Amaro Shakur писал(а) 17.05.2010 :: 16:20:18:анатол писал(а) 17.05.2010 :: 15:55:23:И не высылали композиторов и учёных. Рахманинова или Сикорского. Подмигивание
Угу. Просто условия жизни создали, недопустимые для них.
В "условиях, недопустимых для них" в тот период жило большинство населения страны. Чем композитор или конструктор лучше, чем крестьянин, рабочий?
И у тех, и у других уровень жизни упал после двух проигранных войн и революций.
Затем, проанализируйте экономический аспект. Вы думаете, композитор, он вообще, на что живет?
Вы думаете, что он торгует партитурами, и этого ему хватает на виллу и прочее? Вы масштаб гонораров не переоценивайте, все же.
Как вы себе вообще представляете товарный оборот в искусстве, неужели вы думаете, что это - прямой оборот типа "товар-деньги"?
Нет. Творчество, искусства - всегда производны от социальной стабильности и в итоге - от подаяний нуворишей, под любыми знаменами. По-настоящему живут хорошо только деятели искусств, плотно вовлеченный в функционирование идеологического фасада социума, будь то Голливуд или Мосфильм.
За партитуры может заплатить исполнитель - в расчете на концертное преуспеяние, это нереально вообще, и это копейки. А вот когда партитуру покупает какая-нибудь Псковская Епархия - вот это уже больше греет карман, там и масштаб иной.
Поэтому испокон веку экономическая модель преуспеяния человека искусства - одна и та же. Это - жизнь при том или ином "дворе", род занятий - "славить сюзерена". И порядки.
Только это дает стабильный гонорар. Все остальное - просто дорога туда. Зарабатывание авторитета и набор качества в ожидании вожделенного вопроса от начальства "..а чего ты свинья хочешь за то, чтобы славить меня?"
Или такого же вопроса от "оппозиции", затаривающейся инструментарием, чтобы свергнуть предыдущую власть.
Все это работает всегда. Но в моменты смут и катаклизмов - и это нарушается, вариантов для творческого человека нет. Ни для искусства, ни для инженерного конструирования.
Не по злокозненности властей - а просто по практическим сображениям. В такие периоды композиторы будет работать аккомпаниаторами частушек, развлекая повстанцев за еду и защиту, а инженеры - будут до одури чинить изношенные пулеметы и восстанавливать поврежденные аэропланы.
Как максимум - смогут реализоваться в проекте какой-нибудь усовершенствованной печки-буржуйки, получив за это "доппаек от совнаркома и красные революцинные шаровары".
Искусство, высокая мысль - не терпят нищеты и убожества. А пребывание в кровавой смуте - нищета и убожество по-определению.
Так что думается, интересы высылаемых вполне были удовлетворены действиями высылающих.
Вы еще не забывайте, что прибывая в "свободный мир", этим людям было категорически невыгодно представать союзниками режима, им просто жизненно необходимо было показать себя "жертвами режима" и париями.
От этого впрямую зависел и размер "подьемных" и перспективы материального достатка в будущем.
К тому же, при понятном отношении к советской России за рубежом - им всем было ясно, что в дальнейшем придется педалировать именно отрицание режима.
Будь они трижды "друзья большевиков" - не дай им бог сказать там, в Париже - об этом вслух.
Кислород был бы перекрыт.
Не надо недооценивать изворотливость и практичность творческих людей того времени - они никак не меньше, чем у нас с вами.