Отвлекаясь от разоблачения лжи Упасаки, изложу информацию "из первых рук" о создании движения галицийских радикалов.
"Тесно связаны с этими статьями мои сочинения о русинах (украинцах) в Галиции. Я написал несколько статей об этом предмете еще в России, а потом во Флоренции в 1872 г. написал большую статью, которую редакция «В(естника) Евр[опы]» разделила на две («
Русские в Галиции» и «
Литературное движение в Галиции»; «Ве[стник] Е[вропы]», 1873 г.). Познакомившись с галичанами в Вене и войдя в переписку с Львовскими литераторами молодой, или народной, или украинской партии
1
, я заметил, что как в мнениях, какие имеют в России относительно галицких партий, так и в понятиях самих галичан существует много недоразумений. Так, наприм., «старую» партию считают «русскою», или «московскою», а «молодую» ‒ украинскою по их литературным и политическим стремлениям. Между тем в сущности обе партии ‒ прежде всего австро-рутенцы клерикального пошиба и в литературе, и в политике. Затем старая партия, хотя и говорит о единстве литер[атурного] языка с Россией, на самом деле даже не знает русской литературы, особенно новой, так что в этом отношении ближе к России партия украинская, которая, зная, по крайней мере, хоть русскую литературу об Украине и писания на украинском языке, все же вошла в некоторое моральное общение с образованными людьми в России. Я заметил, кроме того, что галичане, несмотря на свое более западное положение, в идейном отношении более отстали от Европы, чем россияне, и что в этом отношении партия «московская» более отстала, чем украинская, которая заимствовала некоторые новоевропейские стремления (демократизм, антиклерикализм) от украинской литературы из России. Изложив все это в своих статьях, я составил план распространить в Галиции украинское направление посредством русской (великорусской) литературы, которая своим светским и демократическим характером подорвет в Галиции клерикализм и бюрократизм и обратит молодежь к демосу, а так как демос там украинский, то украинское национальное самосознание получится там само собою. План этот я изложил в статьях, напечатанных в галицком обозрении «Правда» (на укр[аинском] яз[ыке]), ‒ «
Література російська, великоруська, українська і галицька» (1873) ‒ и потом развивал его в разных статьях в газете «Киевский телеграф» (1875) и в львовской москвофильской студенческой газете «Друг» (1875‒76), которая постепенно сделалась в моем смысле украйнофильскою.
Все эти статьи мои приобрели мне очень много врагов в галичанах обеих партий, да и сами российские украинофилы не совсем были довольны моими идеями и планом своеобразного «обрусения» галичан, но все же мне удалось убедить их устроить русскую библиотеку в Вене (при обществе «Січ»), послать много русских книг во Львов (где они по большей части достались обществу «Просвіта»). Потом, когда меня удалили из профессорства и когда студенты киевские предложили мне прощальный банкет, я попросил их употребить лучше деньги на покупку книг о России (с Украиною) для библиотеки студенческого общества «Союз» в Черновцах (в Буковине). Смело могу сказать, что
ни один московский славянофил не распространил в Австрии столько «московских» (русских) книг, как я, «украинский сепаратист». Я мог считать свой план удавшимся, когда в 1876 г. два студенческие общества во Львове, украинофильское ‒ «Дружеский лихварь» и москвофильское ‒ «Академический кружок», решили соединиться, и когда москвофильский ‒ в сущности, рутенский ‒ «Друг», напечатав, по моему указанию, несколько статей на чистом «московском» языке (что должно было, между прочим, показать, что язык галицких «общеруссов» вовсе не похож на настоящий «московский» (русский) язык), в то же время признал, что прежние писания галицких псевдообщеруссов ‒ безобразная макароническая мешанина, и объявил, что основою живой литературы в Галиции может быть только народный язык, т.е. украинский.
1
В 1873 г., при помощи моих киевских друзей, возобновлено было издание их журнала «Правда», и я получил приглашение писать в нее" (Драгоманов М.П. Автобиографическая заметка // Драгоманов М.П. Літературно-публіцистичні праці: У 2 т. Т. 1 / Ред. тому О.І. Дей; упоряд. І.С. Романченко. К.: Наук. думка, 1970. С. 54‒56).
Примечание. М.П. Драгоманов считал необходимым превратить Россию в федерацию. Отсюда - ложное обвинение в сепаратизме, которое он не без иронии упомянул (в кавычках).