Marianna
Продвигающийся
Вне Форума
МОЙ БЛОГ www.rosmait.eu
Сообщений: 33
Любек, Германия
Пол:
ГГПИИЯ им. Крупской
|
Вот приведу всего лишь один более-менее полноценный ответ от священнослужителя, данном на православном форуме: (но, к сожалению, без приведения источников, документов......) Дорогая Мариамна. Я просмотрел первый фильм и все понял. Искренне верящий в свои исследования Герман Стерлигов попал в ловушку, в которую нередко попадают умные (не мудрые!), но гордые люди. Эти люди абсолютизируют свои мнения, считают, что это истина в последней инстанции. В подобную ловушку попал Лев Толстой, человек очень неглупый, но гордый. Он, упоенный своим величием, стал учить о вещах, в которых мало что понимал (религиозных) и когда его стали критиковать профессионалы в этой области (богословы и служители Церкви), он озлобился. Вместо того, чтобы смириться и признать: да, в этом я плохо разбираюсь, он стал себя считать правым, а все вокруг неправыми. Вот так же и Г.Стерлиговым и его исследованиями. Все это дилетантство в высшей степени.
Основная посылка Стерлигова в том, что на Флорентийском соборе в 15 веке, греческие епископы подписали унию с Римом. Значит, с этого момента греческая Церковь уклонилась в ересь и стала безблагодатной. Когда в 1589 году Константинопольский патриарх поставил в Москве русского патриарха (Иова), то с этого момента и русские, приняв посвящение от рук еретиков, стали автоматически еретиками. Все! Русская Церковь с этого момента закончилась...
Лихо!..
На самом деле все гораздо проще. Слышали такое слово, ресепшн? Это в отелях стойка, за которой дежурит Администратор, ключи выдает... Так вот, это слово происходит от латинского receptio - принятие, прием. Это латинское слово в глубокой древности стало богословским понятием и звучит оно как рецепция.
Рецепция в церковном праве это принятие и одобрение каких-то постановлений всей полнотой Церкви. Если этого принятия и одобрения не произошло, постановления соборов можно считать несостоявшимися. Удачный пример применения рецепции по отношению к определениям законодательных органов Церкви дал в свое время известный русский правовед и канонист Н.С. Суворов (1848 - 1909): «В древней истории, - писал он, - не Собор сам по себе устанавливал непогрешимое учение: печать непогрешимости сообщалась соборным определениям лишь позднейшим церковным признанием». И далее: «Закон, который идет вразрез с церковным сознанием, не может рассчитывать на действующую силу в Церкви, не потому, чтобы духовной иерархии не принадлежало право кассировать или, напротив, канонизировать закон, а потому что церковная совесть не допустит проведения в жизнь противоречащего духу Церкви закона, хотя бы и духовная иерархия склонялась к его одобрению». (Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004. С. 238.)
Например, II Вселенский Собор с формальной стороны был небезупречен (не имел в своем составе римского папы и вообще западных епископов, причем не случайно, а целенаправленно – их не пригласил император, созвавший Собор), как и собор 754 г. претендующий на статус Вселенского, на котором не присутствовали патриархи. Но в первом случае рецепция состоялась и Собор был признан Вселенским, а во втором - участники собора анафематствованы Церковью, а его определения признаны ничтожными.
А вот пример рецепции, который я заимствую из книги «Вселенские соборы» русского историка А.Карташева: «По своему внешнему облику Ефесский Собор 431 г. (III Вселенский Собор), в сравнении с другими Вселенскими Соборами, является самым неблагообразным, смутным, неудачным и формально просто не состоявшимся. По своей беспорядочности он немного уступает соседнему по времени и месту с ним Ефесскому Собору 449 г., собранному также в качестве Вселенского, но заклейменному вскоре жутким названием «разбойничьего». А между тем деяния Ефесского Собора 449 г. были утверждены тем же самым императором, Феодосием II, а деяния III Вселенского Собора не утверждены и Собор за беспорядок и беззаконие был высочайше распущен. Но Церковь судила иначе. Церковное восприятие было как раз обратное».
Дорогая Мариамна, достаточно набрать в Интернет-поисковике фразу «Церковная рецепция» и Интернет выдаст вам множество интереснейших статей на эту тему.
Теперь, думаю, Вы и сами сможете, развенчать все построения Стерлигова в отношении Флорентийскогой Унии. Ну да, подписали греческие епископы документ об унии, но народ Божий и вся полнота Православной Церкви этот документ не приняла. Рецепции не произошло, значит и говорить не о чем!
В каком случае можно было бы говорить, что произошло отпадение в ересь греков? В том случае, если бы уния была встречена одобрением всех верующих и ее положения стали бы планомерно проводиться в жизнь. А тут другая ситуация. Сами епископы, возвратившись в Грецию, стали каяться и плакать, что их заставили, вынудили подписать… Народ Божий и все остальные Поместные Православные Церкви их простили.
На этом оканчиваю ответ. Храни Вас и Вашего мужа Бог! Очень хорошо, что супруг интересуется богословием, но все же пусть читает что-нибудь серьезное, а не верит каким-то измышлениям людей, которые плохо разбираются в вопросе.
|