Тайна рыцарства заключена в эффигияхЭффигии представляют собой скульптурное надгробие, то есть изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В Средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии. Например, фигуры мужа и жены.
Некоторые из эффигий выполнялись из дерева и потом раскрашивались, тогда как другие покрывались тонким металлическим листом. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами покоящимися на фигуре льва или собаки, причем не только в горизонтальном, но также и в вертикальном положении. Благодаря тому, что объемные фигуры соприкасаются с основанием только спиной, их можно рассмотреть как сверху, так и с боков, при этом хорошо видны даже мельчайшие детали вооружения, хотя очень часто сами доспехи и бывают прикрыты различными налатными одеяниями.
Ценность эффигий как исторического источника исключительно велика, так как это едва ли не единственные памятники средневековой рыцарской культуры, не только дошедшие до наших дней, но и к тому же неплохо сохранившиеся. Ведь подлинников оружия и особенно доспехов эпохи XII- XIV вв. обнаружено так мало, что их буквально можно пересчитать по пальцам. Кольчуга — всего одна, несколько "больших шлемов", три меча типа фелчен или фальшион, ну и так далее. Более поздних цельнокованых "белых доспехов" сохранилось больше, однако многие из них представляют собой новоделы относящиеся к более позднему времени, так что о раннем рыцарском снаряжении мы знаем главным образом по дошедшим до наших дней миниатюрам из манускриптов. Эффигии же тем от миниатюр и отличаются, что выполнены в полный рост, и хотя многие из них повреждены, они все же сохранились лучше, чем, например, украшающие городские площади статуи. Поскольку хоронили рыцарей в церквях и соборах, святость места охраняла их от людей, а кровля — от капризов погоды. И сегодня едва ли не в каждом английском соборе или церкви мы можем увидеть хотя бы одну-две эффигии, причем самые ценные из них даже огорожены, так как относятся к признанным памятникам национальной культуры.
Считается, что наиболее ранним скульптурным изображением такого типа в доспехах и со щитом является фигура Жоффруа Плантагенета, которая теперь находится в Музее де Тесс (Ле-Ман). Причем плита датируется временем спустя 30 лет после пожалования ему щита украшенного золотыми львами, считающимся древнейшим из известных гербов. Соответственно, его внук Уильям Лонгспи также получил эффигию в кафедральном соборе в Солсбери, датируемую приблизительно 1230-1240 гг., хотя он умер в 1226 г.
Впрочем, существуют и более ранние эффигии. Особенно много эффигий появилось в XIII — XIV вв., хотя создавались они и позднее. И на всех этих скульптурах мы видим рыцарей в полном снаряжении, с мечами, кинжалами и щитами.
http://www.pravda.ru/culture/painting/04-02-2013/1143776-effigia-0/