Талян писал(а) 06.10.2016 :: 20:38:32:Откуда тюрки в Крыму и на Тамани в то время?
Жили они там.
"Тем более интересен вопрос о происхождении в Крыму топонимов с корнем «рос-». Географические названия на западном побережье Крыма, содержащие этот корень, встречаются на каталонских и итальянских портоланах, начиная с XIII в., и сохраняются на различных географических картах вплоть до XVI в.4 В немногочисленной литературе об этом упоминается, что в южной части Тарханкутского полуострова находился Rossofar (варианты: Rosofar, Roxofar), а местность еще южнее носила название Rossoca. С этими же названиями следует, очевидно, связать топоним тех же портоланов, относящийся к ближайшей к Западному Крыму
области, — Rossa, ныне это Тендрская коса, Ахиллов дром античных авторов. На востоке Крыма или в Приазовье хрисовул Мануила I Комнина от 1169 г. и печать Феофано Музалониссы указывают топоним Росия . С ним, вероятно, следует сопоставить топонимы с корнем «рос-» в Приазовье — Rosso или fiume Rosso вблизи устья Дона и casale dei Rossi к югу от Азова. Вблизи устья Дона Идриси помещает поселение Русия.... Итак, в соответствии с греческими и арабскими письменными источниками и данными топонимики можно утверждать, что не позднее, во всяком случае, первой половины X в. в Западной и Восточной Таврике, а также в Северном и Восточном Приазовье обитал многочисленный и хорошо известный своим соседям народ, который византийские авторы называли росами, тавроскифами, скифами или таврами, арабские писатели — русами. Этому утверждению, опирающемуся на показания письменных источников,противоречит археологический материал. Вещественные памятники, прежде всего керамика, раннеславянского или русского происхождения на нижнем Дону или Тамани ранее XI в. отсутствуют, позднее они также не становятся там господствующими. На северном побережье Азовского моря и по берегам впадающих в него рек славянских памятников не обнаружено вовсе, нет их и в
Крыму, исключая единичные находки, датирующиеся не ранее XII—XIII в., попадаются вещи, относящиеся к русской колонии в Херсонесе не ранее XIII в. Таким образом, сопоставление письменных и археологических
данных приводит к внутренне противоречивому, во всяком случае, на существующей стадии изучения, выводу: в первом тысячелетии н. э. росы жили в Крыму, но славянской руси в Крыму в то время не было... Керамику из всех известных степных и приморских поселений Крыма второй половины первого тысячелетия н. э. можно разделить на две группы. Изделия первой группы лишены этнических признаков. Это, во-первых, посуда, в формах и технологии которой продолжаются античные традиции причерноморских городов. Сюда входят пифосы, амфоры, некоторые типы кувшинов, блюд. Во-вторых, сосуды, локализуемые в очень широких пределах, типа высокогорлых кувшинов с плоскими ручками. Изделия второй группы имеют особенности, указывающие на ее этническую принадлежность или хотя бы ареал, связанный с каким-либо этническим кругом В литературе уже установлены близкие связи между этой керамикой из юго-западного, центрального и восточного Крыма и синхронной керамикой из Приазовья, Подонья, в меньшей мере —
Северного Кавказа. Что касается поселений западного Крыма, то описанная керамика — фрагменты горшков с врезным волнистолинейным орнаментом и каннелированных кувшинов 22 —того же типа, что и из остальных поселений Крыма того времени. Массовый керамический материал, как и форма и особенности хозяйственных и жилых сооружений, тип поселений
указывают на несомненную этническую общность населения Западного и Восточного Крыма второй половины первого тысячелетия н. э. с алано-болгарским миром Подонья и Приазовья. Иные этнические группы прослеживаются в раннесредневековой Таврике лишь в виде инфильтратов, да и то крайне слабо.... Резюмируя сказанное, приходим к выводу, что топонимы с корнем «рос-», как в восточной, так и в западной части Крыма, обнаруживаются на территории, где со второй половины первого тысячелетия н. э. массовый археологический материал удостоверяет
существование населения, близкого населению Подонья и Приазовья. Никакого другого этнически определенного материала раннесредневековые поселения степной и предгорной Таврики не содержат. Этим самым вопрос об этнической принадлежности топонимов с корнем «рос-» решается вполне однозначно. Такое решение
обусловлено еще одним аргументом. В одном из поселений VIII-X вв. в Западном Крыму на Тарханкутском полуострове у с. Окуневка раскопано массивное каменное сооружение, которое, по вполне обоснованному мнению исследователя, являлось маяком. Место, где находилось поселение у с. Окуневка, на портоланах
называется Rossofar, т. е. росский маяк. Этот факт с несомненностью указывает на развитое мореходство обитателей — росов, что совпадает с известиями византийских авторов о росах, обитавших у Северного Тавра и совершавших нападения морем на Константинополь на многочисленных кораблях еще в IX в. Поскольку росы приходили оттуда, где раньше жили тавры и тавроскифы, на крымских росов и были перенесены эти наименования.
Таким образом, крымские топонимы с корнем «рос-» и археологический материал из раннесредневековых поселений Таврики подтверждают концепцию Д. Т. Березовца о полной или частичной идентификации носителей салтовской культуры с русами у арабских географов... Вопрос о тОхМ, почему славяне Приднепровья, начиная с X в.,
также стали называться росами, или русью, выходит за пределы задач этой статьи. Как бы этот вопрос ни решался, а предлагаемые решения многочисленны и зачастую противоположны,—ясно одно: Днепровскую Русь византийские писатели называли
тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII—IX вв.t т. е. росов". (Д. Л. Талис
ТОПОНИМЫ КРЫМА С КОРНЕМ «РОС-»)