Тарас Шевченко в Яготине: история княжны Варвары
Варвара Репнина как историческая личность
ПРОДОЛЖЕНИЕ...
Что ж, ей еще только 23 (или
уже, о Господи, 23 ?!).
В 1836 году в Баден-Бадене Репнины познакомились с Гоголем. Однажды он устроил для Репниных и Балабиных чтения «Ревизора». Княжна вспоминала об этом действе с восторгом: «Не бывая в театре, я не видела спектакли по этой пьесе, но, казалось, присутствовала на ней, потому что Гоголь, можно сказать, разыграл ее сам, так он входил в каждую роль , изменяя голос, с удивительной мимикой. Мы близко познакомились, и он сделал мне честь, упомянув в одном из писем компоты, которые я для него варила» («...я едал компот, который приготовляли собственные ручки княжны Варвары Николаевны Репниной и которого можно назвать королем компотов и главнокомандующим всех пирожных», - хвастался Гоголь в одном из писем к Марии Балабиной).
Читал он также свои «Записки сумасшедшего». Варвара Осиповна Балабина не выдержала, заплакала...
А вот князь Репнин, оказывается, недолюбливал Гоголя. В Риме он всегда с ним спорил: «отцу очень не нравился сатирический склад ума Гоголя, и он был недоволен его произведениями, особенно «Миргородом»». Еще бы: Миргород - это же была вотчина генерал-губернатора Репнина, а у Гоголя он славный разве что большой, на всю городскую площадь, лужей! И еще, может, тем, что здесь свинья Ивана Ивановича похитила в суде ходатайство Ивана Никифоровича...
Інтер»єр дитячої спальні в яготинському палаці (репродукція картини Маттеуса Керна,1837)Интересно: прошло время - и среди персонажей второго тома «Мертвых душ» появился генерал-губернатор (князь!), возмущенный мошенничеством Чичикова: это он наказывает этого проходимцем, отправляет его в «острог». Есть версия, что прототипом справедливого и решительного генерал-губернатора стал не кто иной, как Николай Григорьевич Репнин...
В целом, записки Варвары Репниной напоминают хронику заграничных путешествий - густонаселённую, насыщенную бытовыми подробностями и информацией о ближней и дальней родне. Чаще всего на ее страницах рассказывается об Италии и Швейцарии...
Шарль Эйнар
В духовной истории княжны Репниной исключительное место занимает её общение со швейцарским проповедником Шарлем Эйнаром. О Эйнаре в записках упоминаний нет. Нет статьи о нем и в новой «Шевченковской энциклопедии», хотя, как мы увидим дальше, воссоздать историю отношений Репниной и Шевченко, не упоминая имени этого швейцарца, невозможно.
«В то время, когда Репнины жили в Женеве, Шарль Эйнар стоял во главе религиозного движения, - писала Анна Чикаленко-Келлер. - У Эйнаров, как и по другим кальвинистским семьям, происходили импровизированные молитвенные собрания, где Шарль Эйнар выступал как проповедник. Репнины жили в Женеве недалеко от Эйнара, /... / кн.Варвара участвовала в их импровизированных молитвенных собраниях и благодаря своему экзальтированному характеру увлеклась этим новым для нее религиозным движением. Она была глубоко набожна и попала в значительной степени под религиозное влияние Шарля Эйнара. Долго еще после отъезда из Женевы она считала его своим духовным проводником. Об этом выразительно свидетельствуют ее письма, которые она писала ему на протяжении долгих лет из Яготина и Одессы, где Репнины проживали зимой...».
Религиозное движение, о котором идет речь, - это кальвинизм (протестантское течение в христианстве, возникшая в I пол. XVI в. во Франции). Кальвинизм - строгая, аскетическая религия. Она побуждает человека думать, что все определено Богом еще до сотворения мира, а единственным и непогрешимым стандартом веры и жизни является Библия. Человек после Адамова бунта стал полностью греховным; спасения зависит не от человека, а только от Бога; Христос искупил своими муками спасения только тех, кто был изначально определен Богом, - вот некоторые из основных догматов кальвинизма...
«Настоящим фундаментом кальвинистскому учение» является «повиновение и безжалостная суровость», - писал Стефан Цвейг в своем блестящем, сверхактуальном в обстоятельствах 1930-х годов, трактате «Совесть против насилия» (1936). «Согласно взглядам Кальвина, человек вообще не имеет права идти по жизни с высоко поднятой головой и чистой совестью, - констатировал Цвейг. - он должна постоянно находиться в «страхе Господнем» и смиренно терпеть гнетущее чувство своего непоправимого несовершенства»...
Какими были проповеди Шарля Эйнара, мы не знаем, но можем не сомневаться, что они влияли на Варвару. Интересным в этом смысле является письмо княжны к гувернантке мадемуазель Фабр, датированное 8 ноября 1838 г. (его помещено в конце записок). Проникнута глубоким религиозным чувством, Варвара Николаевна была подвержена морализаторству, поэтому она и теперь излагает свою «дидактику» (не такую уж, впрочем, и аскетическую, по сути - даже антипуританскую) по поводу правильного и неправильного девичьего воспитания.
Княжна неодобрительно отзывается о фальши и лицемерие воспитателей-пуритан, которые превращают девушку в безликое существо: «Дайте молодой особе религиозные правила и затем - широкое воспитание. Ничего не скрывая, говорите при ней о любви, о замужестве, о родах, о страсти - но прилично. Осуждайте страсти, которые привели к плохим поступкам, и тогда юная головка, которая так хочет знать, думать, расширять свои представления, познает мир, созданный Господом /... /. Она узнает, что судьба ее неопределенная (а Кальвин утверждал вполне обратное! - В.П.), что нам не дано постичь будущее, что самое большое счастье в этом мире - не просто выйти замуж, а выйти удачно, что, в конце концов, это серьезная дело, которое нуждается в Божьей помощи.
Соедините в юном сердце мысли о Боге с мыслями о замужестве, и тогда они не будут для девушки опасными. /... / У нее не сложится искривленное ( «несбыточное») представление о замужестве как о головокружительном счастье. Это будет для нее святой союз, с горечью и радостью, как и сама жизнь во всех ее проявлениях. Главное, не говорите ей, что лучше остаться старой девой. Эта ложь породила бы у нее смятение, а если ее сердце холодное - сделало бы абсолютной эгоисткой. Да и чем докажете вы преимущество остаться старой девой? Малой необходимостью заботиться и сочувствовать? Жалкий доказательство! Какое чувствительное сердце не предпочтет тысячам хлопот и неприятностям, которые приносит семья, ужасную пустоту и одиночество безбрачия».
Письмо пронзительное. Оно очень личное, внутреннее драматичное, поскольку написан 30-летней княжной, которая уже знала, что значит быть «старой девой»!
Не так давно Варвара Николаевна пережила личную драму, о которой известный в России деятель и публицист Борис Чичерин вспоминал как о следствии немудрого материнского вмешательства в жизнь донки: «Оба они (Варвара Репнина и Лев Баратынский, адъютант князя Репнина, родной брат известного поэта Евгения Баратынского. - В.П.) были страстно влюблены друг в друга, однако разборчивая (в оригинале «чопорная». - В.П.) мать, урожденная Разумовская, не хотела слышать об этом браке, считая Баратынского недостаточно знатным».
Вынужденный разрыв стоил дорого обоим: Лев Абрамович ушел в отставку и навсегда остался холостяком; Варвара Николаевна осталась старой девой...
http://tyzhden.ua/History/191306