ИВК
|
Теперь по теме. Вообще-то христианство помогало упорядочить престолонаследие у русских князей не только опосредованно, через моногамию, но и напрямую. Имею в виду то, что наследование по отчине имело теневую сторону : сыновья князей, умерших раньше своих старших братьев, часто оказывались в невыгодном положении; наихудший вариант - так называемые князья-изгои. У них были причины обижаться на судьбу - и на русскую систему престолонаследия, и пытаться её обойти. Любой такой князь естественно становился центром притяжения для людей, недовольных жизнью; то есть - потенциальным организатором мятежей. Я не знаю, как всё это выглядело с позиций русского язычества; гадать не буду. А вот с точки зрения христианства такого рода стремления были определённо неправильными. Ты утратил часть прав из-за того, что твой отец умер раньше кого-то из своих старших братьев? Так Богу виднее, кого когда к себе призвать, какие могут быть претензии? А то, что это сказалось на объёме твоих прав - так это же не чей-то произвол, таков закон, а христианин должен повиноваться закону; да и вообще, всё это мирская суета, захватишь какую-то волость - на тот свет её всё равно не заберёшь, так что лучше не требуй лишнего в этом бренном мире - и в вечной жизни тебе это зачтётся. Конечно, такие соображения не всех останавливали, и тем не менее, такой князь, собираясь всё-таки добиваться своего силой, не мог не понимать, что это не по-христиански, и что окружающие тоже именно так к подобным вещам относятся. Тут то же, что и с моногамией : не на всех эти христианские соображения влияли, но на многих, наверное. Можно лишь гадать о том, сколько междоусобиц было не начато именно потому, что хотя бы некоторые князья именно так и рассудили и решили не добиваться большего, чем им причиталось по тогдашним законам. Собственно, материала на эту тему в летописях много, просто вопрос деликатный, там мысли, слова и дела часто не очень согласуются между собой, так что зачастую сложно разобраться.
|