Roxsalan
|
Попробую вернуть тему в русло
upasaka писал(а) Сегодня :: 14:05:40: Пришедшая с востока лексема, конечно, у разных этносов звучит и обозначает разное. По всем обозначениям здесь расписывать, думаю, не стоит. Возьмем самое "ходовое" - касог. Бартольд, о слове казак, писал, что "едва ли приемлемой для историков гипотезой" попытку Н.Я. Марра возвести это слово к старому адыго-абазинскому самоназванию народа касог. Так же и Фасмер - "не связан казак с народным название касог. Самойлович деликатно выразился - в отличии от научного бытует volksetymologie, "народное осмысление".
Да с чего вы решили что лексема пришла с востока? Относительно касогов. Тут можно спорить сколько угодно, соглашаться или не соглашаться с Фасмером, который отрицает связь слова касог со словом казак. Но проблема то шире, в разный период и у разных народов касоги назывались по разному. Для Х-Х111 века характерна форма касаг, каскон/кашкон. Для XIII-XV вв. - касак, джаркис, чаргаз, черкес. При этом разные народы называли касогов по разному. Армяне - гашга/кашка, грузины - кашаг, арабы и персы - казек, касак, кашак. Считается что в летописи слово касог попало от алан. И кстати, те же летописи говорят о том, что Святослав переселил в Киев побежденных им касогов. У Константина Багрянородного государство адыгов именуется Касахией. Но опять же это не главное, главное то, что имеется цепочка касаки-черкесы и казаки-черкасы, плюс археологическое подтверждение присутствия черкесов в поднепровье. Все это достаточно хорошо указывает на истоки казачества. При этом я таки не отрицаю наложения некоего тюркского казак на известного в разных огласовках имени черкесов -касак-касог-кашак-казек.
|