Я в данной дискуссии - целиком на стороне проходящего мимо профессора. Много воды утекло со времени обсуждения этой темы на 4 и 5 страницах.
Но несколько тезисов вызвали у меня желание уточнить кое-что.
Во-первых, о каких-таких "массах", пошедших за Жанной тут говорят. Она что - Ленин на броневике?
или Наполеон, чтоб за ней "массы" ходили. Сражаться продолжали те, кто и раньше поддерживал дофина. То бишь - остатки недобитых арманьяков, включавших в себя людей герцога Орлеанского и сторонников Анжуйской партии. И никто бы никуда и с места не сдвинулся, если б не денюжки королевы Иоланты (тещи дофина). Вот кто в действительности был главой партии "действия" и организатором и вдохновителем сопротивления англичанам и бургундцам.
Жанна шла, ведомая голосами, которые, как она верила, выражали волю Господа, идеей коронации дофина, и освобождения из плена герцога Орлеанского. Ни о какой славе, прижизненной или посмертной, ни о каком памятнике (в те времена памятники даже королям еще не ставили) - она и мыслей не имела. Она служила этому предназначению. Самозабвенно, целеустремленно и без тени сомнения. Можно ли сказать что с психикой у нее было не "все в порядке"? Вопрос сложный. И уж сумасшедшей она, конечно, не была. Сумасшедствие уже в ту пору было вполне определяемо, и было у всех на виду. Я имею ввиду несчастного короля Шарля Шестого, сходившего с ума в своем Сен-Поле в Париже. А то что происходило с Жанной, достаточно хорошо описано Хейзигой в его "Осени средневековья". Это феномен - другого слова и подберешь. Но и чуда здесь никакого не было. Чудес вообще не бывет...
А "массы" в большинстве своем были абсолютно лояльны английскому королю. Весь юго-запад с Гасконью, Гиенью и прочими провинциями был за англичан. Все французские земли, находившиеся под властью герцога Бургундского. Вся Бретань, за некоторым исключением, тоже. Париж со всем своим населением, Университетом и Парламентом тоже...
Только в землях принадлежащих Орлеанскому, Бурбонскому и Анжуйскому дому дофин имел поддержку (и то не везде).
Большинство жителей королевства и не слышало про Жанну.
Разумеется, слух о "посланнице", несомненно, прошел среди простых людей. Вернее, слух был очень ловко запущен. В Шиноне довольно долго и тщательно готовились к встрече девушки. С того самого момента, как Робер де Бодрикур сообщил Иоланте о появлении сего феномена. Он сам, конечно, по-началу всерьез ее не воспринял и отправил обратно домой. Но куда следует доложил (не дурак был). В Шиноне был придуман довольно простой и эффективный план по использованию создавшейся ситуации. О чем и было сообщено Бодрикуру. Поэтому, когда Жанна пришла в Вокулер второй раз (а я допускаю, что в этот раз ее вообще туда вызвали) - ее встретили уже по другому. И зачем, скажите, он отправил ее в этот второй ее приезд в Вокулер с "официальным" визитом к герцогу Лотарингскому? Вот существеннейший вопрос, на который прямо никто ответить не может. Сам по себе Бодрикур такой шаг сделать не мог. Ни при каких обстоятельствах. Даже учитывая тот факт, что Жанна, конечно, вовсе и не была "бедной пастушкой". Но все равно - уровень не тот. Ни "посланной", ни "пославшего".
Визит к герцогу Карлу был, несомненно, задуман при дворе дофина и заранее согласован с лотарингской стороной. Зачем? А очень просто, на мой взгляд. На вооружение ведь была взята легенда о Деве из Лотарингии. Поэтому и прибыть ко двору дофина она и должна была оттуда - из Лотарингии.
Конечно, немало людей поверили в миссию Жанны. Особенно после "тестов" в Пуатье (под присмотром все той же королевы Иоланты). И многие пошли за ней. Это вполне объяснимо и без всякого чуда. Но никакого общенационального движения, типа "Вперед за Жанну" - скорее всего не было. Если такое движение и имело место, то только в строго ограниченной местности - вокруг королевских замков в долине Луары, включая Орлеан, Бурж, Тур, Блуа, и Шампани, которая была занята бургундцами, что очень не нравилось местному населению.
Вообще, народное движение и сопротивление англичанам существовало и задолго до Жанны, помимо нее. Вспомним героическую оборону Кале, Руана, Мо... Или партизанское сопротивление в Нормандии. Да мало ли. Жанна стала лишь одним из таких явлений. Безусловно - одним из самых ярких. Лучше сказать, что она сама была частью этого процесса.
И выдумывать здесь ничего ненадо. Никаких "версий". В принципе, все что наши старички (Райцес с Левандовским) написали - так оно и было. С корректировкой некоторых деталей - о "крестьянском" происхождении Жанны, или об "общенациональном освободительном движении", ею вызванном. А так - все очень логично и правдоподобно.