Mukaffa писал(а) 13.09.2015 :: 23:34:55:Возможно. Но нам надобно с местоположением руси тогда определиться для начала.
По идее да, но на что тут опираться?
Mukaffa писал(а) 13.09.2015 :: 23:34:55:То что дружина понятно. Но это вполне соответствует и некому викингскому объединению, так скажем.
Может соответствовать и викингскому и местному славянскому.
Mukaffa писал(а) 13.09.2015 :: 23:34:55:Полагаю, что нам правильнее будет пока поначалу разбирать только типа "призываемую русь", а другую какую, в других местах как-бы ранее зафиксированную, пока вообще не трогать, это чтоб не запутаться.
Разбирать только типа "призываемую русь" - значит (см. первый пост темы) отбросить "русскую" версию появления группы собирательных этнонимов и принять "ильменскую" как безальтернативную. То есть вместо используемого мною сейчас выражения "народ - создатель собирательных этнонимов" говорить просто "ильменцы". Но я-то считаю наиболее вероятной как раз "русскую" версию.
Уж лучше рассмотреть по отдельности каждый случай, когда какой-то народ, наверняка знакомый народу - создателю собирательных этнонимов, в ПВЛ имеет этноним классического вида. И посмотреть, можно ли убедительно объяснить эти исключения из правила с позиций "ильменской" версии или "русской".
Mukaffa писал(а) 13.09.2015 :: 23:34:55:Так вопрос о "призвании" тогда снимается, но правильным ли такой подход будет?
Призвание - вручение права на верховную власть. Суть в этом, потому что это было несравненно актуальнее остального, прочее второстепенно. То, что когда-то русь такое право получила - очевидно из лояльности северных народов (словене, кривичи, чудь, весь) русской власти (сравните с югом, где руси то и дело приходится кого-то "примучивать"). Так что вопрос о призвании не снимается, а вот насколько верно он отображён в летописи?
Mukaffa писал(а) 13.09.2015 :: 23:34:55:Ну как? у новгородцев то должно же было что-то да остаться. Но чтоб вообще ничего, мне кажется нереально.
Как эти сведения могли дойти до нас? Разве что в том же рассказе о призвании в искажённом виде.
Mukaffa писал(а) 13.09.2015 :: 23:34:55:Ну так если русь там на месте была, то и порядок какой-то должен был иметь место. Какой смысл тогда во всей этой истории с призванием и т.д.? Несуразица получается какая-то.
Дата рассказа о призвании совершенно произвольна, летописец рассчитал её, исходя из очень скудных и ненадёжных сведений, причём, скорее всего, притянул поближе к Игорю, чтобы Рюрик мог оказаться его отцом. На деле вручение руси власти могло произойти
намного раньше, даже в 8 веке. Оно могло
предшествовать созданию собирательных этнонимов, о которых мы тут говорим. То есть русь могла сначала получить власть, а уже потом развернуть ту широкую деятельность (обложение данью, торговля, улаживание конфликтов - тут трудно судить, что именно) от Балтики до Урала, в ходе которой и была собрана информация о тамошних народах, и, соответственно, в языке руси сложилась эта группа собирательных этнонимов. Конечно, это предположения, но так могло быть. Потому что и время получения русью власти на севере, и время создания данной группы этнонимов определяются столь приблизительно, что нельзя даже с уверенностью сказать, что было раньше.