Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 ... 32
Печать
Варяги и Русь (Прочитано 176580 раз)
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Варяги и Русь
24.08.2009 :: 18:46:35
 
«Варяги» и «русь» в вводной части «Повести временных лет»
В первой трети IX века важное значение в торговле с  Халифатом стали играть загадочные русские купцы. Арабские историки сохранили о них очень живые воспоминания. Наша летопись в начальной ее части также много говорит о варягах и варяжском народе русь. Эти сообщения породили колоссальную литературу и возбудили многовековой спор между различными группами историков о роли варягов в образовании Древнерусского государства. Очевидно, нам предстоит выбрать из нескольких более или менее обоснованных теорий ту, которая самым полным образом сведет в себе воедино пестрый и разнородный материал всех наших источников. Но прежде, чем высказаться по этому вопросу, постараемся разобраться в обширном комплексе свидетельств о руси. Сначала приведем те данные, которые содержатся в вводной, недатированной части «Повести временных лет», потом перейдем к данным иноземных источников, а в заключении опять вернемся к нашей летописи и посмотрим, что можно извлечь по интересующему нас вопросу из ее более поздней, датированной части.
«Повесть временных лет» начинается с рассказа о том, как сыновья Ноя - Сим, Хам и Иафет - поделили между собой после потопа землю. Вслед за тем дается подробное перечисление стран и народов, в уделе каждого брата. «В уделе же Иафета, - сообщает нам автор «Повести…», - сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги; отсюда  к востоку – до предела Сима (ближайшая страна в пределах Сима, как это следует из дальнейшего, – Волжская Булгария – прим. К.Р.), сидят по тому же морю и к западу до земли Английской и Волошской. Потомки Иафета также: варяги, шведы, норманны, готе, русь, англы, волохи, римляне, немцы…»
В этом отрывке, перечисляющем современные летописцу народы, пермь – это предки коми, емь – предки современных финнов, угра – предки  манси и хантов; зимигола, корсь (курши), летгола – балтские племена, предки латышей и литовцев; либь (ливы) – ныне исчезнувшее финское племя  на побережье около устья Западной Двины. Несколько ниже автор «Повести…» добавляет, что «Из Руси можно идти по Волге в Болгары и Хвалисы (древнерусское название Хорезма – прим. К.Р.), и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине  в землю варягов, от варяг до Рима, от Рима же до племени Хама».
Прежде всего, отметим, что приведенные отрывки содержатся только в «Повести временных лет» и что их нет в Новгородской первой летописи. Другими словами, перед нами не древняя традиция, а ученые выкладки летописца, жившего в конце XI – начале XII в. Как видим, по его представлениям изначальная русь – это особый народ, местоположение которого до некоторой степени двойственно: сначала он называется в числе финских и балтских племен (чудь, меря, мурома, весь и т.д.), а потом – в числе западноевропейских, преимущественно скандинавских, народов: шведов, норманнов, готов (населявших остров Готланд) и каких-то таинственных варягов. Эти варяги, судя по контексту, тоже являются особым народом. Однако, и в отношении их присутствует неясная двойственность: сперва можно подумать, что варяги – небольшое племя, но потом оказывается, что они «сидят» на огромной территории – от «земли Английской» на западе – до пределов Волжской Болгарии. (Под «землей Английской», скорее всего, следует понимать не современную Англию, а территорию расселения древних англов в  Ютландии, то есть, нынешнюю Данию, но и тогда пределы, где «сидят» варяги весьма обширны). Отметим так же, что путь по Двине лежит не во владения балтских и финских (как можно было бы ожидать!) племен, но в «землю варягов», да и само Балтийское море именуется Варяжским. Этническая принадлежность варягов остается, следовательно, неясной, хотя в контексте второго отрывка они как будто отнесены к скандинавам. В первом отрывке обратим внимание на неожиданное сближение руси и чуди, дистанцированных  в перечне от «всяких народов».
Это все, что мы можем пока почерпнуть из вводной части «Повести…». Но, возможно, нам удастся разъяснить некоторые из отмеченных неясностей, когда мы обратимся к датированной части летописи.

«Русы» в свете восточных источников
Из восточных источников русы впервые упоминаются в труде иранского писателя второй половины IX века Ибн Хордадбеха, занимавшего пост начальника почты в области Джибал, на северо-западе Ирана. Считается, что сообщаемые им сведения относятся к 30-40-м гг. IX века. «Если говорить о купцах ар-Рус, - пишет Ибн Хордадбех, - то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных окраин страны славян к Румийскому (Черному?) морю. Владетель ар-Рума (Византии) взимает  с них десятину. Если они отправляются по Танаису (Дону) – реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель  также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю  Джурджан (то есть, Каспийскому) и высаживаются на любом берегу. Иногда они везут свои товары от Джурджана (города на южном берегу Каспия) до Багдада на верблюдах. Переводчиками для них являются славянские  слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать».
Другой арабский географ Ибн Русте, закончивший свой труд между 903 и 913 годами, сообщает чрезвычайно любопытные сведения об изначальной родине русов и их обычаях: «Что же касается ар-Русийи, - пишет Ибн Русте, - то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан руссов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… И нет у них недвижемого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса… С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них есть много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, обращаются хорошо… И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым они  и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняют то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и чей из мечей острее, тот и побеждает… Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники…»
Писатели более поздних времен в основном повторяют рассказ Ибн Русте, внося в него незначительные изменения. Так, например, по свидетельству персидского историка Гардизи (XI в.), остров руссов окружен не озером, а морем. «Число жителей на этом острове 100000, - пишет Гардизи. – И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отвозят в Хазаран и Балкар и там продают».
Испанский путешественник Ибн Йакуб, посетивший в середине Х века Южную Германию и собравший обширные сведения о славянских народах,  пишет, что русы - островитяне и живут по соседству с волжскими булгарами. Язык их славянский (любопытно, что к народам, говорившим по-славянски, Ибн Йакуб относил так же хазар и печенегов).  Это многочисленное племя.  Они искусные  и могущественные мореходы. Когда у какого-нибудь руса  рождался сын, то отец дарил новорожденному обнаженный меч, клал его перед ребенком и говорил: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом». Напавши на другой народ, русы не оставляли его прежде, совершенного уничтожения, побежденных они грабили и обращали в рабство. Все свои походы русы предпринимали на лодках.
По словам арабского путешественника Ибн Фадлана, совершившего в 922 г. в составе багдадского посольства путешествие в Волжскую Булгарию, мужчины у русов, белокурые и краснолицые, носили грубую одежду, которую они надевали на один бок, оставляя одну руку свободной. Носили они также широкие штаны, причем на каждую пару употребляли по сто локтей материи. Надевши эти штаны, они собирали складки у колен и крепко подвязывали их там. Их женщины носили привязанный на груди маленький ящичек из железа, меди, серебра или золота, смотря по состоянию мужа. На шею они надевали золотые и серебряные цепи (монисто). Каждый раз, когда муж становился богаче на десять тысяч дирхем он дарил своей жене новую цепь. Величайшее их украшение заключалось в зеленых стеклянных бусах. Каждый рус всегда имел при себе топор, нож и меч, без этого оружия их никогда нельзя было видеть. Они всегда оставались вооруженными, потому что мало верили друг другу  и потому что коварство между ними было весьма обыкновенно: если один приобретал собственность, то, как бы не была мала ее ценность, родной брат или товарищ  тотчас же завидовали и выжидали только случая убить или ограбить его. Когда умирал выдающийся человек, ему устраивали гробницу в виде большого дома, клали туда мертвеца. Вместе с ним  в ту же гробницу клали платья, а также золотые браслеты, которые он носил, затем съестные припасы и сосуды с напитками и деньгами. Наконец, в могилу клали живьем любимую жену умершего, запирали вход и жена таким образом умирала там.

Вопрос о южной руси
Как мы видели, для нашего летописца не существовало вопроса о том, где следует искать изначальную русь – он однозначно указывал на берега Балтийского моря. Между тем имеется довольно значительный комплекс свидетельств говорящий о том, что в Причерноморье как будто тоже существовала какая-то своя, южная русь. Правда указания эти разрозненные и не очень ясные, тем не менее, нельзя оставить их без внимания. Прежде всего, следует сказать о сарматах, господствовавших в южных степях вплоть до начала IV века. В состав этого народа входило, как мы знаем, несколько племен, в том числе аорсы и роксоланы, кочевавшие между Доном и Днепром уже на рубеже нашей эры. В начале IV в. конец безраздельному господству сарматов в Северном Причерноморье положили готы, а несколькими десятилетиями спустя они были окончательно сметены нашествием гуннов.  Но считают, что какая-то часть аорсов или роксоланов  могла задержаться в степи и смешаться позже со славянами, наделив их своим именем, от чего будто бы и возникла славянская русь. Гипотеза эта очень старая в свое время она была выдвинута еще Ломоносовым, а потом развита Иловайским. Однако, с тех пор так и не появились серьезные аргументы, ее подтверждающие.
Точно также неизвестно, имеет ли какое-то отношение к предыстории руси загадочный народ росомонов, о котором вскользь упоминает Иордан. «Германарих, король готов, - пишет Иордан, - призадумался с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему…» Одну из женщин этого племени Сунильду, рассказывает дальше наш историк, за изменнический уход от короля, ее мужа, Германарих приказал  подвергнуть жестокой казни. Ее братья Сар и Амлий, мстя  за смерть сестры, напали на Германариха и нанесли ему смертельную рану, от которой он скончался.
О народе рус или рос пишет так же сирийский писатель VI в. Псевдо-Захарий. Перечислив народы Северного Кавказа (среди которых упомянуты булгары, авары, хазары, эфталиты), автор переходит к описанию степных жителей: «Вглубь от них – народ амазраты и люди-псы; на запад и на север от них – амазонки… Соседний с ними народ «hrws» (рос или рус) – люди, наделенные огромными членами тела, оружия нет у них и кони не могут их носить из-за их размеров». Впрочем, легендарный характер этого отрывка очевиден.
ВСЯ СТАТЬЯ ЦЕЛИКОМ - В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ!!
Наверх
« Последняя редакция: 05.09.2009 :: 14:38:22 от Антон К. »  

Varjagi.rtf (434 KB | )

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: Варяги и русь
Ответ #1 - 24.08.2009 :: 20:05:52
 
Ии........?
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и русь
Ответ #2 - 24.08.2009 :: 21:13:53
 
Вся статья - в приложенном файлеСмайл)
Наверх
 

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и русь
Ответ #3 - 24.08.2009 :: 21:27:50
 
@
Рыжов К.В., это Ваше творчество?
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и русь
Ответ #4 - 24.08.2009 :: 22:41:54
 
Это отрывок из моей книги, вышедшей в издательстве "Вече" в прошлом году.
Наверх
 

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Варяги и русь
Ответ #5 - 25.08.2009 :: 17:01:21
 
Рыжов К.В. писал(а) 24.08.2009 :: 18:46:35:
«Повесть временных лет» начинается с рассказа о том, как сыновья Ноя - Сим, Хам и Иафет - поделили между собой после потопа землю. Вслед за тем дается подробное перечисление стран и народов, в уделе каждого брата. «В уделе же Иафета, - сообщает нам автор «Повести…», - сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги; отсюдак востоку – до предела Сима (ближайшая страна в пределах Сима, как это следует из дальнейшего, – Волжская Булгария – прим. К.Р.), сидят по тому же морю и к западу до земли Английской и Волошской. Потомки Иафета также: варяги, шведы, норманны, готе, русь, англы, волохи, римляне, немцы…»

Нужно было указать, что в недатированной части летописи приведены данные из трудов Георгия Амартолы и Иоанна Малалы с дополнениями самого летописца. Да и в традициях того времени было начинать рассмотрение истории своего народа или рода с библейских сюжетов. В частности, в генеалогию английского короля Альфреда (8 в.) были вплетены библейские персонажи и мифические предки (среди которых было даже языческое божество Англосаксонской династии).
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Варяги и русь
Ответ #6 - 25.08.2009 :: 17:16:07
 
Рыжов К.В. писал(а) 24.08.2009 :: 18:46:35:
а потом – в числе западноевропейских, преимущественно скандинавских, народов: шведов, норманнов, готов (населявших остров Готланд) и каких-то таинственных варягов.

А англы где? Когда идет перечисление народностей лучше называть свеи, а в скобках уточнить - шведы.
Все перечисленные народности не обязательно были отобраны из-за их скандинавского происхождения (англы к ним точно не относились). Все перечисленные народы проживали в регионе Балтийского моря. И причисление варягов к скандинавам в этом случае является ошибочным. К тому же, варяги и норманы не объединяются в единое целое, а идут как бы порознь (в таком случае цепочка варяги-русы-норманы теряют смысл).

Остальное потом пересмотрю когда будет время и дам оценку.
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Варяги и русь
Ответ #7 - 25.08.2009 :: 17:18:19
 
Да еще, в вашей книге существуют ссылки или хотя бы список литературы и источников? Было бы любопытно на него посмотреть.
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Варяги и русь
Ответ #8 - 26.08.2009 :: 14:40:19
 
Я понимаю, что эта книга (из которой статья) является научно-публицистической, а поэтому не может быть всецело представлять из себя только научную работу, а значит и иная оценка должна быть. В этой части книги я нашел много плюсов и минусов (если хотите, могу в дальнейшем сделать рецензию, хотя хорошо было бы книгу прочитать).

Если разбирать как научную статью, то возникает масса вопросов - нет историографии, нет ссылок на научные труды (хотя бы упоминание фамилии ученых, у которых была взята та или иная информация), не все источники были рассмотрены (не увидел Лиутпранда, Баварского географа и др.), в некоторых случаях нет дополнительных пояснений и т.д.

Но так как эта книга для массового читателя, а не только для историков, то возможны исключения. Так как читателю нужно донести основную мысль, а поэтому какие-либо научные обороты излишни, в этом случае главное - чтобы предельно просто была объяснена идея книги.

Если бы был список литературы и источников, я бы мог посоветовать дополнительные материалы. Ведь рассмотреть весь материал по данному вопросу сложно, так как написано очень много о варягах и русах. Да и издано источников предостаточно, чтобы самому попытаться разобраться в этом вопросе.
Наверх
 
ArtRu
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 825
Пол: male
Re: Варяги и русь
Ответ #9 - 26.08.2009 :: 23:34:42
 
@Рыжков К.В.

Отличная статья скоро дочитаю, обсудим.
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и русь
Ответ #10 - 27.08.2009 :: 10:12:21
 
Большое спасибо, Юстиниан, что вы откликнулись на мое приглашение. Поскольку Вы уже ознакомились с частью работы, я дам несколько пояснений.
1) Все, кто хоть немного интересовался проблемой возникновения Древнерусского государства, знают, что сказать здесь что-то новое невозможно.  Моя задача была гораздо скромнее: внятно и доходчиво (так, чтобы было понятно даже людясм непосвященным) пересказать основные положения норманской теории.
2) Хотя я и стремился быть кратким, мне порой приходилось входить в разбор некоторых мелочей. В результате работа получилась немного громоздкой. В печати это приемлемо, но для чтения в интернете тяжеловато. Поэтому я разделил ее на три части. В первой части содержится краткий обзор истории летописания на Руси и дается характеристика основных наших источников - "Повести временных лет" и "Новгородской первой летописи младшего извода". Там также разбирался вопрос о возможности редакции "Повести" в проваряжском духе. Вы правильно заметили, что обзор источников это главное. Ведь это фундамент любой теории. Но начинать с этого было бы слишком скучно. Поэтому я отложил этот кусок работы для тех, кому он действительно интересен.
Вторая часть целиком посвящена истории призвания. Она перед вами.
Наконец в третьей части, где речь идет о временах Олега, я постарался найти новые подходы к одной старой проблеме - смыслу и значению понятий "Русь" и "Русская земля" в летописях XII -XIII веков ("Русь" и "Русская земля" в узком смысле). Если у уважаемых оппонентов есть интерес к этим вопросам, я с удовольствием размещу свои рассуждения на Вашем форуме.
Наверх
« Последняя редакция: 27.08.2009 :: 17:34:40 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Стрелец
++
Вне Форума



Сообщений: 1202
Ереван
Пол: male

ЕрГЭУ
Re: Варяги и русь
Ответ #11 - 27.08.2009 :: 13:24:01
 
Рыжов К.В. писал(а) 24.08.2009 :: 18:46:35:
Вопрос о южной руси


В армянских источниках варяг путали с франками.
Если франки  теоритически  в 3 ом веке двинули из причернаморья по панонии в германию и галию под давлением готов, то некоторое часть их могла отойти и приазовье и северный кавказ.

Варяг по армянский дикий ,свирепий.
Примерно также по одной версии обьесняют  имя франков.
Этимология
Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Корень слова «франк» одни производят от слов: «бродячий», «блуждающий», другие — «храбрый», «отважный», «неустрашимый», третьи трактуют как «гордый», «благородный», четвёртые как «дикий», «свирепый».

Приход готов в причернаморье 230 год ,а первое упоминание  франков в германии это 242 год.
Наверх
 
Стрелец
++
Вне Форума



Сообщений: 1202
Ереван
Пол: male

ЕрГЭУ
Re: Варяги и русь
Ответ #12 - 27.08.2009 :: 13:37:10
 
"""""Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе ДЛИННАВОЛОСЫХ КОРОЛЕЙ из своих первых, так сказать, более знатных родов""""
http://ru.wikipedia.org/wiki/Франки

@Юстиниан
я  тут   что-то опять на  этих длиннаволосых наткнулься.  Озадачен
Наверх
« Последняя редакция: 27.08.2009 :: 13:58:23 от Стрелец »  
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и русь
Ответ #13 - 27.08.2009 :: 15:25:22
 
Стрелец писал(а) 27.08.2009 :: 13:24:01:
Варяг по армянский дикий ,свирепий.
Примерно также по одной версии обьесняютимя франков.
Этимология

Ничего не могу сказать Вам по поводу франков, поскольку никогда всерьез не занимался их историей.  Однако уверен, что между франками и варягами никогда не было ничего общего. Если Вас интересует мое мнение по поводу происхождения слова "варяг", то я разделяю гипотезу "отца норманизма" Байера. Последний, как известно, считал, что слово это произошло от эстонского "varas" - разбойник (в русской летописи неоднократно встречается форма "варязи"). По крайней мере, ничего более простого и естественного никто с тех пор не предложил.
Наверх
« Последняя редакция: 27.08.2009 :: 17:35:14 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Варяги и русь
Ответ #14 - 27.08.2009 :: 15:38:41
 
Франки, впрочем как и другие германские народы, носили длинные волосы - символ силы, смелости. А уж у правителя, тем паче волосы должны быть длинными.
Например, в источниках можно встретить массу описаний германцев (=скандинавов). Высокие, широкоплечие, сильные, косы заплетены у висков. А вот рогатые шлемы были ритуальные, их не носили. Это так,  к сведению.  Подмигивание
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
Стрелец
++
Вне Форума



Сообщений: 1202
Ереван
Пол: male

ЕрГЭУ
Re: Варяги и русь
Ответ #15 - 27.08.2009 :: 16:17:37
 
Рыжов К.В. писал(а) 27.08.2009 :: 15:25:22:
Однако уверен, что между франками и варягами никогда не было ничего общего


Между ними общее
1.  то ,что обе имели госудорствооброзующее влияние и для германцов и для славян.
2.Имья
3.У  обеих неизвестное происхождение, но германцы в исторической  науке оказались поросторопней и франков
быстро германизировали.

По мне мысль нова и требует росматрения,  как ещё  одна из множество версий  про  варяг.А там посмотрим.

Рыжов К.В. писал(а) 27.08.2009 :: 15:25:22:
Последний, как известно, считал, что слово это произошло от эстонского "varas" - разбойник (в русской летописи неоднократно встречается форма "варязи"). По крайней мере, ничего более простого и естественного никто с тех пор не предложил.


предлагаю от армянского
vayri   или vayreni  ____ дикий
Подмигивание
Наверх
 
Стрелец
++
Вне Форума



Сообщений: 1202
Ереван
Пол: male

ЕрГЭУ
Re: Варяги и русь
Ответ #16 - 27.08.2009 :: 16:26:59
 
Лисенок писал(а) 27.08.2009 :: 15:38:41:
Франки, впрочем как и другие германские народы, носили длинные волосы - символ силы, смелости. А уж у правителя, тем паче волосы должны быть длинными.


Не понял ,если все длиннаволосые, то зачем акцентировано на то что выбрали  себе  длиннаволосых королей.Масло масленное получаеться.

Здесь речь  может быть  скорее о касте  , которая не брила волосы вообще и  принципиально из релегиозных побуждений  и в  этом отличалось от остальных длиннаволосых которые инагда стриглись.

Что опять таки отсылает нас к некоторой  традиции засвидельственной и у скифов .
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и русь
Ответ #17 - 27.08.2009 :: 23:29:34
 
Цитата:
1.  то ,что обе имели госудорствооброзующее влияние и для германцов и для славян.


Тут еще кто такие варяги толком не выяснено, а уже  какое-то государствообразущее влияние появилось.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и русь
Ответ #18 - 28.08.2009 :: 00:13:43
 
Цитата:
а потом – в числе западноевропейских, преимущественно скандинавских, народов: шведов, норманнов, готов (населявших остров Готланд) и каких-то таинственных варягов.


А как делался вывод о количественном примуществе  скандинавских народов в приведенном отрывке, если перечисление искуственно оборвано.
Полный отрывок :
"Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым."
И тут тех кого считают скандинавами меньшинство.
Или потому что они в компании с шведами, норманнами, готами?
Так это нормальная традиция того времени первыми писать тех кто ближе расположен.
Наверх
« Последняя редакция: 28.08.2009 :: 00:30:26 от EvS »  
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и русь
Ответ #19 - 28.08.2009 :: 00:18:00
 
Цитата:
Этническая принадлежность варягов остается, следовательно, неясной, хотя в контексте второго отрывка они как будто отнесены к скандинавам.


Отрывок надо понимать этот:
«Из Руси можно идти по Волге в Болгары и Хвалисы (древнерусское название Хорезма – прим. К.Р.), и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине  в землю варягов, от варяг до Рима, от Рима же до племени Хама».
И каким образом отсюда следует что варяги имеют  хоть какое-то отношение к скандинавам?
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 ... 32
Печать