Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 4 ... 54
Печать
Белорусцы (1620‒1655 гг.) (Прочитано 327503 раз)
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #20 - 08.03.2017 :: 15:30:43
 
иван васильевич писал(а) 08.03.2017 :: 12:28:16:
И не которое обособление от черкас, понятно, те могли и не быть потомками жителей той Руси.

Истинное этническое происхождение черкас вряд ли могло быть известно россиянам, здесь большую роль играли вероисповедание и язык. Украинские казаки писали "белорусские" "листы"-письма, причём множество их было напечатано в сборниках документов дореволюционного и советского времени.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #21 - 08.03.2017 :: 23:29:19
 
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 15:30:43:
Истинное этническое происхождение черкас вряд ли могло быть известно россиянам,

Это как сказать.
«…еще во время самостоятельного существования Руси видим много разноименных народцев, полукочевых, полуоседлых, с воинственным характером, признающих власть князей русских, видим торков, берендеев, коуев, турпеев, которые носили общее название черных клобуков; летописец же говорит, что это название тождественно с названием черкас, которым малороссийские козаки постоянно называются в московских памятниках. Но если упомянутые народцы действительно составили зерно малороссийского козачества, то, с другой стороны, в Литовской Руси не было также недостатка в причинах, по которым к этому зерну присоединились многочисленные толпы козаков чисто русского происхождения….» (Соловьев_«История России с древнейших времен» Книга III. 1463—1584    стр 179.)
Не проверял, как там и где говорит летописец - Соловьеву в части источников доверяю.
Наверх
 
Ratio
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1583
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #22 - 08.03.2017 :: 23:37:43
 
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 11:00:43:
Да. Под христианской ("крестьянской") верой здесь подразумевается православие.

Сколько прихожан было православными на момент подчинения Великого Княжества Литовского РИ?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #23 - 09.03.2017 :: 00:05:43
 
иван васильевич писал(а) 08.03.2017 :: 23:29:19:
Это как сказать.

Православные черкасы указанного периода в русских источниках именуются белорусцами, хотя запорожские казаки (их часть) в этническом отношении были весьма разношёрстной массой.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #24 - 09.03.2017 :: 00:06:15
 
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 13:20:12:
Из текста "Указа, како изыскивати и о самех белорусцех" можно сделать вывод, что речь идёт о православных и униатах - переселенцах из Речи Посполитой, которых в России следует перекрещивать.

Возможно предвзят, но вывод делаю, что речь идет о " веры три, или четыре. и ов держит в них веру християнскую. ин же папежскую. и ин люторскую. ин же калвинскую. и ин новокрещенскую. ин же сасскую. и ин ариянскую" униаты здесь одни из трех или четырех вер, но количественно их большинство на 1620-й.

Кассий писал(а) 05.03.2017 :: 20:10:53:
В русских источниках 1620-1655 гг. нередко упоминаются "белорусцы"

Такой вопрос, а не изменялось ли значение (наполнение)  термина во времени, за эти 30 лет? Только после воссоздания Киевской митрополии Константинопольского патриархата стало возможно делить на "наших" православных  и их униатов и прочих. С другой стороны "бѣлорусцы и черкасы" упоминаются в 1633, в 1651-м уже "Хмельницкого и иных белорусцов".


Наверх
 
Ratio
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1583
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #25 - 09.03.2017 :: 00:08:26
 
Ждём ответа Знатоков...
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #26 - 09.03.2017 :: 11:04:30
 
иван васильевич писал(а) 08.03.2017 :: 12:28:16:
И не которое обособление от черкас, понятно, те могли и не быть потомками жителей той Руси.

Без сомнения. Т.е. черкас(запорожских казаков) представлять как потомков той "Киевской Руси" никак невозможно. Этнический славянский элемент у них и не был превалирующим. Намного больше тюркского скорее.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #27 - 09.03.2017 :: 16:25:21
 
иван васильевич писал(а) 09.03.2017 :: 00:06:15:
Возможно предвзят, но вывод делаю, что речь идет о " веры три, или четыре. и ов держит в них веру християнскую. ин же папежскую. и ин люторскую. ин же калвинскую. и ин новокрещенскую. ин же сасскую. и ин ариянскую" униаты здесь одни из трех или четырех вер, но количественно их большинство на 1620-й.

В Польше и Литве нач. XVII в., по словам очевидца - патриарха Филарета, жили представители различных христианских вероисповеданий. Процесс распространения унии в Речи Посполитой в 1596-1620 гг. шёл весьма активно, во многом по причине слабости, а затем - отсутствия православного епископата. Данных о численности и соотношении представителей различных конфессий того времени, насколько мне известно, нет.

иван васильевич писал(а) 09.03.2017 :: 00:06:15:
Такой вопрос, а не изменялось ли значение термина во времени, за эти 30 лет?

Разумеется. В 1655 г. "Белой Русью" стали называть покорённые Россией белорусские земли, а в 1667 г. Россия официально отказалась от них  в пользу Речи Посполитой. В результате присоединения к России казацкой территории в 1654 г. она получила название "Малой Руси". К тому же, не позднее 1650 г. появляется новая форма обсуждаемого слова - "белорусы".
Наверх
« Последняя редакция: 09.03.2017 :: 17:50:12 от Кассий »  
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #28 - 09.03.2017 :: 16:40:26
 
иван васильевич писал(а) 09.03.2017 :: 00:06:15:
С другой стороны "бѣлорусцы и черкасы" упоминаются в 1633, в 1651-м уже "Хмельницкого и иных белорусцов".

В тексте отписки путивльских воевод Андрея Литвинова-Мосальского и Игнатия Уварова за 1632 г. указано: "Да и кіевскій митрополитъ Исаія имъ, черкасомъ, о томъ говорилъ, чтобъ они отъ
крестьянскія вѣры
не отступали, а онъ, митрополитъ, за нихъ, за бѣлорусцевъ, учнетъ бить челомъ и писать ко государю... и къ отцу его государеву... чтобъ они, государи, ихъ, бѣлорусцовъ и черкасъ, пожаловали, велѣли принять подъ свою государскую руку, и по его де прошенью государь и св. государь патріархъ ихъ пожалуютъ, подъ свою государскую руку примутъ и
вѣры ихъ
не дадутъ нарушить; потому въ радѣ и приговорили, что бить челомъ государю". Таким образом, собравшиеся на раду в Корсуне казаки-черкасы являлись белорусцами по вере и языку.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #29 - 09.03.2017 :: 16:45:22
 
Mukaffa писал(а) 09.03.2017 :: 11:04:30:
Т.е. черкас(запорожских казаков) представлять как потомков той "Киевской Руси" никак невозможно.

В сер. XVII в. России называли "черкасами" не только запорожских, но также реестровых (левобережных и правобережных) и слободских казаков. Запорожцев именовали "запорожскими черкасами" и "запорожскими казаками". Термин "черкасы" в XVII в. имел несколько значений: украинские казаки, население казацких земель в Среднем Поднепровье, украинцы (наименее употребительное). Адыгов (предки черкесов и адыгейцев, кабардинцы) - горцев Северного Кавказа - россияне также называли "черкасами" в то время.
Наверх
« Последняя редакция: 09.03.2017 :: 17:00:30 от Кассий »  
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8853
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #30 - 09.03.2017 :: 17:29:34
 
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 15:30:43:
Истинное этническое происхождение черкас вряд ли могло быть известно россиянам, здесь большую роль играли вероисповедание и язык.

Я бы сказал что оно было неизвестно и самим украинцам - в казаки сбегали все, кому не лень - от польских крестьян и мелких шляхтичей, до украинских же крестьян и беглецов из самой же России.
На Дону была точно такая же история. Например, сохранились записки "полоняника" Фильки (Филиппа) Новокрещенова, вышедшего из турецкого плена - он судя по автобиографии - татарин-выкрест из-под Казани, сбежавший по какой то причине на Дон, и позже попавший к туркам в плен. Вырвавшись, попал в Венецию и потом пешком возвращался через Польшу и Украину в Путивль. При этом на Украине Филипп с легкостью выдавал себя "за черкашенина" (т.е. украинского казака), потому что шла война с Польшей (1655 год однако), и "если б де сказался русским человеком, то ему тут же быть убиту". Прошел всю Украину от Львова до Киева и далее вышел на Путивль. Т.е. татарин с Поволжья, он же донской казак - легко косил под казака с Запорожья - что подтверждает дикий этнический и языковый состав вольницы.
Кстати, при этом путешественник уже в 1655 году отмечал по пути, что "черкасы по сю сторону Днепра" (восточный берег) "добра желают великому государю", а "по ту сторону Днепра" - к Польше тянутся.

Ratio писал(а) 08.03.2017 :: 23:37:43:
Сколько прихожан было православными на момент подчинения Великого Княжества Литовского РИ?

Ситуация середины 17 века резко отличалась от конца 18 века. К 1654 году православных было еще большинство в Литве, особенно в восточных областях. Порука тому - что все шляхтичи, выходящие на царское имя в 1654-55 годах значатся как "православные" (а может вообще просто "перекрасились").
Русско-польская война, однако, по иронии судьбы, ускорила полонизацию шляхетства Литвы (в 1696 году были запрещены все языки кроме польского) и его переход в унию и католицизм. К концу 18 века белорусские крестьяне посещали уже в основном униатские храмы, т.к. в католицизм упорно не переходили, а альтернативы не было - православные иерархи были вытеснены или перешли в унию. А в 17 веке шла яростная борьба с унией на Украине и в Литве - даже восстания были против нее.
Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #31 - 09.03.2017 :: 17:45:11
 
Богатырев Артур писал(а) 09.03.2017 :: 17:29:34:
К концу 18 века белорусские крестьяне посещали уже в основном униатские храмы, т.к. в католицизм упорно не переходили, а альтернативы не было - православные иерархи были вытеснены или перешли в унию.


"Могилевская епархия была учреждена 1 ноября 1632 года, будучи выделена из Полоцкой епархии. Могилевский Преображенский или Спасский монастырь с 1632 г. грамотой Владислава IV был назначен для пребывания в нем православного епископа. Основание на этом месте Спасской соборной церкви относится к тем временам, когда Могилев еще находился под властью Полоцких архиереев.

После присяги Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу началась война за Малороссию между Московским государством и Речью Посполитой. В середине XVII в. иезуиты покушались отобрать Спасский монастырь и уничтожить православную епископию в Могилеве, а король Ян Собесский принуждал могилевчан к унии. В 1697 г. Могилевским епископом стал Серапион (или Серафим) Полховский. Он как и многие его преемники во всей мере испытал на себе тяжесть гонения на Православие. Могилев именовали не иначе как «гнездом схизмы».

Архипастырем Могилевской епархии с 1755 по 1795 был выдающийся православный святитель Георгий Конисский. По его собственным словам 17 лет своего епископства он боролся с волками, а затем 22 года мирно жил с овцами (в 1772 г. Могилев отошел к России)".

http://mogeparhia.by/eparxiya-2/istoriya/
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #32 - 09.03.2017 :: 18:20:11
 
"В ходе дальнейшей политической борьбы в 1772 г. произошел первый раздел Речи Посполитой между Пруссией и Россией. К последней отошли Витебск, Полоцк и Могилев. Слуцк был отделен границей от своего единственного православного архиерея – архиепископа Белорусского (Могилевского).

Чтобы православные жители Речи Посполитой не оказались без архипастырского окормления, архиепископ Могилевский святитель Георгий (Конисский) предложил образовать в ее пределах новую епархию и возвести слуцкого архимандрита Виктора (Садковского) во епископа. В 1785 г. он был посвящен в киевском Софийском соборе с титулом «епископ Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской митрополии». Местом его пребывания был определен г. Слуцк. Однако деятельность епископа Виктора по организации церковной жизни в Беларуси и Украине, когда часть насильно обращенных в унию приходов вернулась в Православие, сильно возмутила католиков в сенате. В 1789 г. сейм принял решение арестовать православного епископа по обвинению в подготовке бунта. Преосвященного Виктора доставили сначала в Несвиж, потом в Варшаву. Никаких доказательств его вины обнаружено не было, однако епископа продержали под стражей до 1792 г., когда Речь Посполитая встала перед лицом нового раздела. В результате второго раздела к России отошли центральная Беларусь и часть Волыни и Подолья. Минск и Слуцк оказались в составе Российской империи".

http://sluck-eparchiya.by/eparchiya/istorija-eparhii/istorija-sluckoj-eparhii
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #33 - 09.03.2017 :: 18:30:46
 
Богатырев Артур писал(а) 09.03.2017 :: 17:29:34:
Например, сохранились записки "полоняника" Фильки (Филиппа) Новокрещенова, вышедшего из турецкого плена - он судя по автобиографии - татарин-выкрест из-под Казани, сбежавший по какой то причине на Дон, и позже попавший к туркам в плен. Вырвавшись, попал в Венецию и потом пешком возвращался через Польшу и Украину в Путивль. При этом на Украине Филипп с легкостью выдавал себя "за черкашенина" (т.е. украинского казака), потому что шла война с Польшей (1655 год однако), и "если б де сказался русским человеком, то ему тут же быть убиту". Прошел всю Украину от Львова до Киева и далее вышел на Путивль. Т.е. татарин с Поволжья, он же донской казак - легко косил под казака с Запорожья - что подтверждает дикий этнический и языковый состав вольницы.

Тюрки встречаются среди днепровских казаков ещё в 1 пол. XVI в. (например, один из их предводителей - Солтанец в 1533 г.). Крымский татарин Хасан (или Усан), приняв православие, стал казаком под именем Тараса Федоро́вича (Трясило), затем запорожским гетманом и в этой должности возглавил одно из самых успешных восстаний против польского владычества в 1630 г.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #34 - 09.03.2017 :: 20:15:20
 
Кассий писал(а) 09.03.2017 :: 16:25:21:
К тому же, не позднее 1650 г. появляется новая форма обсуждаемого слова - "белорусы".

Обсуждаем лексему "белорусцы". Кто они?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #35 - 09.03.2017 :: 20:50:11
 
upasaka писал(а) 09.03.2017 :: 20:15:20:
Обсуждаем лексему "белорусцы". Кто они?

См. первое сообщение в данной ветке.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #36 - 09.03.2017 :: 20:55:52
 
Mukaffa писал(а) 09.03.2017 :: 11:04:30:
Т.е. черкас(запорожских казаков) представлять как потомков той "Киевской Руси" никак невозможно. Этнический славянский элемент у них и не был превалирующим. Намного больше тюркского скорее.

Данные письменных источников свидетельствуют, что, по крайней мере, во 2 пол. XVI в. среди днепровского казачества доминировал христианский элемент, а славянские прозвища и имена большинства упоминаемых местных казаков отмечены в исторических документах и ранее.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #37 - 09.03.2017 :: 22:17:12
 
Кассий писал(а) 09.03.2017 :: 20:55:52:
Данные письменных источников свидетельствуют, что, по крайней мере, во 2 пол. XVI в. среди днепровского казачества доминировал христианский элемент,

Правильно, а с чего вдруг те тюрки мусульманами должны быть. Черные клобуки всякие и прочие половцы.

Кассий писал(а) 09.03.2017 :: 20:55:52:
а славянские прозвища и имена большинства упоминаемых местных казаков отмечены в исторических документах и ранее.

Конечно отмечены.
Например:
Цитата:
Например, сохранились записки "полоняника" Фильки (Филиппа) Новокрещенова, вышедшего из турецкого плена - он судя по автобиографии - татарин-выкрест из-под Казани,...
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #38 - 09.03.2017 :: 22:30:21
 
Mukaffa писал(а) 09.03.2017 :: 22:17:12:
Правильно, а с чего вдруг те тюрки мусульманами должны быть. Черные клобуки всякие и прочие половцы.

Насколько мне известно, татары и турки XVI в. являлись мусульманами, а чёрные клобуки и половцы к тому времени уже давно были ассимилированы другими народами.

Mukaffa писал(а) 09.03.2017 :: 22:17:12:
Конечно отмечены.

Разумеется. Восточные славяне - этнокультурная основа формирования днепровского казачества (вера и язык).
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #39 - 09.03.2017 :: 22:52:15
 
Кассий писал(а) 09.03.2017 :: 22:30:21:
а чёрные клобуки и половцы к тому времени уже давно были ассимилированы другими народами.

Но "черкасами" то именно их прозвали:

Цитата:
в Московском летописном своде XV века под 1152 годом поясняется: «Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы».



Кассий писал(а) 09.03.2017 :: 22:30:21:
Разумеется. Восточные славяне - этнокультурная основа формирования днепровского казачества (вера и язык).

Это откуда такие данные насчёт восточных славян? Язык и вера ещё не означают, что носители оных признаков являются именно восточными славянами. Хотя конечно, некоторый этнический восточнославянский элемент никто и не отрицает, но вряд ли он был значительным, количественно.
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 4 ... 54
Печать