Dedal писал(а) 05.01.2019 :: 20:10:18:В следующий раз когда коснётся "моноксилов".
Для понимания размеров достаточно упоминания вёсел и уключин.
Для гребков - ширина корпуса минимум около метра
Для вёсел - минимум от 2 метров.
Вот и выходит для моря ладья типа "чайки"
Всё вопрос закрыт.
По ссылке выше можно прочесть:
"Даже если принять камару за лодку-однодеревку, то и в этом случае в нашем распоряжении нет никаких свидетельств о том, в два или в один ряд они размещались на борту разбойничьего судна.
И, тем не менее, ситуация не выглядит безнадежной. Если камара представляла собой лодку-однодеревку того типа, о котором единодушно свидетельствуют разновременные источники, и, если гребцы размещались в один ряд, друг за другом, то с учетом данных Витрувия об интервале между соседними уключинами на триере (Vitruv., De arch., 1, 2, 4),
дающих представление о площади, занимаемой одним гребцом, и коэффициента грузопдъемности, предложенного впервые Героном Александрийским (Heron, De mensuris, 17), и с привлечением свидетельств измерений лодок-однодеревок, извлеченных из-под воды на Днепре и Ворспле, а так же подсчета средних размеров лодок-долбленок вообще, представляется возможность, хотя и гипотетически, вычислить основные размеры корпуса пиратских судов морских разбойников кавказского побережья Черного моря в античную эпоху.
Исходные данные таковы: 1. Экипаж камары 25 человек (Страбон) или 24 человека (Гамба); 2. Расстояние между соседними уключинами на триере по Вшрувию 2 кубита или 88,5 см (1 кубит — 0,4425 м); 3. Коэффициент грузоподъемности Герона — 10 L В Н, где L — длина, В — ширина, и Н — высота надводной части борта. Путем прямого арифметического подсчета мы получаем величину длины камары (L = 25 чел. 0,4425 м) в 11,0525 м, если гребцы располагались продольно друг за другом в один ряд и приводили судно в движение с помощью гребков: Если же они размещались в два ряда, как скажем на полинезийских судах XVIII в., то размеры пиратской лодки следует уменьшить вдвое (5,5275 м). Тем же способом можно выяснить размеры камары, установив в качестве исходной цифры называемую Страбоном, максимальную численность экипажа гребцов в 30 человек, то есть, они будут соответственно равняться 13,2750м или 6,6375 м.
Дальнейшие расчеты могут быть построены на формуле пропорций основных размерений корпуса, предлагаемой теорией корабля (соотношение длины, ширины и высоты борта), где Н и В равны 1/3—1/5 L. Результативность подсчета облегчается возможностью измерения пропорций длины и высоты корпуса, доступных изображений камар на различных памятниках, средняя (усредненная) из которых составляет отношение от 3 : 1 до 5 : 1. Указанные данные позволяют вычислить длину, высоту основного борта и ширину корпуса камары, то есть основные размерения пиратского судна. Соответственно различным вариантам они равны:
11,05 х 3,68 х 3,68 м; (11,05 х 2,21 х 2,21)
5,73 х 1,91 х 1,91 м; (5,73 х 1,10 х 1,10)
13,28 х 4,42 х 4,42 м; (13,28 х 2,66 х 2,66)
6,64 х 2,21 х 2,21 м; (6,64 х 1,33 х 1,33).
Наличие основных-величин позволяет представить объем водоизмещения камары. Он колеблется в диапазоне от 6,9 м до 93,9 м. Данные же о грузоподъемности пиратской лодки можно извлечь из основных размерений камары с использованием коэффициента Герона (10 L В Н). Она также будет варьироваться между 0,7 т и 9,4 т со средней величиной в 4,3 т. Если представить, что вес каждого члена экипажа не превышал 75 кг, то вычисления показывают, что наряду с ним (вес 1,5—2,4 т) камара могла перевозить, по меньшей мере, 2,4т полезного груза, часть которого, несомненно, составляли доски, используемые для наращивания борта, а также амуниция, награбленное имущество и, очевидно, пленники пиратов.
Интересные наблюдения об экипаже камары можно вывести из сообщения Ксенофонта. Рассказывая в «Анабазисе» о перипетиях пребывания его наемнического войска в Колхиде, этот наблюдательный античный автор сообщает о том, как к ним на помощь против нежелавших пропустить через свою территорию горских моссиников пришли представители тшемени моссиников приморских. «…Они прибыли, — пишет он, — на 300 долбленых лодках (monoksylos), причем в каждой лодке находилось по три человека. Двое из них высаживались на берег и строились в боевом порядке, а один человек оставался в лодке. Последние отплыли, а оставшиеся построились…»(Хеп., Anab., V, 4, 11—12).
Опираясь на эти данные (1 гребец из трех человек), можно представить, что камары Страбона имели экипаж 10 гребцов на 20 воинов и, соответственно 8 гребцов плюс 1 рулевой на 16 воинов. Больше того, сообщаемая Гамба цифра в 24 человека дает при таком подсчете экипаж в 8 гребцов, что поразительно точно соответствует количеству уключин на абхазской лодке XIX века, срисованной этим путешественником с натуры."
-----------------------
зы. По поводу весел вроде бы тоже обсуждали, но тема закрылась на отсутствии археологических находок. Подтверждающих какие-то другие суда у русов КБ, кроме долбленок.