@
ZverotekhnikСпасибо, можно и об этой статье поговорить, раз Акунина никто не читал. Надеюсь, вы прочли статью?
Zverotekhnik писал(а) 14.12.2013 :: 22:54:06:Нормальная рецензия историка на акунинское сочинение:
Посмотрела послужной список Соломатина: мы с ним почти на равных - я тоже историк и журналист
. Хотя заканчивала не МГУ, это да.
Ну, начнем читать сию критическую статью:
Цитата:На 20 странице он (Акунин) вводит странный термин "русославяне", который то ли объединяет русских со славянами, то ли указывает на их различие, употребляет его несколько раз и лишь на стр. 58 поясняет: "Притом что ни русских, ни тем более России пока не существовало – поэтому до поры до времени я буду пользоваться не очень складным термином "русославяне"
Мне тоже не нравится этот термин, уж лучше бы Акунин пользовался не академическим, но и имеющим хождение термином "славяно-русы". А то непривычно.
И в отношении места нахождения славян в V–VII я также с Акуниным не согласна.
Цитата:Далее Акунин сообщает, что на реках геродотовой Скифии "как на каркасе возникла страна русославян, которая со временем превратилась в государство" (с.23). Получается, что "русославяне" еще до образования Древнерусского государства осознавали свое территориальное единство в рамках какой-то страны.
Я не вижу из фразы Акунина, что "русославяне" обязательно осознавали территориальное (!) единство. Но то, что славянские племена, о которых идет речь, были близки по языку, это факт. Так что вполне возможно наличествовало сознание какой-либо общности. Возможно, общности происхождения.
Цитата:"Не все русославянские колена обитали в лесах, – пишет Акунин чуть дальше, – но все без исключения жили вдоль рек" (с. 24). Эта собственная фраза так увлекла автора, что он мигом вывел из нее теорию перехода славян от "наполовину степного" народа к лесному (с. 23 - 28). Этим переходом Акунин объясняет и особенности национального характера русских ("в том, что мы такие нелегкие, очевидно, виноват все-таки Лес" (с. 28)) и характер взаимоотношений восточнославянских племен с финно-угорскими аборигенами.
Это не Акунин "вывел" и "объясняет". Тут он Ключевского пересказал добросовестно и почти дословно. О чем он, кажется, упомянул. Почему об этом не упоминает Соломатин - непонятно. Может, он не читал Ключевского?
Цитата:Легкость, с которой Акунин рассуждает о народах, поразительна. Осетины, по его словам, "являются прямыми потомками некогда могучего народа, часть которого в III веке ушла в горы, спасаясь от победоносных готов" (с. 46). Акунину неизвестно, что аланы ни в какие горы от готов не уходили, а первоначально занимали Приазовье и Предкавказье, потом частично направились с теми же готами на запад, частично остались в Предкавказье.
После столь безапелляционного осуждения Соломатину осталось лишь объяснить, как все-таки осетины/аланы попали в горы, потому что
Цитата:Осе́тия — регион центрального Кавказа, расположенный по обе стороны от Главного Кавказского хребта, в основном населённый осетинами
А "осети́ны — народ, живущий на Кавказе, потомки алан".
...Мне почему-то кажется, что статья Соломатина ничуть не доказательней книги Акунина