ИВК
|
Любопытно проследить, какие именно элементы христианства относительно легко усваивались, а какие упорно отторгались, и как это влияло на Русь. Например, на отношения между князьями (а значит, и на поддержание порядка на Руси) - благо они хорошо известны по летописям, так что "информации к размышлению" достаточно. Так, идея моногамии победила быстро. В результате исчезла та путаница с наследованием власти, которая вплоть до Ярослава была причиной многих усобиц. Ведь когда у князя несколько жён, да ещё и дети от любовниц могут претендовать на престол, то разрешить споры между его сыновьями можно разве что силовым путём, настолько всё запутано. Моногамия решила проблему радикально, потому что теперь всё стало просто и ясно : сыновья от единственной законной жены (или от нескольких сменявших друг друга законных жён) выстраиваются по старшинству, а если даже есть ещё какие-то "на стороне", то прав на власть у них нет, то есть устроить мятеж они не могут, их никто не поддержит. И наоборот, христианская идея о государстве как о чём-то, живущем по своим внеморальным законам, отдельно от общества, на Руси очень долго не приживалась. Что опять же видно по князьям : считалось, что они должны обращаться друг с другом так, как это принято и у обычных, не облечённых властью, людей. Культ Бориса и Глеба связан с обоснованием этой идеи. Пожалуй, самое характерное её проявление - то, что князья почти никогда не убивали друг друга (после Святополка Окаянного, имею в виду). И она тоже содействовала поддержанию мира. Или отношение к христианской клятве, скрепляемой целованием креста. Такие клятвы с лёгкостью нарушали и князья, и бояре, и целые города. То есть эта христианская идея толком не проникла в сознание даже спустя много поколений после Крещения. Вот хотя бы уже из этих фактов ясно, сколь противоречивым был процесс христианизации Руси. И подвести их к общему знаменателю не так-то просто.
|