Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 451 452 453 454 455 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 495590 раз)
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9040 - 05.10.2018 :: 08:52:54
 
upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 15:52:41:
Нет в источнике типа корабля.


Аргументы? Учитывая, что ваши познания в деталях были крайне ограничены, я не удивляюсь. Но надо как то логике следовать, а не митинговать Круглые глаза И сделайте так, чтобы читать вас по этой теме было интересно ...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9041 - 05.10.2018 :: 09:01:16
 
upasaka писал(а) 05.10.2018 :: 07:54:56:
Т. А. Шумовский в своей книге об арабском мореплавании


По следам Синдбада Морехода. Океанская Аравия, Историко-географический очерк 1986

Должно быть карав, а не караб, василевс , а не басилевс.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9042 - 05.10.2018 :: 11:13:40
 
Талян писал(а) 03.10.2018 :: 00:33:43:
И я Вам толкую про долбленки распаренные с набоями.

Вы мне толкуете что моноксил -однодревка, это не долбленка. Я вам доказываю обратное, что моноксил, однодревка и долбленка это одно и тоже, что прямо следует из приведенных мною цитат. Но в упор не желаете это видеть и признавать, опираясь исключительно на ваше особое понимание и видение вопроса.

Талян писал(а) 03.10.2018 :: 00:33:43:
А Вы почему то сопротивляетесь, хотя приводимые Вами цитаты говорят об обратном.

Да нет, это вы сопротивляетесь и цитаты говорят как раз о том, что моноксил, долбленка и однодревка это одно и тоже. Впрочем, я вижу вы читаете приводимые мною цитаты каким то особым способом видя в них только одному вам ведомый смысл.

Талян писал(а) 03.10.2018 :: 00:35:46:
И я Вам про то же.

Вы русский язык понимаете? Сорокин четко и ясно пишет что на юге использовали не расширенные долбленки. Относительно же того что на них доращивали борта, в других своих работах и он и другие исследователи обычно пишут ВОЗМОЖНО дошивали или довешивали борта. Вы понимаете смысл слова "возможно" или вам его разъяснять надо через словари? Кроме того, я вас тут который раз спрашиваю, как на не расширенные и не имеющие шпангоутов долбленки доращивали борта? Сколько надо добавить досок внахлест чтобы обычная долбленка могла вмещать в себя 40 человек. Могли ли такую долбленку нести на плечах, о чем пишет К.Б.?
Талян писал(а) 03.10.2018 :: 00:49:36:
И кто из нас фантазирует?

Вы. Я вам привел все значения слова аката, а именно

"Ака́т, аката, акатий - двух-трёхмачтовое военное парусно-гребное европейское судно конца XVIII - начала XIX века. Имело до 20 орудий, 10 пар вёсел, парусное вооружение шебеки и лёгкого фрегата. Длина около 29 метров, экипаж 100-107 человек.
Ака́т, акация - древнеримское 1-2-мачтовое судно с рейковым парусным вооружением.
Ака́т, акатиум - одномачтовая парусная лодка пиратов античности. Относится к временам Геродота и Фукидида (V в. до н. э.).
Ака́т - трёхмачтовое парусно-гребное византийское и арабское судно раннего средневековья с четырёхугольными парусами.
Акатия - византийское довольно длинное судно с одной или двумя мачтами с четырёхугольными парусами, называвшимися acato."

Вы выбрали только то что вам выгодно. А чего уже мелочится, давайте сразу скажем что суда русов были похожи на суда 18 века и имели по 20 пушек на борту и по 100 членов экипажа, благо арабы дают повод для таких предположений.
Талян писал(а) 03.10.2018 :: 00:58:40:
Начинаем приводить в качестве доводов ссылки на художественную литературу. Других доводов уже нет?


Других доводов вы не понимаете или не хотите видеть. Понимаете какая штука, в пользу своих предположений я привожу факты подтвержденные археологией, вы же только свои предположения подкрепленные фанерно-пластиковыми судами современности, да ссылками на казачьи струги и чайки 17 века, которые строили ниже днепровских порогов.

Талян писал(а) 03.10.2018 :: 01:29:44:
Вы только одно понять не можете - моноксилы о которых писал К.Б. это частный случай. Это суда на которых совершались коммерческие походы в Константинополь и все. Вот их строили исключительно из легких и мягких пород.


Кем это доказано? Уже нашли моноксилы на которых Игорь ходил в Константинополь?

Талян писал(а) 03.10.2018 :: 01:29:44:
Понятия долбленки и, тем более, однодеревки гораздо шире


что сути, а именно построена из ствола дерева, а не из досок, не отменяет.

Талян писал(а) 03.10.2018 :: 01:39:14:
Это если читать по вашему, только то что в теорию укладывается.

еще раз кто считает что моноскисл это не однодеревка и не долбленка кроме вас? Фамилии цитаты приведите.

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9043 - 05.10.2018 :: 13:32:00
 
upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 04:13:55:
Да нет такой "цитаты", что росы пришли на греческих кораблях.

Это что?

"В состав флотилии, назначенной для военных действий на Крите, вошли следующия суда из императорскаго флота. Семь памфил, 33 хеландии-усии и 20 дромонов, имевших по две усии; всего 80 судов. На судах императорскаго флота перевозились участвовавшие в походе иностранные отряды – 629 русских, 368 тульмацев и 700 военнопленных 881. Русские и тульмаци являлись в войске в качестве наемных союзников; появление же военнопленных в действующей армии совершенно соответствовало византийскому обычаю зачислять их в различныя части войска 882." (ВАСИЛЬЕВ А. А. ВИЗАНТИЯ И АРАБЫ)

Свои выводы Васильев делает на основании все на того же сочинения К.Б. О церемониях

"Приготовления к походу, действительно, были сделаны громадныя, и они нам точно известны, благодаря подробному рас­сказу о снаряжении экспедиции, сохранившемуся в Обряднике Константина Багрянороднаго, который относит ее к седьмому индиктиону, т.е. к 949 году" (Там же)

upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 04:16:05:
Сколько раз приводилась работа Трубачева О.Н.?

А вы ее до конца читали? Трубачев рассматривая слово корабль возражает против того что это слово в славянский пришло из греческого, вопреки мнения других лингвистов считающих что это слово от греческого " καράβιον, κάραβος". Трубачев полагает что слово корабль исконно славянское и приводит тому доказательства.С чем спорить я и не собираюсь. Но в тоже время в рекомендованной вами же статье Трубачев пишет

"Во всяком случае из проблематичности происхождения
греч. слова отнюдь не вытекает вывод о заимствовании й греч,из слав. — крайность, в которую впадают другие авторы, склоняющиеся к мнению об оригинальном происхождении слав, слова. Вполне возможно, что эти слова вообще не имеют между собой ничего общего и что дальнейшее исследование окончательно разведет их в разные отделы и.-е. словаря. " (АКАДЕМИЯ НАУК СССР Институт русского языка ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ФОНД Выпуск 11 (*кош>сь—*kotbiia(ja) ) Под редакцией члена-корреспондента АН СССР О. Н. ТРУБАЧЕВА. Москва 1984. С 48)

Вы понимаете суть написанного Трубачевым? По его мнению греческое слово καράβιον, κάραβος «судно» и славянское "корабль" могут иметь совершенно разное происхождение, а не быть заимствованием из греческого в славянский и обратно. Поэтому все ваши байки про то что у К.Б.  κάραβος=корабль это не более чем стремление выдать желаемое за действительное. Проще говоря "корабли русов" это вольный перевод переводчиков, на что вам scriptorru, собственно, и указывает.

upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 04:20:27:
Как же просто... После 626 года, атаки росов, термин "моноксил" появляется только у Константина - вот сама мысль Литаврина, Щавелева и др. Вот о чем разговор - о моноксилах и об употреблении именно данного термина.

Ага и объясняют они это тем что К.Б. долго и нудно рылся в античных текстах чтобы взять да и назвать на славянский манер суда русов моноксилами, а не акатиями как их назвал его предшественник Лев. Вместе с тем, сам текст трактаат, в котором К.Б. относительно подробно сообщает о строительстве судов русами, указывает на то, что славяне рубят моноксилы-однодревки в своих лесах, потом их сплавляют в Киев где русы их до оснащают сняв со старых своих судов такелаж. Очевидно, что информатор К.Б. либо сам знавший гречески либо при переводе на греческий переводчик использовал тот греческий термин который точно соответствовал славянскому однодеревка-долбленка, т.е. монксил. Уважаемые авторы как то Литаврин, Щавелев и иже с ними грезя о больших ладьях русов просто не пожелали понять это самое простое объяснение из всех возможных.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9044 - 05.10.2018 :: 13:42:58
 
upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 05:17:52:
Поэтому и Щавелев использует:" В описании следующих экспедиций на Крит 934 и 935 гг. упомянуты семь кораблей росов: τὸ Ῥώς καράβιον — «военная галера»  росов, с (оглядкой на Приора).

Еще раз, даже по Трубачеву καράβιον ни есть корабль. Ну и..., я вас просил привести цитату из Приора где он объясняет на коком основании делает выводы что греки доводили до ума καράβιον русов ставя на них банки и прочие приспособления. Или эту идею он выудил из пальца только опираясь на все тоже Багрянородновское  τὸ Ῥώς καράβιον ?

upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 05:23:55:
Зачем добавлять то, чего нет? Ну нет в источнике того, чего вам хочется.

Как нет того и что хочется вам.

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9045 - 05.10.2018 :: 14:34:35
 
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:36:07:
Ваши примеры на ялах и яхтах оставьте для дет. сада., включая их фотографии.
У нас ситуация противоположная

Чем же она противоположна? Греки называют суда русов акатиями. Я тут уже приводил пример тому что термин акатия употреблялся к судам совершенно разного типа и класса, и подкрепил этот пример на современном материале показав что и яхты и ялы могут быть совершенно разные и по размерам и по техническим составляющим. Т.е. могут парусные, моторно-парусные и чисто моторные. Но все это яхты. Тогда в чем разница с акатиями, тем более русскими малыми акатиями? Греки акатиями назвали суда русов просто потому что нашли некоторое между ними сходство, а именно легкость, малые размеры и быстроходность.

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:36:07:
σκαφίδι
μονόξυλα
ἀκάτια
Ρῶς καράβια

Термины разные, но под ними подразумевается одно и тоже. Почему?

С чего вы решили что одно и тоже? Давайте рассмотрим. μονόξυλα - это однодревка, которую славяне рубят в своих лесах, по свидетельству К.Б. Уже объяснял upasaka почему К.Б. мог использовать этот термин. Ему его вероятно назвали при переводе, объяснении, что именно рубят в своих лесах славяне. Греческое моноксил это и есть однодеревка-долбленка. σκαφίδι, ἀκάτια. Вы, насколько я понимаю, видите в этих терминах разные суда. Я вижу диалектические особенности. Проще говоря, авторы писали названия судов русов как бог на душу положит. В меру своих представлений. Акатия отличалась от моноксила тем что на нее до устанавливали некоторый такелаж, в частности -уключины, кормила, а перед выходом в море парус и мачту. Т.е. просто лодка однодревка уже превращалась в некое подобие более технически сложного судна. Вероятно когда славяне гнали свою долбленки к Киеву они не ставили уключины и кормила на долбленки, не было необходимости, да и экипажи  сплавщиков вероятно были поменьше чем экипажи шедшие в Царьград. Талян настаивает на то что помимо такелажа на долбленки доращивались борта. Исследователи которых мы тут неоднократно цитировали, предполагают, оговариваясь, что ВОЗМОЖНО, борта наращивались. Логика подсказывает что так должно было быть. Но мне не понятна техническая сторона дела. Одно дело когда на судне стоят шпангоуты к которым тем или иным способом можно дошивать доски для бортов. Как это можно сделать не имея шпангоутов мне не понятно, конструкция получается слишком хлипкая. Археологический материал не дает оснований утверждать что на юге широко использовались суда с шпангоутами и даже расширенные долбленки. В этом и вся проблема. Теперь относительно καράβια. У нас нет источников которые называют так суда русов вне контекста византийских экспедиций на Крит и Испанию. Ни один источник, насколько я понимаю,  не называет καράβια суда русов приходящих с Руси хоть по торговым делам, хоть с целью грабежа. Вопреки фантазий некоторых товарищей включая переводчиков греков, καράβια ни есть русско-славянское корабль. На что тот же Трубачев и указал. Поэтому нет никаких оснований считать что καράβια Ρῶς, это именно корабли русов, а не те суда которые русам предоставили греки. Поэтому термина καράβια рассматривать в контексте судостроительной традиции русов не имеет смысла.

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:36:07:
Однако по факту та же археология показывает на 1-2 судна, которые можно отнести к интересующему нас
периоду времени. Рисунок, почти сгнившего до основания челнока + что-то похожее на него.
Все остальное это уже другие даты и разнообразные "возможно". Либо не там находят, либо не то.


И вместе с тем, даже при значительно разносе во времени отмечается значительно сходство в конструкции того что найдено. Т.е. долбленки что 2 тыс. до н.э., что 5 в. н.э, что 10-11 вв. н.э., что 12-13 века н.э. найденные на Днепре, Десне, Оке, Дону практически идентичны, что  наводит на определенные выводы о том чем пользовалось местное население в те или иные отрезки времени. Ничего иного пока не найдено. И даже Новгород с его благоприятными условиями тоже не дает больших успехов в находках крупнотонажных судов нужного нам времени. И это при том что там в Х веке уже точно использовались и шпангоуты и строились суда клинкерного типа. И при том что судостроительные традиции севера и юга значительно различались.

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:36:07:
Еще один ваш пример с доской для серфинга, я вот не могу понять вы и вправду считаете что он настолько убедительный что его нужно приводить дважды? Тогда наверное нужно было не фотку доски с парусом показывать, а детальное изображения того места на этой доске где крепится сам парус. А потом сказать: "вот видите, даже на доску, если есть вот такая штука можно поставить парус"


Привел потому что не понял, обратили ли вы внимание на данный пример. Доску для серфинга я привел не для того что бы показать что на доску можно прикрепить мачту с парусом, а для того чтобы показать что даже на доску можно прикрепить мачту с парусов и гонять по волнам в прибрежных водах. Что мешало поставить нечто аналогичное и на долбленку крупных размеров? Крепить мачту могли по разному. Уже приводил пример с долбленкой из Новгорода на которой мачту ставили между двух спаренных шпангоутов. При отсутствии шпангоутов могли использовать рейку или брус прибитый на дно, между которым ставилась мачта, которую для усиления могли привязать к бортам растяжками из веревок, как это делается для укрепления всякого рода флагштоков и прочих высоких "мачт" на суше. в общем при желании  способ найти можно.
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:38:39:
На однодревной основе и казацкая чайка делалась, и я не понимаю какие могут быть у вас сложности с акатией?

уже писал. при наличии шпангоутов проблем нет. Без них как доски доращивать в нахлест будем?

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:38:39:
Акатия это моноксил что нашли под Хортицей. Разве нет?

смотря какой моноксил вы имеете ввиду.

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:40:43:
Но если допустить что судна росам строили (в том числе) и где-то на берегах Черного моря, то это могут быть уже не те моноксилы о которых пишет КБ.

о том и речь

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:42:32:
Не μονόξυλα как у КБ, а Σκυθικός ἀκατιός. как у Льва в его тактике.

выше уже объяснил разницу.

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:54:10:
Мало информации чтобы делать какие-то выводы.

во тут не поспоришь.

Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 00:54:10:
Но так же этот термин может обозначать однодревку, и тогда не понятно зачем μονόξυλα.
Т.е к примеру все греки в это время назвали подобные лодки σκαφίδι, и только КБ предоставил
эксклюзив в виде μονόξυλα. Может быть он был осведомлен лучше чем его отец, а может быть это
признак "книжности" термина. Хотя мне эта версия тоже не очень нравится.

уже объяснял, вероятно термином моноксил переводчик или информатор К.Б. назвал однодеревки которые славяне рубили в своих лесах, потому что термин моноксил в точности соответствует понятию долбленка однодеревка. Об остальном позже.

Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9046 - 05.10.2018 :: 14:43:21
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 13:42:58:
Как нет того и что хочется вам.

Мне ничего не хочется. В источнике - корабли росов, без указания типа.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9047 - 05.10.2018 :: 15:16:07
 
scriptorru писал(а) 05.10.2018 :: 08:52:54:
Аргументы? Учитывая, что ваши познания в деталях были крайне ограничены, я не удивляюсь. Но надо как то логике следовать, а не митинговатьИ сделайте так, чтобы читать вас по этой теме было интересно ...

Вы же сами приводили греческий текст. Последнее предложение - 7 кораблей росов с 415 людьми. Тип корабля не указан. Так и Щавелев переводит. Тип корабля он предлагает:
"В описании следующих экспедиций на Крит 934 и 935 гг. упомянуты семь кораблей росов: τὸ Ῥώς καράβιον — «военная галера»  россов, но вывод этот опираясь на Приора в Эре Дромонов.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9048 - 05.10.2018 :: 15:53:04
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Вопреки фантазий некоторых товарищей включая переводчиков греков, καράβια ни есть русско-славянское корабль. На что тот же Трубачев и указал.

Обратите внимание на ваше "καράβια ни есть русско-славянское корабль". Где же эти "фантазии некоторых товарищей"? Где такое вы нашли? Каких это переводчиков вы знаете?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9049 - 05.10.2018 :: 16:00:01
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
На что тот же Трубачев и указал.

Давайте посмотрим:
Праславянский лексический фонд русского языка не пребывал неизменным; он жил, "изменялся, оставаясь самим собой", как и сам язык. Его продуктивность,выразительные потенции не исчерпаны и сейчас. Несмотря на постоянные контакты с другими языками и воздействие этих последних и стоящих за ними культур, фондовые понятия до сих пор нередко обозначаются лексемами еще праславянской древности.При этом среди них мы находим и такие русские термины высокоразвитой культуры,как наука, завод, станок, самолёт, поезд, палуба, судно, корабль. Все это праславянские слова. Ясно, что палуба современного лайнера не имеет ничего общего ни с лубом, ни с лубяной будкой; масштабы семантической эволюции этих слов замечательны.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9050 - 05.10.2018 :: 16:06:16
 
Трубачев О.Н.
Уже  неоднократно  обращали  внимание  на  близость  слов *korabЪ/*korabjЬ  'корабль,  судно'  и  *коRbъ  (см.)  'короб,  корзина'.  Эти  связи  требуют  правильной  оценки  и  понимания,  как и лежащая  в их  основе  семантическая  модель  'корабль'  <' (оплетенный)  сосуд,  корзина'.
Ценной  типологической  параллелью при  этом  нам  служит  праслав.  *obkrоtъ - было  первоначальным  названием  плетенки,  к о р з и н ы ,  и в  плане  реалий  такие  плетеные  прообразы более  совершенных судов,  кораблей  известны  в разных  странах  на  уровне  примитивной  народной  культуры.

В случае  с  некоторыми  другими  словами  традиция,  наоборот,  упорно держится  неверного  пути  или  ищет  неверный  выход  из  тупиковой  ситуации  как,  например,  с  этимологией  слав.  *когаЬjъ  «(преимущественно морскoe)  судно»  — из  греч.  *καράβιον  [179],  из  семитских  [180].  Единственно вероятное  здесь  — предположить  развитие  ложного  полногласия *kor-a-bjъ <  *korb-io-  «корзиночный»,  ср.  лат.  corbita  «грузовое  судно» corbis < «корзина». 
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9051 - 05.10.2018 :: 18:02:45
 
scriptorru писал(а) 05.10.2018 :: 09:01:16:
По следам Синдбада Морехода. Океанская Аравия, Историко-географический очерк 1986

Должно быть карав, а не караб, василевс , а не басилевс.

У него несколько книг.
Знал он 22 языка, так что поучите его.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9052 - 05.10.2018 :: 20:43:25
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 11:13:40:
долбленка могла вмещать в себя 40 человек. Могли ли такую долбленку нести на плечах, о чем пишет К.Б.?

Почему на плечах?
"одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога" http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext9.htm
Может быть "такую" как раз волоком?
Волоком могли: "№ 70 1668 г. апреля 25.— Отписка воронежского воеводы В. Уварова в Разрядный приказ о сборе отрядов донских и запорожских казаков для похода к С. Разину на Волгу....Апреля в 19 день в 3-м часу дни прибежал в Острогожской острогожской черкашенин Зиновка Иванов с речки Колитвы. А в роспросе де, государь, перед ним скозал.— Был де он на Колитве на рыбном промыслу. Апреля де, государь, в 15-м числе пришли де на Колитву руские люди и черкасы судми, а иные де пешие, от реки Ойдару, люди отборные и ружейные и одежны, по смете человек со 300, а волакли де суды степью, а в судах сели человек по 20 и по 30." (Крестьянская война под предводительством Степана Разина_ Сборник документов_Том I_1666-июнь 1670 гг. Изд. Академии наук СССР_Москва_1954. стр 132)
Пусть другая конструкция суден, но физические силы и рабочие приемы у казаков и русов 9-10 веков чем могли отличаться? Другой вопрос, что не знаем какие суда были у русов в 9 веке. Но на основании этого незнания отдавать приоритет двухместным лодкам-долбленкам перед 40 местными какие основания?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9053 - 05.10.2018 :: 23:25:44
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 11:13:40:
Относительно же того что на них доращивали борта, в других своих работах и он и другие исследователи обычно пишут ВОЗМОЖНО дошивали или довешивали борта. Вы понимаете смысл слова "возможно" или вам его разъяснять надо через словари?

Цитированные Вами авторы понимая, что на долбленных челноках нельзя было совершать коммерческие походы из Киева в Константинополь, предполагают, что такие походы совершались на прообразах казачьих чаек, в Русской Правде названных ладьей-набойной.  Вы пытаетесь с ними спорить, ссылаясь на них же. Немного странно, но бывает. Для вящей убедительности хорошо если бы Вы, кроме многословных и противоречивых цитат,  указали какая именно долбленка из найденных археологами, по Вашему мнению, использовалась для плаваний в Константинополь под именем "моноксила".
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Уже приводил пример с долбленкой из Новгорода на которой мачту ставили между двух спаренных шпангоутов. При отсутствии шпангоутов могли использовать рейку или брус прибитый на дно, между которым ставилась мачта, которую для усиления могли привязать к бортам растяжками из веревок, как это делается для укрепления всякого рода флагштоков и прочих высоких "мачт" на суше. в общем при желании  способ найти можно.

Наверх
« Последняя редакция: 05.10.2018 :: 23:31:47 от Талян »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9054 - 05.10.2018 :: 23:40:36
 
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 01:06:07:
сам по себе Ρῶς καράβια мало о чем говорит,

так и я про то же самое.
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 01:06:07:
а вот о парусах для этих Ρῶς καράβια, я вообще здесь не видел инфо. А она оказывается есть. Тогда почему при обсуждении этого вопроса тут ее быть не должно? Пусть будет, возможно кому-то пригодится.

Напротив, я только за то что вы привели цитату о поставке ткани для парусов на карабы росов. Чем больше инфы тем лучше. Но только и эта цитата не проясняет вопрос чьи были эти καράβια, в том смысле что это суда росов на которых он пришли из Руси или это греческие суда предоставленные русским наемникам.  Трактовать данную цитату можно и так и сяк.Вообще русской истории не везет по определению, за что ни возьмись везде одни сплошные недомолвки и неточная инфа.
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 01:07:42:
А у вас есть что добавить к уже сказанному вами до этого? Нет? - закрывайте.


Не я открывал не мне и закрывать. Вопрос был риторическим. в контексте того, что мы подошли к определенному тупику, и возникает вопрос что дальше?

Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9055 - 05.10.2018 :: 23:52:40
 
Талян писал(а) 05.10.2018 :: 01:50:50:
Моноксил это термин которым К.Б. называл суда русов, накоторых совершались коммерческие плавания в Константинополь. По моему не корректно распространять его на все долбленки найденные в наших реках.Длинная дискуссия которая здесь ведется во многом питается путаницей в терминах. Нельзя ставить знак равенства между моноксилом, однодеревкой и долбленкой.
Моноксил это частный случай однодеревки. Долбленка это простейшая однодеревка. Долбленка с набитыми бортами (ладья набойная) - это уже не долбленка, но еще однодеревка. Вряд ли найденныеархеологами дубовые долбленки это моноксилы о которых писал К.Б. По своим мореходным качествам не годятся они для морских походов, а по вместимости и для коммерческого использования. Наглядный пример - виндсерфинг повсеместно используется для плавания по морю, но никто не возит на нем с грузы и рабов по морю за 700 км.


Думаю это верный подход, т.е не забывать о своей собственной терминологии. Ладья, Струг, Ладья набойная и тд.
То что для торговли использовались одни "лодки", а для боевых походов могли быть использованы специально подогнанные для этих целей, уже несколько иные - тоже согласен.

Но вы не ответили на вопрос, что из себя должна была представлять основа для набоя? Просто труба или готовая лодка? Ведь у КБ σκαφίδι что бы это не значило но это уже готовое плавсредство, которое было доставлено по воде. Тобишь, с кормой, бортами и т/д. А для моря видимо должна была быть использована конструкция с задранной кверху кормой и носом. (как предположение) А значит и сама "основа" могла выглядеть так же, но разве находят такие лодки-долбленки на Юге?, обычно корма либо скруглена, либо обрезана.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9056 - 05.10.2018 :: 23:54:12
 
upasaka писал(а) 05.10.2018 :: 07:54:56:
Но на самом деле «акатии» — это не ладьи, а особый тип древнего одно-или двухмачтового судна, вооруженного треугольным парусом, который именовался «акатион». Сами суда этого типа известны в древней литературе под названием «акаты». Они применялись с глубокой древности. Например, Т. А. Шумовский в своей книге об арабском мореплавании приводит текст из папируса конца VII — начала VIII вв.:

Спасибо, нужно ознакомиться с этой работой.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9057 - 06.10.2018 :: 00:03:56
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Чем же она противоположна? Греки называют суда русов акатиями. Я тут уже приводил пример тому что термин акатия употреблялся к судам совершенно разного типа и класса, и подкрепил этот пример на современном материале показав что и яхты и ялы могут быть совершенно разные и по размерам и по техническим составляющим. Т.е. могут парусные, моторно-парусные и чисто моторные. Но все это яхты. Тогда в чем разница с акатиями, тем более русскими малыми акатиями? Греки акатиями назвали суда русов просто потому что нашли некоторое между ними сходство, а именно легкость, малые размеры и быстроходность.

Не хочу тратить не ваше, не свое время на пустой разговор о том что акатии бывают разные.
Я вам ответил - термин указывает на класс судна, а класс предусматривает все эти нюансы.
Если перевести на современный лад, то можно просто посмотреть "Классификация судов по правилам регистра"
https://studfiles.net/preview/6162220/

Так же приводил цитаты по которым видно что один и тот же тип судна имея разное количество ряд весел,
будет больше или меньше. По акатиям примерно тоже самое морской/речной и т/д.
Т.е это вполне очевидная вещь, что грубо говоря лодка может быть разной.
И закончим с этим.
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
С чего вы решили что одно и тоже?

Нет, я как раз таки не уверен что это одно и тоже, о чем уже говорил.
Однако археология указывает только на один тип судна. Отсюда следует что все 4 термина это
грубо говоря моноксил 10го века остатки которого нашли у Хортицы.
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Давайте рассмотрим. μονόξυλα - это однодревка, которую славяне рубят в своих лесах, по свидетельству К.Б. Уже объяснял upasaka почему К.Б. мог использовать этот термин. Ему его вероятно назвали при переводе, объяснении, что именно рубят в своих лесах славяне. Греческое моноксил это и есть однодеревка-долбленка. σκαφίδι, ἀκάτια. Вы, насколько я понимаю, видите в этих терминах разные суда. Я вижу диалектические особенности. Проще говоря, авторы писали названия судов русов как бог на душу положит. В меру своих представлений. Акатия отличалась от моноксила тем что на нее до устанавливали некоторый такелаж, в частности -уключины, кормила, а перед выходом в море парус и мачту. Т.е. просто лодка однодревка уже превращалась в некое подобие более технически сложного судна.


Допускаю что информатор прошел весь путь с росами из Киева в Константинополь.
Но я понял вас, т.е μονόξυλα - σκαφίδι - ἀκάτια. Все может быть, но если понимать σκαφίδι = ἀκάτια, то у нас акатия появляется уже на ДОпродажной стадии.
По идее должно быть так, если σκαφίδι 1) долбленка 2)ее продают росам ||| то  σκαφίδι - μονόξυλα - ἀκάτια.

Возникает вопрос, если у нас есть долбленка зачем нам еще моноксила? и наоборот.
Даже если мы предположим вашу версию - "как бог на душу положит", выходит бог положил на душу два термина обозначающего одно и тоже? Т.е у греков было два термина для обозначения моноксила.
А КБ, делает упор на один из них, как будто бы "выдолбленное с одного ствола дерева" отражает более реально чем просто "выдолблено из дерева". Вам не кажется что тут что-то не то? либо с переводом, либо с термином.

Скаф -Акатий, примеры.
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1426495211/8900
--
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1426495211/8940

Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Исследователи которых мы тут неоднократно цитировали, предполагают, оговариваясь, что ВОЗМОЖНО, борта наращивались. Логика подсказывает что так должно было быть. Но мне не понятна техническая сторона дела. Одно дело когда на судне стоят шпангоуты к которым тем или иным способом можно дошивать доски для бортов. Как это можно сделать не имея шпангоутов мне не понятно, конструкция получается слишком хлипкая. Археологический материал не дает оснований утверждать что на юге широко использовались суда с шпангоутами и даже расширенные долбленки. В этом и вся проблема.


Ближайшими аналогами (моноксилу из Хортице 10-11век) если я правильно понимаю, будут два моноксила найденные примерно там же. Первый не менее 6м, 15 век, а второй, там же, 3.5 метра 12 век.

Так же есть на Десне 16й век, этот сопоставим по размерам, 13.5м.
Есть Вщижский челн, бассейн Оки-Десны, 8,8 м. Но на нем шпангоуты.
Вы упоминали о какой-то ладожской находке близкая по времени к первому, но там тоже шпангоуты.
Я бы сюда добавил волынский моноксил (фото которого приводил) 12м, 13 век. Найден в 2015. Подробного описания по нему у меня нет.

https://gazeta.ua/ru/articles/history/_na-volyni-podnyali-unikalnuyu-lodkudolble...
http://day.kyiv.ua/ru/news/100318-v-manevichah-na-volyni-sozdayut-muzey-odnogo-e...

В итоге что есть.
1)Хортица. Моноксил 11м, 10-11 века - осталось только дно лодки, на этом дне не было найдено никаких приспособлений для крепления мачты.
2)Хортица. Моноксил 6м, 15 век. Тоже ничего не найдено для крепления такелажа, мачты и т/д.
3)Хортица. Моноксил, 3.5м, 12век. Ничего не найдено.
4)Десна. Моноксил, 13.5м, 16век. Есть отверстия по боротам, предположительно для уключин.
5)Волынь. Моноксил 12м, 13век. Описания нет, но на бортах видны какие-то срезы.
Остальные два, со шпангоутами. (влияние северной традиции).

Т.е по сути мы можем только предполагать отталкиваясь видимо больше от варианта 4, что и на его предшественниках в 10-11в, были также некие отверстия для установки уключин,
а так же возможно для мачты. И еще я бы добавил как общую схожесть это наличие транцевой кормы. Причем не только для Руси, но и для Европы в целом. Особенно тех, что без шпангоутов.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Monoxylons_of_Europe (самый последний - копия болгарского рисунка на кости)
Пока не знаю имеет ли это какое-то значение для нашей дискуссии.
...

http://apxeo.info/rossiya/srednevekovoe-sudostroenie-v-yugo-vostochnoj-rusi-bass...
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9058 - 06.10.2018 :: 00:07:19
 
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Что мешало поставить нечто аналогичное и на долбленку крупных размеров? Крепить мачту могли по разному.


Ничего не мешало, осталось только такой найти. Ведь есть дно моноксила 10го века, и там нет рейки или бруса прибитого к дну, даже отверстий нет. Значит устанавливали как-то к бортам. А борта у него как раз и не сохранились.
Вообще, по идее таких моноксилов должны быть сотни в местах сражения русов с ромейцами.

Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:
Теперь относительно καράβια. У нас нет источников которые называют так суда русов вне контекста византийских экспедиций на Крит и Испанию.


По карабию мне щас сложно что-то сказать определенное.
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9059 - 06.10.2018 :: 00:18:42
 
Виктор3992 писал(а) 06.10.2018 :: 00:03:56:
Пока не знаю имеет ли это какое-то значение для нашей дискуссии.

Смайлтак скоро может и дойдет, что все обсуждение всех возможных видов лодок, к теме не имеет отношения.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Страниц: 1 ... 451 452 453 454 455 ... 977
Печать