Evgen11 писал(а) 21.01.2017 :: 00:26:48:Присутствие скандинавов там и так было.
Вы опять прикидываетесь? Между 860-870 норманнов в Ладоге вырезали славяне. Безусловно скандинавские заезжие купцы в Ладоге появлялись, но до 840 года Ладога это славянское городище. В иных местах Приладожья скандинавское присутствие не фиксируется.
Evgen11 писал(а) 21.01.2017 :: 00:26:48:А по цукерману, два этапа.
Цукерман напрочь игнорирует тот факт что с 870 года Ладога скандинавская. Впрочем, смотрим что он пишет
"езис о русском каганате на севере развивается в работах Д.А. Мачинского, по мнению которого его центр находился сначала в Ладоге, затем в (Рюриковом) Городище (Holmgardr скандинавской традиции - «остров руссов»), а главными поселениями были Холопий Городок и Городище на Сясе72. Этой же точки зрения придерживается и Дж. Шепард, по мнению которого резиденцией кагана было (Рюриково) Городище - крупнейшее русское поселение на верхнем Волхове в середине IX в."
Фантазии Мачинского о огромной Ладоге столице Русского каганата никто из историков и копающих там археологов, кроме разве что Кирпичникова, давно не принимает во внимание. Ибо это откровенное стремление выдать желаемое за действительное. Холопий городок и г Городище на Сяси никакого отношения к скандинавам не имеют. Это тоже в общем то не секрет. Что бы не быть голословным процитирую В.Седова, статью как раз посвященную поставленной вами в тему статьи Цукермана
"В VIII-IX вв. основываются первые укрепленные поселения — городища. Одним из таковых было Новгородское городище, возникшее у истоков Волхова, в местности (северное побережье Ильменя и земли вдоль впадающей в него р. Веряжи), в VIII-IX вв. относительно плотно заселенной словенами ильменскими...
Городище было основано, о чем надежно говорят остатки жилых строений и глиняная посуда, словенами ильменскими....
Даже малейших следов проживания скандинавов на Городище до конца 60-х годов IX в. нет, в археологических материалах не проявляется и какой-либо зависимости жителей его от норманнов. Вполне очевидно, что к предполагаемому норманнскому каганату на Северо-Западе, если руководствоваться археологическими данными, это поселение причислено быть никак не может.
Ситуация изменяется в последующее время. Начиная с конца 60-х годов IX в. в культурных напластованиях Новгородского городища выступает богатый комплекс скандинавской культуры [16. С. 147-169; 18], проявляющийся и в многочисленных украшениях (фибулы, шейные гривны, подвески, браслеты, детали конской сбруи и др)., и в предметах культа (молоточки Тора, кресаловидные подвески, амулеты и др.), и в вооружении (копья, стрелы, наконечники ножен мечей).
Пребывание на поселении выходцев из Скандинавии становится очевидным, но появляются они здесь тогда, когда каганат русов уже не упоминается в источниках; по мнению К. Цукермана, был разгромлен.
Никакой связи со скандинавским этническим компонентом не имеет и другое поселение на верхнем Волхове — Холопий Городок [19]...
Холопий Городок VIII-IX вв., судя по данным, которыми располагает наука, — памятник словен ильменских. К. Цукерман ошибается утверждая, что это поселение было сожжено и заброшено в связи с событиями 60—70-х годов IX в. Поселение функционировало по крайней мере до конца этого века. Со скандинавскими колонистами никак невозможно связывать и городище на р. Сясь. Это было типичное поселение словен ильменских 1Х — первых десятилетий X в. с характерной керамикой ладожского типа и с вещевым материалом, обнаруживающим аналогии в синхронных местных древностях Северо-Запада [20—23]...
Если Сясьское поселение и функционировало в 30-х годах IX в., когда каганат русов зафиксирован источниками, то оно было небольшим и не имело какого-либо отношения к скандинавам.... То же можно сказать о поселении Новые Дубовики [24; 25]. Оно функционировало в течение IX-X вв. Проживание на нем скандинавов или какой-либо зависимости жителей поселения от них в археологических материалах не обнаруживается.... Невозможно понять, какие данные послужили К. Цукерману основанием для причисления к поселениям каганата скандинавов Псковского, Камно и Изборского городищ.... Среди поселений Северо-Запада несколько особняком стоит Ладога. Данное поселение возникло около 750 г. и с самого начала было неоднородно в этническом отношении. Это были в основном славяне и варяжские ремесленники и купцы. Срубные квадратные избы с печью в углу, являющиеся этнографическим признаком северного славянства, появились на поселении в начальный период его существования [34]. К раннему времени принадлежат и каркасно-столбовые дома с очагами в центре (так называемые «большие дома»), близкие северноевропейским халле, и скандинавские вещевые находки (скорлупообразные фибулы, фризские гребни, навершие с изображением Одина, дротовые гривны и др.), свидетельствующие о проживании в Ладоге норманнов. Согласно изысканиям СЛ. Кузьмина, в 750-760-х годах Ладога являлась небольшим поселком, среди жителей которого были купцы и ремесленники, прибывшие из Скандинавии [35. С. 354—355].
На рубеже 60-х и 70-х годов VIII в. на его месте строится новое — преимущественно со срубными домами и печами-каменками в углах, которые были характерны для кривичско-славянского населения второй половины I тыс. н.э. и последующих столетий. Распространяется серия украшений, свойственных культуре длинных курганов. Вышележащие горизонты культурных напластований Ладоги свидетельствуют о совместном проживании в ней славян и варягов, о доминировании славянского населения вплоть до середины IX в. Последнее отражено и в домостроительстве, и вещевых находках, и в керамических материалах. В культурном слое Ладоги встречаются скандинавские находки, но более ощутимыми являются украшения и изделия славянского или «славяно-балтского» облика, преобладают постройки отчетливо севернорусского типа; скандинавских погребений в ладожских могильниках не обнаружено [35. С. 343-358; 36-38].
Ладога раннего времени, как она характеризуется по данным археологии, никак не может претендовать на центр Русского каганата, зафиксированного источниками в 30-х годах IX в. Это — сравнительно небольшое поселение, бывшее восточным конечным пунктом плавания норманнов по Балтике. Полное отсутствие до середины IX в. характерных скандинавских находок на других поселениях Северо-Запада свидетельствует о том, что торговая активность варягов ограничивалась Ладогой, они еще не решались широко проникать вглубь словенско-кривичских территорий. Очевидно, торговая деятельность, а на ее развитие указывают находки восточных монет, находилась в этих землях в руках представителей местного населения.
Кроме Ладоги, единичные находки (кресало и топор) скандинавских типов, определяемые концом VIII — первой половиной IX в., найдены еще на Сарском городище, в области проживания мери, но говорить о проникновении сюда скандинавов на основе их явно преждевременно. Жизнь в Ладоге активизируется в середине 40-х годов IX в., при этом имело место переселение сюда новых групп скандинавов... О том, что торговая деятельность норманнов в Восточной Европе до середины IX в. ограничивалась Ладогой, красноречиво свидетельствуют также нумизматические материалы.
Как показал анализ граффити на ранних монетах (до 60-х годов IX в.), найденных на Восточно-Европейской равнине, скандинавские рунические надписи имеются на двух монетах Петергофского клада, обнаруженного на южном побережье Финского залива, т.е. на пути из Скандинавии в Ладогу. Знак в виде ладьи, который может иметь скандинавское начало, имеется на одном из дирхемов Тимеревского клада 869 г. в Ярославском Поволжье.
На остальных монетах с граффити из восточноевропейских кладов, зарытых в IX в., выявлены надписи, отдельные буквы и символические знаки, находящие параллели в материалах Византии, стран Востока, среди рунической письменности тюркского мира. Даже в Петергофском кладе имеется монета с греческой надписью «Захариас» [40; 41].
Становится очевидным, что на Восточно-Европейской равнине до последних десятилетий IX в. хозяйничали арабские, византийские, славянские, русские (не скандинавские) и еврейские купцы.Таким образом, археология не дает никаких оснований для гипотезы о существовании в 30-50-х годах IX в. скандинавского каганата в Ладожско-Ильменском регионе. Очевидно, что каганат русов нужно искать где-то в другой местности, и он должен быть локализован там, где в это время проживали русы". ( В.В. Седов О русах и Русском каганате IX в.)
Про то что северная локализация Русского каганата популярна у востоковедов со ссылкой на статью Новосельцева от 1965 года Цукерман явно переборщил. Востоковеды давно так не считают. Женя, в итоге ничего указывающего на существование Русского каганат в Ладоге нет, вообще нет.