJ последних выпусков. Изготовлено 653 единицы.
Pz.IIIM (Sd.Kfz.141/1) - последний вариант Pz.III в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначительные отличия от Pz.IIIL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоления без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы. Изготовлено 250 единиц.
Pz.IIIN (Sd.Kfz.141/2) - штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня, как у
Pz.IIIL и Pz.IIIM. Изготовлено 663 единицы. Первой военной операцией, в которой приняпи участие танки Pz.IIIl, был захват Судетской области в Чехословакии в 1938 году. Незначительное их число в составе 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта участвовало в оккупации Чехии и Моравии в 1939 году.
Обратите внимание на то, с какими именно модификациями «тройки» немцы начали «Барбароссу» (в худшем случае – F, а в большей степени - G-M)
Теперь «помножьте» эти ТТХ на такую известную деталь, что у немцев были несколько лучше по бронепробиваемости бронебойные снаряды, да и средняя скорострельность немецких танков (и экипажей) была повыше.
Барятинский по-своему прав, когда сравнивает ТТХ БТ-7 с предвоенными «двойками» и «тройками», но при этом из рассмотрения выбывают многие второстепенные, но очень важные обстоятельства : боеготовность и исправность танкового парка к 22.06.41, надежность двигателя и ходовой в бою и переходах, «ремонтопригодность» (а у немцев на этом был пунктик : они специально закладывали в конструкцию многочисленные люки для текущего и среднего ремонта), а также обзор с места командира и водителя и скорострельность танка (и экипажа) в бою.
А другие авторы (например, Исаев в «нечитанном» мною «Антисуворове» , или вот еще: Старченко Г.Г. «К вопросу о состоянии советских танковых войск летом 1941 года.» -
http://bergenschild.narod.ru/publicacii/galicia_sbornik.htm - жаль только , что без «козырной» таблицы 1)
совершенно справедливо отмечают также и неоптимизированность организационной структуры советских танковых дивизий и мехкорпусов.
Большее количество танков в советских дивизиях требовало и бОльшей поддержки тяжелыми автомобилями, тягачами, собственной артиллерией , инфраструктурой (ремонтные базы , заправки, логистика запчастей и ГСМ). Без этого танки становились легкой добычей или ОБУЗОЙ.
Немцы это все к началу «Барбароссы» сделать успели: на основе опыта кампаний 193901940 гг. и состав танковых дивизий оптимизировали, и свой танковый парк на 94 % отремонтировали, и машинами и артиллерией танковые части обеспечили ,и т.д., а наши - нет.
НЕ помню уже, где читал, но после то ли французской, то ли польской кампаний, в которой немцы «потеряли» примерно 250 танков (кстати, точно также бросая их по обочинам дорог), они смогли отремонтировать и восстановить ДВЕ ТРЕТИ из них, и в безвозвратные потери попали только 83-85 танков.
Наши же все танковые потери ДО 1943 становились 100 % безвозвратными.
================================
Цитата:Подводя итог сказанному можно точно утверждать - в июне БТ-7 не являляся устаревшим танком. Из трех основных параметров - вооружения, маневренности, и броневой защиты - он уступал немецким танкам лишь по последнему.
= НЕТ. Это весьма спорное утверждение. Вооружение определяется не только калибром пушки, но и свойствами применяемых снарядов, их количеством и скорострельностью. Маневренность определяется не только мощностью двигателя и максимальной скоростью, но и обзорностью с мест командира и мехвода, и свойствами трансмиссии при перегрузках. НЕ было в этом у танков БТ-7 никакого преимущества.
================================
Цитата:Факты его БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ летом и осенью 1941 дают основания говорить что при грамотной тактике и хорошей подготовке он МОГ УСПЕШНО ПРОТИВОСТОЯТЬ НЕМЕЦКИМ ТАНКАМ. "
= Отчасти можно с этим утверждением согласиться, но «грамотная тактика» и «хорошая подготовка» в большей мере достигается при более высокой грамотности населения, и за счет возможностей боевой подготовки. 5 часов подготовки советского мехвода, о котором тут несколько раз с придыханием говорил Лева, ретранслируя наших «фолькс-хисториков» , в бОльшей мере объясняются низким моторесурсом советских танков. Ежели танк имеет моторесурс в 100 часов, то для НОРМАЛЬНОЙ подготовки мехвода требуется просто угробить один танк, а для подготовки требуемых 20000 мехводов – 20000 танков.
Немцы же, имея более высокие моторесурсы у своих танков, имели возможность готовить водителей, и/или делали это на старых и слабых танках, успешно восстанавливая их при поломках
Цитата:А вы рисуете наши танки, на фоне немецких полным, анахронизном !!!
Да не рисую я наши танки анахронизмом ! Я говорю о пороках их боевого применения в 1941-1942 гг. , связанными с низким качеством двигателей и ходовой части, худшей бронебойностью снарядов и недостаточной обеспеченностью ими, о недостаточной обеспеченности радиосвязью, о неоптимизированной орг.структуре и управляемости танковых дивизий и мехкорпусов, о слабой подготовке танкистов. К 1943 году практически все эти недостатки были устранены, НО … дорогой ценой.
Если (как это, судя по всему, сделано в статье Старченко) выразить соотношение ТТХ в неких условных единицах или коэффициентах, то можно математически получить достаточно объективные показатели, во сколько именно раз немецкие легкие танки превосходили советские аналоги в бою и в эксплуатации.