7.
Историк Ктесии. Мой собеседник, в намерении скомпрометировать Хоренаци, писал в частности, что: "Хоренаци в своих трудах часто опирался на Ктесия, известного выдумщика и фантазера": например -
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891582"]h... http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891695"]h... на требование же предъявить доказательство этих слов
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891733"]h... не последовало вразумительного ответа. Мой собеседник всего-то сетовал, что об о всем этом говорит ТАК ЖЕ и Ктесии. Но ведь на самом деле о Шамирам в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых и впрямь дошла до нас в трудах греческих авторов Ктесия, Диодора и др. Однако Хоренаци сохранил для нас также элементы подлинных
армянских сведений о Шамирам, связывающих ее деятельность с сооружением города Ван, канала, подводящего к нему питьевую воду, и, главное, с армянским царем Ара. По мнению исследователей, сведения об царе Ара Красивом сохранились у греческого философа Платона - В его труде "Республика" описан
Ар, сын Армения, труп которого пролежал на поле битвы 10 дней, но не сгнил. На 12-й день труп был возведен на погребальный костер и при этом ожил. Ар рассказал, что побывал в подземном царстве...
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891787"]h... 8.
Упоминание Аратты у Хоренаци. Мой собеседник,как бы в качестве главного контраргумента, настаивал, что Хоренаци "не знает" Аратту. Как же он был неприятно удивлен, когда в ответ получил сей мой пост -
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891612"]h... 9.
Бог Энки, который в аккадском называется hайа. http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891652"]h... Тут даже комментировать не стоит - сами увидите, до какого абсурда доходят люди в своем слепом упорстве -
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891681"]h... Стоит всего лишь добавить, что мой собеседник, под напором прямых ссылок из интернета не находивший ответить ничего, попытался "отстреливается" - якобы "в приведенных выше ссылках, где то указана хоть одна работа, в которой показано что правильное чтение Хайя"
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=892128"]h... Как же горько ему было, когда он и тут получил ответ -
Gelb I.J. "Hurrians and Subarians", Chikago 1944, page 94-98 http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=892155"]h... После этого
ауое оставалось только бессильная злость...
10. По ходу спора прозвучала мысль, что якобы армянские цари
"не вписываются" в контекст общеизвестной истории стран региона. Но мой собеседник так и не мог опровергнуть, что приведенная датировка правления царей в точности совпадает с историческими явлениями эпохи (
например, годы правления Араманека, Арамаис и Амасия с походами амореев),
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891561"]h... историческими лицами соседних стран (
например Арам I современник Эришума II и Аниты Хеттского, армянские цари современники тех иудейских вождей, годы правления которых известны достаточно точно)
http://forum.hayastan.com/index.php?showtopic=40533"]http://forum.hayastan.com/i... и с войн (
например, Зармайр, участвовавший в обороне Трои, умер точно в том году, когда пала Троя)
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891567"]h... Кроме того, на лицо как минимум следующие совпадения -
- Айк (2492-2411 д.н.э.) - царь Эблы и Meсопотамии Меслим ("Бел") (ок 2500-2492 д.н.э.)
- Амасия (1940-1908 д.н.э.) - царь Ларсы Гунгунум ("1 из 11 царей") (1932-1905 д.н.э.)
- Арам I (1827-1769 д.н.э.) - царь Ассирии Эришим II ("Варшам") (1818-1813 д.н.э.)
- Арам I (1827-1769 д.н.э.) - царь Хети Анита ("Титанид Пайапсис Калеа") (ок. 1820-1790 д.н.э.)
- Шаварш I (1332-1326 д.н.э.) - царь Афин Ион ("Ион") (ок. 1320-1280 д.н.э.)
- Норайр (1326-1302 д.н.э.) - царь Афин Ион ("Ион") (ок. 1320-1280 д.н.э.)
- Встам (1302-1289 д.н.э.) - царь Афин Ион ("Ион") (ок. 1320-1280 д.н.э.)
- Кар (1289-1285 д.н.э.) - царь Афин Ион ("Ион") (ок. 1320-1280 д.н.э.)
- Горак (1285-1267 д.н.э.) - царь Афин Ион ("Ион") (ок. 1320-1280 д.н.э.)
- Зармайр (1194-1180 д.н.э.) - царь Трои Приам ("Приам") (1210-1180 д.н.э.)
- Зармайр (1194-1180 д.н.э.) - царь Спарты Менелай ("эллинский храбрец") (ок. 1220-1180 д.н.э.)
- Зармайр (1194-1180 д.н.э.) - царь Итаки Одисей ("эллинский храбрец") (ок. 1200-1170 д.н.э.)
- Зармайр (1194-1180 д.н.э.) - царь Микены Агаменон ("эллинский храбрец") (ок. 1220-1170 д.н.э.)
- Зармайр (1194-1180 д.н.э.) - царь Рима Эней ("Эней") (начало XII века д.н.э.)
- Амбак II (910-883 д.н.э.) - царь Ассирии Тукульти-Нинурта II ("клинопись") (890-884 д.н.э.)
- Амбак II (910-883 д.н.э.) - царь Ассирии Ашшурнацирапал II ("клинопись") (884-860 д.н.э.)
Особый разговор, цари (вожди, суди) Иудеи и армянские цари. Мовсес Хоренаци передает синхронные таблицы, именно которые в многом полегли в основе труда Мхитара Айриванеци, а также и расчетов мхитаристов и Чамчяна. Таблицу Хоренаци Вы уже знаете. Тут нелишнее будет напомнить комментарии Мхитара. Согласно Айриванци (вариант с сокращениями несущественных частей): "
родили Иуду... В это время жил Гайкид Парет+ Фарес, 59 лет, родил Езрона. В Армении Завен+Иисус правил после Моисея 27 лет... Гофониил, Аод ободесноручный. Самегар+. В это время в Армении - Хонак, Ваштак, Айкак, Амбак и Арнак+ Дебора и Варак - 40 лет. Гедеон - 40 лет... Авимелех - 3 года. Фола - 23 года. Иаир - 22 года. В это время в Армении Шаварш, Норайр, Встам, Кар, Горак... В это же время жил Ион, военачальник Афинский Иевфай - 6 лет. Езевон - 7 лет. Илон - 10 лет. Абдон - 8 лет. Храбрый Самсон 20 лет. В Армении Грант, Ендзак, Глак, Гора, Зармайр... Над римлянами царствовал Эней... Давид царствовал 40 лет, и ум
ер ... В Армении Перч долголетний..." -
Итак, синхронная таблица иудейских вождей и армянских царей имеет такой вид (даты правления иудейских царей, согласно известным источникам, армянских же царей, согласно таблице мхитаристов и Чамчяна) -
- Абраам (1720-1670 д.н.э.) - (1725-1662 д.н.э.) Анушаван
- Исаак (1670-1620 д.н.э.) - (1662-1612 д.н.э.) Парет
- Иаков (1620-1600 д.н.э.) - (1612-1568 д.н.э.) Арбак
- Иуда (1600-1590 д.н.э.) - (1568-1531 д.н.э.) Заван
- Парес (1590-1531 д.н.э.) - (1531-1478 д.н.э.) Парнак I
- Езрон (1531-1460 д.н.э.) - (1478-1433 д.н.э.) Сур I
- Моисей (1460-1400 д.н.э.) - (1433-1403 д.н.э.) Хонак
- Иисус (1400-1373 д.н.э.) - (1403-1381 д.н.э.) Ваштак
- Гофониил (1373-1333 д.н.э.) - (1381-1363 д.н.э.) Айкак I
- Аод (1333-1320 д.н.э.) - (1363-1349 д.н.э.) Амбак I
- Самегар (1320-1280 д.н.э.) - (1349-1332 д.н.э.) Арнак
- Варак (1280-1240 д.н.э.) - (1332-1326 д.н.э.) Шаварш I
- Гедеон (1240-1200 д.н.э.) - (1326-1302 д.н.э.) Норайр
- Авимелех (1200-1197 д.н.э.) - (1302-1289 д.н.э.) Встам
- Фола (1197-1174 д.н.э.) - (1289-1285 д.н.э.) Кар
- Иаир (1174-1152 д.н.э.) - (1285-1267 д.н.э.) Горак
- Иеффай (1152-1146 д.н.э.) - (1267-1242 д.н.э.) Грант I
- Есевон (1146-1139 д.н.э.) - (1242-1227 д.н.э.) Ындзак
- Елон (1139-1129 д.н.э.) - (1227-1197 д.н.э.) Глак
- Авдон (1129-1121 д.н.э.) - (1197-1194 д.н.э.) Хорой
- Самсон (1121-1115 д.н.э.) - (1194-1180 д.н.э.) Зармайр
- Илия (1115-1080 д.н.э.) - (1180-1137 д.н.э.) Шаварш II
- Самуил (1080-1020 д.н.э.) - (1137-1102 д.н.э.) Перч I
- Саул (1020-1012 д.н.э.) - (1102-1075 д.н.э.) Арбун
- Давид, (1012-972 д.н.э.) - (1075-1035 д.н.э.) Перч II
Итак, вопрос "современности" армянских царей и иудейских вождей согласно Мовсеса Хоренаци и Мхитара Айриванеци, а также годы правления армянских царей, согласно мхитаристам и Чамячну, и иудейских вождей, согласно всемирным источникам в принципе совпадают друг с другом, в той мере, в которой могут вообще совпадать подобные списки. А это в очередной раз и с полной наглядностью показывает -
1. Правильность списка Хоренаци и данных Айриванеци
2. Правильность расчетов мхитаристов и обоснованность годов правления армянских царей.
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=891895"]h... Вот по сути и весь наш спор. Да, нелишнее будет добавить, что по ходу спора мой собеседник, видимо от бессилия и удушавшего упорства, все пропускал мелкие оскорбления на счет моей скромной персоны и мне все приходилось напоминать ему правило приличного поведения. Ну, в принципе его же можно понять - не каждый день задипломированый специалист по Древнейшей истории подвергается такому разгрому :lol3: