Лёва
+++
Вне Форума
Сообщений: 16047
Волгоград
Пол:
МИИ ГА
|
Вернёмся к ленд-лизу. "М.СОЛОНИН: Я обманул читателей, я обманул десятки тысяч людей. У меня в «Мирно спящих аэродромах» первая глава, в предыдущей книге, так и называлась «250 тысяч», я ее даже так назвал. Что такое «250 тысяч»? Это 250 тысяч боевых вылетов, совершенных советской авиацией в первые 3 месяца войны. Почему я вынес эту цифру в название первой главы книги? Потому что она, вообще говоря, сразу опрокидывает весь разговор о катастрофе. Ну, если авиация делает 250 тысяч вылетов за 3 месяца, то есть примерно 80 тысяч вылетов в месяц... Это сопоставимо, это даже чуть больше пикового уровня вылетов Люфтваффе, который они достигали летом 1942 года. Вот, летом 1942 года, когда шло наступление на Сталинград, когда был самый пик, вот тогда немцы где-то делали порядка 84 тысяч вылетов. Вот так я обманул читателей.
В.ДЫМАРСКИЙ: Обманул в чем? В цифре?
М.СОЛОНИН: В цифре, да, будучи обманут коллективным трудом, монографией «1941 год. Уроки и выводы», выпущенной под редакцией генерал-майора Неласова в 1992 году, тогда назывался Генеральный штаб объединенных вооруженных сил СНГ. Вот они эту цифру привели.
Значит, что на самом деле? На самом деле, оказалось по документам Главного штаба ВВС, 234 тысячи вылетов, но не за 3 месяца, а за год, с июня 1941-го до июня 1942-го. Это, все-таки, большая разница. Хотя, как вы понимаете, большая часть, конечно, была выполнена вначале, потом просто группировка стала меньше. Тем не менее поделив одно на другое, то есть поделив эти 234 тысячи на 12, а еще лучше на 365 дней мы получаем что-то там, 700 с чем-то вылетов делала группировка советской авиации в день. А как вы меня уже спросили, я вам ответил – она, вообще говоря, вначале была 8-тысячная. И, вот, для 8-тысячной в исходном своем состоянии группировки делать 700 вылетов в день – это, конечно, мало. А дальше возникает второй очень важный момент, который, опять же, надо просто обязательно успеть сказать, это возникает большая бензиновая тема. То есть бензина было мало. Что значит «мало»? Проблема в чем? На рубеже 30-х – 40-х годов (чуть-чуть будет, немножко техники, но чуть-чуть) в авиации создается фактически новое поколение авиационных моторов, которым нужен бензин с высоким октановым числом, то есть нужен высокооктановый бензин. Кстати, сразу же хочу развеять очень распространеннейшую ошибку. Номер в обозначении бензина – это не октановое число. То есть бензин был советский Б-74 и Б-78. К сожалению, десятки авторов говорят, что «вот видите, даже так называемый высокооктановый советский был всего 78». Ничего подобного. Даже Б-74 по реальному октановому числу был лучше, чем наш автомобиль на АИ-98. Это, конечно, очень высокооктановый бензин. И с этим высокооктановым бензином была беда полная. То есть в 1939 году его делали 140 тысяч тонн в год, а мобилизационная заявка годовая была 3 миллиона, советская промышленность гонит огромный вал самолетов, товарищ Сталин уже хочет 50 самолетов в день (пересчитайте, что это получается в год).
В.ДЫМАРСКИЙ: А заправлять их нечем.
М.СОЛОНИН: А заправлять их совершенно нечем. .. Интересная вещь. Значит, в мире нефть в начале XX века добывало 2 страны – Америка и Россия. Все остальные вместе взятые в 10 раз меньше. На рубеже Второй мировой войны Америка добывает 160 миллионов тонн, Советский Союз 31 миллион тонн, ближайший следующий конкурент – это Иран, 10. Румыния – 5. Про всех остальных можно уже и не вспоминать. Германия добывает нефти ровно в 100 раз меньше, чем Советский Союз, вот такой вот анекдот. Советский Союз – 30 миллионов, Германия – 0,3 миллиона.
При таком соотношении добычи Советский Союз в годы Великой Отечественной войны делает 4 миллиона тонн всех бензинов, не только высокооктановых, 4 миллиона в год. А немцы только синтетики делают 4,6. Синтетики из угля. Но другое дело, что эта синтетика из угля не получалась высокооктановой, даже с бешеной добавкой тетраэтилсвинца, поэтому она шла только на автомобили и танки, а для самолетов-то немцам нужен был нормальный нефтяной бензин. То есть полный катастрофический провал авиабензина высокооктанового – это только отсутствие перерабатывающих мощностей. Причем, дело доходит до того, что в годы Великой Отечественной войны в Баку добывают нефть, все для фронта, все для победы, план, встречный план, ее добывают и закачивают взад в скважину. И это не анекдот.
В.ДЫМАРСКИЙ: Почему?
М.СОЛОНИН: Некуда девать. Переработки нет.. Как я уже упомянул, мобилизационная заявка Генштаба перед войной было 3,6-3,4 миллиона тонн. Всего за годы войны израсходовано 3 миллиона высокооктанового бензина. То есть всю войну отвоевали на количестве авиабензина меньшем, чем планировали на год, исходя из той численности группировки, которую хотели иметь, конечно же. Вот. Откуда эти самые 3 миллиона взялись?
В.ДЫМАРСКИЙ: Подождите. А Ленд-лиз.
М.СОЛОНИН: Во-во-во. Ну, чего с вами говорить? Вы все знаете. Конечно, Ленд-лиз. 1/3 от этих 3 миллионов – это просто ленд-лизовский бензин, ну, поменьше – четверть.
В.ДЫМАРСКИЙ: То есть где-то 750.
М.СОЛОНИН: Совершенно верно. Еще 1/3 сделана, американцы нам поставляли очень высокооктановые компоненты, их размешивали, в буквальном смысле смешивали с советским низкооктановым и поднимали октановое число. Таким образом получилось уже 2/3. 1/3 сделали бакинские заводы на американском же ленд-лизовском тетраэтилсвинце. То есть не было нормального производства крекинга. Ну, крекинг – это технология, разработанная великим русским инженером Шуховым, это российское ноу-хау, защищенное патентами, во всем мире признанными. И Россия – родина крекинга. И дело дошло до того, что даже слово «крекинг», как вы понимаете, от английского глагола «to crack», то есть придуманное здесь как всегда было реализовано там.
И, вот, 1/3 сделали, потому что брали наш низкооктановый бензин и в него вливали американский тетраэтилсвинец. Вот на этом отвоевали войну. "
|