РОстислав
|
О « молоточках Тора»
Сегодня одним из главных признаков « скандинавских» или « шведских» погребений считается наличие в них гривен с подвесками, которые археологами-норманистами уже без ковычек называются молоточками Тора. Тем не менее объяснение данных подвесок как « молоточков Тора», как важнейший этноуказывающий признак скандинавского или шведского погребения вызывает сомнение и ряд вопросов :
1. Если Тор – бог воинов, то почему гривны с « молоточками Тора» находят как в мужских, так и в ЖЕНСКИХ погребениях? 2. Почему в разных погребениях РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО этих подвесок ( от 1 до 15 )? Это что – градация поклонения Тору? 3. Как объяснить наличие « скандинавских» погребений с гривнами без « молоточков Тора»? 4. Кто и с какой целью назвал эти подвески « молоточками Тора» ?
Есть еще вопросы, но эти основные. Ответа от норманистов я не услышал, поэтому попытаюсь дать свое объяснение.
У Ибн – Фадлана в описании русов и их женщин есть важное замечание : «. А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или (из) меди, или (из) золота, в соответствии с (денежными) средствами ее мужа и с количеством их. И у каждого кольца – коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них (женщин) (несколько рядов) монист из золота и серебра, так как если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене одно монисто (в один ряд), а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые у него прибавляются, прибавляются в виде (одного) мониста у его жены, так что на шее какой-нибудь из них бывает много (рядов) монист.» ( Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.] Под редакцией И.Ю.Крачковского.)
Из данного описания русских женщин очевидно, что их украшения имели ( кроме прочих ) практическое значение – ПОКАЗАТЕЛЬ БОГАТСТВА их мужей. Вполне логично предположить, что подобный ПОКАЗАТЕЛЬ БОГАТСТВА носили и сами русские мужчины, занятые торгово-военными делами. Этим показателем и могли являться гривны с различным количеством подвесок, которые находят в « скандинавских» погребениях и которые без каких-либо оснований наши скандинавские патриоты называют « молоточками Тора».
Что конкретно может означать различное количество таких подвесок? - Например, количество торговых кораблей у конкретного купца. Данное объяснение логично,непротиворечиво и снимает вопросы, поставленные в начале сообщения.
Если я прав, то погребения, в которых найдены гривны с подвесками в виде « молоточков Тора(!)», являются скорее всего погребениями РУССКИХ купцов-воинов.
Объяснение гривн с « молоточками Тора» не как религиозный признак скандинавов-шведов, а как СЛАВЯНО-РУССКИЙ признак, показатель богатства торгово-ремесленной руси и их руководства – русских варягов или русских князей, - вполне соответствует содержанию моей работы « Заметки о руси и варягах».
Сообщение написал Калин Р.Н.
Молоточки Тора или гнутые кусочки жести
Валерий Черкасов
Есть и другие изделия, выдаваемые за амулеты Тора. Это железные гривны с привесками. Фехнер М.В. в своей работе пишет, что большая часть таких гривн по Скандинавии найдено в Бирке – 51 штука. Это из более чем 1000 вскрытых погребений в этом городе - примерно 5% . "Большей частью гривны там найдены вместе с железными подвесками-молоточками. Преобладающая часть этих привесок выполнена чрезвычайно небрежно, так что иногда бывает трудно решить, являются ли они изображениями молотка, креста или просто кружками." Дальше написано: "...судя по материалу могильника г. Бирки, железные шейные гривны носили как мужчины, так и женщины. " В Гнездово (около Смоленска) нашли 43 экземпляра целых железных гривен и их фрагментов. Это наиболее представительное собрание таких изделий найденных в Восточной Европе, всего их там обнаружено около 70. По рисункам видно, что и гнездовские такие гривны сделаны небрежно и разнообразно. Почти все найдены в 28 погребениях, причем инвентарь 6 из них состоял только из этих гривен. Привески эти чаще всего согнутые полоски жести разной формы, а их постоянно называют молоточками. Да еще молоточками Тора. Странный материал для украшений - железо. В этих целях материал непрактичный - ржавчина. Если только такой материал предписан по обычаю, или по бедности нельзя себе позволить допустим бронзу. Типичные древнерусские гривны делались по иной технологии и обычно именно из бронзы или серебряного сплава. Если бы они были обнаружены в значительном количестве в Норвегии или Исландии. Именно об этих местах и писали саги. Такие торговые города как Бирка или Хедебю никак не годятся в качестве этнического эталона. Известно, что торгующие съезжались с разных стран, а некоторые иностранцы жили там постоянно. Собственно и Гнездово такое же торговое место. П.Паулсен очевидно полагает, что ношение железных гривен в Средней Швеции конца Х века было массовым, и определялось верой, не этнической принадлежностью. Но это только цепь предположений, без фактов. Предположение странное, что железная гривна означала почитание Тора, об этом в сагах не написано, и Тор такую гривну не носил. Подвески эти что только не напоминают, если некоторые похожи на молоток, так теперь любой предмет похожий на молоток считать амулетом Тора. Большинство из них сделаны примитивно, из самого дешевого металла. Следовательно, необязательно, что те кто их носили, занимали высокое общественное положение. Профессор Орхусского университета (Дания) Эльсе Роэсдаль считается одним из ведущих европейских ученых в области археологии и истории. Вот что она пишет в своей книге “Мир викингов”: “В погребениях богатых и знатных людей, которые были найдены близ Бирки, сохранились фрагменты кафтанов из тонкой шерсти или льна, наглухо застегивавшихся на пуговицы или с косым вырезом и богато украшенным поясом. Они были окантованы шелком, плетением из золотых и серебряных нитей и расшиты золотом. Все это напоминает одежду, которую носили на Востоке. Судя по всему, это был костюм, поскольку украшения на различных его частях гармонируют друг с другом. Несомненно, здесь мы имеем дело с обычными традициями костюма, а не со случайно вывезенными обновками из Восточной Европы или Азии. ” “В целом, в отношении одежды обоих полов можно сказать, что высшая знать Бирки в 900 е годы заимствовала моду из Восточной Европы и стран Востока, а в Хедебю и, вероятно, в Дании, те же социальные слои придерживались моды, дошедшей сюда из стран Западной Европы.” . Правильнее будет считать, что главные купцы Бирки в 900 е годы были происхождением из Восточной Европы, и были там похоронены в своем традиционном костюме. Купцы того времени вообще были мало подвержены моде. Да и сейчас бизнесмены носят не очень модную одежду. И вот эти железные гривны появились именно в этот период, вместе со сменой этнического состава высшей части города. Безусловно, то что такие гривны большей частью обнаружены в Бирке и Гнездово не случайно. Некоторый спад в развитии города Бирки разделяет время его существования на два этапа. Второй этап, а это большая часть X века, примерно совпадает со временем процветания Гнездово. Также примерно одновременно эти города прекратили торговлю. Конечно, они были звеньями одного торгового пути идущего на Волгу. Это видно по находкам дирхемов, серебряных арабских монет. В основе теории “молоточков Тора” лежит представление о том, что главные люди Бирки Х века были местного происхождения, из Средней Швеции. Но это совсем не факт, наоборот есть данные, свидетельствующие об обратном. Второй пункт этой теории предполагает ношение амулетов почитания Тора на шее. Это тоже только умозрительная версия, без фактов. Вообще совсем не обязательно примерять Тора к каждой подвеске или амулету. Это слишком простое представление о древних верованиях и обычаях. П. Паулсен считает эти гривны религиозным атрибутом. Почему же тогда этих подвесок на гривне несколько штук, к тому же их число непостоянно, доходит до 15. Что это должно бы символизировать исходя из его версии? Число посещений храма в Уппсале или ранг среди почитателей Тора? Обычно на шее подвешивается один символ религии. Представьте, если бы у кого-то на шее было ожерелье из крестиков. Тогда это было бы только украшение. Пожалуй, такое даже следует считать кощунством. Можно предложить и другое объяснение. Если такую гривну кладут на урну с прахом, то это может быть символом жизненных достижений. Допустим, привески обозначают число и пол детей: колечки девочек, топорики мальчиков. Всего вероятнее это обычай некоего народа может быть несколько распространившийся и на соседей. В тех же целях прежде, допустим, использовались менее стойкие материалы, чем железо и потому эти значки не сохранились в захоронениях. С наступлением христианства этот обычай мог быть запрещен. Итак, связь между Биркой и Гнездово в Х веке безусловно есть. Люди схожих этносов занимали важное положение в обоих торговых пунктах. Костюм высшей знати Бирки восточноевропейский, не такой как у коренных местных жителей. То есть это были не скандинавы. И “молоточки” эти не имеют такого значения, которое им приписывают.
© Copyright: Валерий Черкасов, 2013 Свидетельство о публикации №213070301485
|