Roxsalan писал(а) 19.03.2017 :: 14:10:12:Да какая разница, спешенные конники авары или нет? Вы постоянно делаете акцент именно на этом. Я акцент делаю на другом, называйте как хотите, но факты говорят о том, что кочевники, а тем более осевшие на землю кочевники умели воевать пешком, и строится в определенных боевых порядках, что и демонстрируют источники.
У кочевников было спешивание по ситуации и они умели воевать спешенными при необходимости. Но вот о том чтобы кочевники наступали в полевом бою пешими и с помощью такого рода тактики добивались решающих успехов с помощью пехоты, как рода войск я ничего не слышал. Спешивание по ситуации, в рамках ограниченных задач по охране лагеря, засада там к примеру или осада ничего не говорят. Нет пехоты как рода войск, так как это можно было увидеть у ромеев, скандинавов, дейлемитов, ранних арабов (жители оазисов), пехота сасанидов была тоже в большей степени охраной обоза и не имела серьезного самостоятельного значения (отсюда наёмники дейлемиты в их армии). А мы с вами говорим о, локально, аланах-салтовцах ...
Roxsalan писал(а) 19.03.2017 :: 14:10:12: Важно что они умели, при необходимости, воевать пеше. Смотрим описание осады Солуни аварами и славянами в 618 году.
"Тогда жители города увидели невиданное множество варваров, полностью облечённых в железо, и поставленные повсюду камнемёты, поднимающиеся к небу, которые превосходили высотой зубцы внутренних стен. Одни готовили так называемых «черепах» из плетёнок и кож, другие — у ворот «баранов» из огромных стволов и хорошо вращающихся колёс, третьи — огромные деревянные башни, превосходящие высотой стену, наверху которых были вооружённые сильные юноши, четвёртые вбивали так называемые горпеки, пятые тащили лестницы на колесах, шестые выдумывали воспламеняющиеся средства." (ЧУДЕСА СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО)
Как видим, осаду осуществляет пехота, а не конница. Причем осаждавшие имеют навыки использования осадной техники. Тоже самое касается и славян. В тех же житиях говорится
"«Народ славян построился в боевой порядок, чтобы согласованно и разом напасть на стены».
Впрочем о наличии у славян пехоты писали другие авторы. Все остальное, в том числе и о том что славяне были вспомогательными частями у авар уже не принципиально. Принципиально то, что они умели воевать пехом.
Вопрос еще и в том, какого рода источники вы используете для выяснения истинной картины. Об особенностях создания ромейскими авторами своих сочинений достаточно известно и возможность буквального восприятия определенных текстов требует проверки, использование ряда архаичных штампов и анахронизмов в текстах даже предметно исторического содержания известно (тот же Лев Диакон, например) Масштабность событий может быть порой преувеличена и т.д.
Что касается славян, то относительно их манеры сражаться есть достаточно внятные тексты:
Текст "Стратегикона Маврикия", из главы "4. Как следует приспосабливаться к склавам и антам и им подобным" :
"Живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей; все ценное из своих вещей они зарывают в тайниках, не держа открыто ничего лишнего. Ведя разбойную жизнь, они предпочитают совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так что часто некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки, целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лежа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счет никакого подозрения. Но даже если тростинки окажутся заметными снаружи, неопытные посчитают их растущими из-под воды. Опытные же в этом деле, распознав тростинку по срезу и положению, либо пронзают им рты лежащих в воде с помощью этих тростинок, либо, выдернув тростинки, поднимают их из воды, поскольку они оказываются не в состоянии оставаться дольше в воде.
Каждый мужчина вооружен двумя небольшими дротиками, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом, которое оказывает действие, если пораженный им заранее не намазался соком тириака1 или другими средствами, известными врачебным наукам, либо если тотчас же не вырезал рану, чтобы отрава не распространилась на все тело.
Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном строю не стремятся, ни показываться в местах открытых и ровных не желают. Если же и приходится им отважиться при случае на сражение, они с криком все вместе понемногу продвигаются вперед. И если неприятели поддаются их крику, они стремительно нападают; если же нет, прекращают крик и, не стремясь испытать силу своих врагов в рукопашной схватке, убегают в леса, имея там большое преимущество, поскольку умеют сражаться подобающим образом в тесных местах. Ведь нередко, неся добычу, они, пренебрегая ею при малейшей тревоге, убегают в леса, а когда нападающие сгрудятся вокруг добычи, они, набросившись, без труда причиняют им вред. Они стремятся различными способами и преднамеренно проделывать это с целью заманивания своих врагов.
Они вообще вероломны и ненадежны в соглашениях, уступая скорее страху, нежели дарам. Так как у них господствуют различные мнения, они либо не приходят к согласию, либо даже если и соглашаются, то решенное тотчас же нарушают другие, поскольку все думают противоположное друг другу и ни один не желает уступить другому.
В сражениях для них губительны метания стрел, неожиданные нападения на них, атаки из различных мест, рукопашные бои пехоты, особенно псилов, позиции в местах обнаженных и открытых. ..."
Источник: Стратегикон Маврикия. СПб,"Алетейя" 2004 с.190-191
Текст Прокопия :
"Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими83, имея небольшие щиты и копья в руках84, панциря же никогда на себя не надевают; (26) некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща85, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамные части86, так и вступают в схватку с врагами." с.185
Комментарий к 84 -
"84 О том, что славяне вооружены копьями, сообщает и Иоанн Эфесский (см. наст. изд., с. 283) и Маврикий (см. наст. изд., с. 370). Что же касается щитов, то П. имеет в виду маленькие щиты άσπίδια, тогда как Маврикий говорит о σκουτάρια, прочных, неудобных для переноски щитах, которыми вооружены лишь некоторые. В данном месте П. не упоминает (в отличие от Маврикия) о стрелах у славян, но ниже рассказывает, как славяне взяли Топир, засыпав обороняющихся тучей стрел. Видимо, среди славян, которых П. видел в Италии, лучников не было. О славянском вооружении см.: Niederle. Manuel, II, 266—276.с.225"
Цитаты по: Гиндин Л.А. и др. Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.) М., 1994 с.185;с.225