Теперь поговорим о Посольском приказе. «Посольский приказ - центральное государственное учреждение, руководившее с 1549 внешней политикой, делами пленных и др.» (БСЭ). В конце 17-ого века князь Голицин В. В. только мечтает сделать посольства в других странах, а окончательно посольства от России появляются в Европе только при Петре I к 1720 году! Когда Петр I придет к власти, он первым делом заменит главный орган управления Великой Российской Империи. Знаменитый на весь мир грозный Посольский приказ русского царя переименуют в скромную Коллегию иностранных дел. Так чем же занимались знаменитые Посольские приказы русских царей на протяжении 170 лет, если самих посольств еще не было?!
Если рассматривать эти вопросы с позиций ТИ, то вразумительные ответы найти тяжело. Но с точки зрения нашей реконструкции Посольский приказ имеет совсем другое значение. Он занимается управлением огромной империей, отдачей царских приказов (посылов) во все вассальные провинции. Он следит за исполнением этих указаний многочисленными наместниками. Отсюда и главенство этого Приказа над остальными. Поэтому термин «Посольский приказ» вместо Иностранного мог возникнуть только в метрополии огромной империи, от слова «послания» - приказания в далекие регионы. Посольский приказ - главный орган Империи, через него осуществляется руководство всеми провинциями. Смысл этой политики выразил впоследствии Федор Иоаннович, заявлявший: «То нам за честь, что государя посылают посольства к нашим слугам». (10)
Теперь разберем дипломатический этикет, который был в Европе в 15-17 веках. Русский дипломатический этикет, сложившийся в XVI в., был весьма сложным и заметно отличался как от восточного, так и от западноевропейского. Соответственно «посольскому обряду» отнюдь не все монархи считались равными русскому царю. Шведских королей династии Васа в Москве долгое время считали «обдержателями» или наместниками, недостойными того, чтобы сноситься непосредственно с царем. Поэтому в дипломатической практике Русского государства XVI в. сохранялся дипломатический обычай вести переговоры со шведами через новгородских наместников. И Иван III и Иван IV придерживались этой концепции, ссылаясь на обычаи «старины», согласно которой существует определенная иерархия государств, во главе которой стоит русский царь.(11) Шведские короли находились согласно этой иерархии ниже обычного наместника Новгорода. Иван Васильевич не считал Густава Васу равным себе и гневно писал ему: «Если сам король не знает, то пусть купцов своих спросит: Новгородские пригороды — Псков, Устюг, чай, знают, сколько каждый из них больше Стекольны». (12) В ответе царя на письмо, доставленное в Москву Кнутом Юханссоном, было сказано: «На нашей отчине на Великом Новгороде сидят наши бояре и наместники, извечных прирожденных великих государей дети и внучата, а не простые люди» (13). Очень показательный пример того, кем считали себя русские цари и всех остальных европейских монархов. Так шведский король назван простолюдином! Очень показателен повелительный тон русского царя Ивана Васильевича. Так мог общаться только высший монарх – император.
И подобное положение дел было не только по отношению к шведским королям. Рассмотрим, какой унизительный церемониал был установлен при приемке других европейских посольств. Ниже приведены две средневековые гравюры, на которых наглядно демонстрируются различия между церемониями приемки послов русским царем и австрийским кесарем. Русских послов иноземные правители принимают стоя и уважительно. Русские послы стоят перед кесарем в головных уборах и надменно смотрят на «императора» сверху вниз. На второй гравюре, приложенной к «Запискам о Московии» Герберштейна, русский царь в традиционной для того времени «турецкой» чалме принимает иноземного посла. Посол стоит на коленях, раболепно склонив обнаженную голову.
Но может быть это выдумки граверов? Никак нет. Вот как описывает Павел Юстин шведское посольство к русскому царю в 1569-1670 гг. «Сначала нас проводили в дом дьяков, а оттуда в царский дворец. Войдя туда, мы снова пали ниц, склонив к земле головы. Мы сделали это дважды, так как здесь были оба царевича. После этих знаков уважения мы подошли немного поближе и проделали то же самое еще раз. Наконец Великий князь приказал нам встать, сказав, что он христианский князь и правитель и поэтому не требует, чтобы перед ним лежали на полу.» (14). Хваленые шведские послы несколько раз падают ниц и раболепно склоняют головы перед русским царем.
А вот что пишет «имперский» посол Майерберг о своем приеме: «Наши Приставы поставили нас в 10 шагах от Царя. Тут мы и поклонялись ему, ставши, по нашему обычаю, на колени, из уважения к Царю. В некотором расстоянии позади нас стояли все члены нашего общества. Тогда Думный Дьяк (один из трех Великих Канцлеров Царства) Алмаз Иванов (Almasius Juanow), сидевший с немногими другими на одной из лавок влево от Великого Князя, стал вровень с нами и сказал, что прибыли Послы Великого Римского Цесаря, стоят перед ним и бьют челом ему, то есть, по Московскому выражению, отдают ему почтение. Потому что все без различия Москвитяне оказывают почтение своему Князю, стоя на коленях и челом касаясь пола; такого же уважения от низших требуют себе при случае и все высшие лица. Потом тот же Канцлер возвестил нам, что Великий Князь жалует нас, т. е. соизволяет, чтобы мы шли целовать его руку. Пока мы подходили, он перенес свой скипетр из правой в левую руку, а правую протянул нам для целования; тот же Черкасский поддерживал ее своею, а Царский тесть Илья все так и сторожил и кивал нам, чтобы кто-нибудь из нас не дотронулся до нее своими нечистыми руками, может быть, наперекор обычаю» (15).
Нет, гравюры не ошибаются. Послы всех европейских дворов, включая послов мифического императора Леопольда стоят перед реальным императором Европы на коленях! Русский царь брезгливо протягивает им для поцелуев свою руку, и гордые «имперские» послы, подползая на коленях к трону, раболепно целуют руку надменному московиту. Таковы были реалии того времени. И это не просто соблюдения вежливости – это строжайшая норма, несоблюдение которой заканчивается для ослушавшихся весьма печально. Так Иван Васильевич «приказал пробить голову гвоздем некоему татарскому послу, не снявшему шляпы, а другого посла, от римского императора, недостаточно почтительного, отправил в изгнание в холодную Сибирь. (Известно, что отец нынешнего царя поступил таким же образом с неким английским послом.)» (Я. Рейтенфельс). Так кто был реальным императором Европы в 17 веке? Леопольд??? Им был единственный реальный Повелитель всех держав – русский царь. На колени перед Императором! И австрийские послы падают ниц. Разве могли европейские историки сохранить подобную историческую правду?
Источники:
10. Сахаров И. П. Дипломатические обычаи древней России // Сын Отечества. 1852. № 9. С. 12.
11. История дипломатии. T. I. M., 1959. С. 304; Юзефович Л. А. «Как в посольских обычаях ведется...» M., 1988. С. 20, 35, 62.
12. Соловьев С. М. Сочинения. Кн. III. M,, 1989. С. 482
13. Сборник РИО. Т. 129. С. 20-21.
14. Павел Юстин. Посольство в Московию. Спб. Блиц. 2000
15. Путешествие в Московию барона Августина Майерберга, члена императорского придворного совета и Горация Вильгельма Кальвуччи, кавалера и члена правительственного совета Нижней Австрии, послов августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, в 1661 году, описанное самим бароном Майербергом. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1874