voevodacastle
Профессор
Вне Форума
Сообщений: 2268
wish you were here
Пол:
Alma Mater
|
Заглянул в книгу Иванов С. "Византийское миссионерство. Можно ил из варвара сделать христианина?" Про Армению и Грузию глав нет - Византия к их крещению по большому счету непричастна. Немного сказано о миссионерстве на Северном Кавказе. Более подробно рассказано о крещении Болгарии. Христианизации этой страны, созданной на захваченных греческих землях и угрожавшей самому существованию империи, придавалось важное значение. Если к миссии в Моравию у правительства не было никакого интереса, и был допущен разгром миссии, то дальше моравские пленники были оперативно выкуплены и отправлены в Болгарию. Упоминается, что есть версия, что Моравия в житиях Константина и Мефодия - это не Великая Моравия, а Сербия, что представляеится маловероятным. Ну и один забавный эпизод из монографии приведу целиком: "Первоначальная попытка насадить греческое христианст¬во в Болгарии оказалась весьма неудачной. Греки были явно не готовы к кропотливой миссионерской работе. О том, до какой степени две стороны разговаривали на разных языках, можно судить по обширному письму пат¬риарха Фотия к новокрещенному князю Борису. Оно явля¬лось ответом на не дошедший до нас запрос князя, Фотий в своем послании почти не затрагивает тех практических тем, которые волновали болгар. Патриарх хвалит Бориса за его христианизаторские усилия и сравнивает варварского прави¬теля с Константином Великим, но единственный реальный наказ, который он удосуживается дать, это проклятие много¬женству. Все остальное письмо есть риторический экзерсис о характере царской власти и о том, что ни единый кирпичик не должен быть вынут из здания христианства без угрозы полного его обрушения. Высокомерный, никак не миссио¬нерский тон послания Фотия отражал общий настрой грече¬ского клира в Болгарии. Поведение ромеев было настолько вызывающим, что уже в 866 г. князь решил отказаться от их услуг и обратился к Римской церкви. Колеблясь между Константинополем и Римом, используя один центр христианства в своих сложных отношениях с другим, Борис послал обширный запрос в Рим, папе. Само послание не сохранилось, но зато до нас дошли ответы папы. Этот документ являет собою поразительный контраст с письмом Фотия: текст, вышедший из-под пера понтифика, чрезвычайно уважителен и конкретен. Как можно заклю¬чить из ответов Николая, Борис осторожно осведомлялся у него насчет обоснованности всего того, что навязывают бол¬гарам греки. Из папского письма можно, разумеется, рекон¬струировать не все требования византийцев, но лишь те, ко¬торые вызвали наибольшее возмущение у новокрещенных варваров. Характер греческих наставлений удивляет: во-пер¬вых, византийцы вмешивались в мелкие бытовые обычаи бол¬гарского свадебного ритуала; затем, «вы далее говорите, что греки утверждают, будто никоим образом не следует ходить в баню по средам и пятницам»; «вы говорите, что греки заяв¬ляют, будто те, кто в церкви стоит не со скрещенными на гру¬ди руками (constrictis ad pectum manibus), совершают вели¬чайший грех»; «вы утверждаете, что греки запрещают вам принимать причастие не подпоясавшись»; «вы говорите, что греки запрещают евнухам резать ваших животных, так что, с их точки зрения, тот, кто поел мяса животных, забитых ими, совершил тяжкий грех»; «вы утверждаете, что греки запрещают вам входить в церковь в той тряпичной повязке (ligatura lintei), которую вы носите на голове» и т. д. Все это папа объявляет несущественным. По некоторым вопросам Николай отвечает в том смысле, что греки в принципе правы, однако нет смысла вдаваться в такие детали на столь раннем этапе катехизации.. Особенно интересно и показательно следующее его заявление: «Вы, бу¬дучи слабы, еще не можете взойти на вершину, дабы оттуда воспринимать возвышенные Божьи повеления; вы находитесь на равнине... так что пока вы в состоянии получать лишь простые и маленькие заветы. И пока это так, мы не можем убеждать вас в том, чтобы вы в любое время воздерживались от шуток (jocis abstinearis)». Здесь хорошо видна разница в подходах Запада и Востока к миссионерству: Николай дает понять, что ему внятны соображения, которыми руковод¬ствуются греки, но он не согласен с их ригористичным мето¬дом, который отпугивает неофитов от христианства. При этом не следует думать, будто понтифик во всем потакает болгар¬скому недовольству: так, папа подтвердил, что греки правы, запрещая болгарам использовать лошадиный хвост в качестве знамени, исполнять ритуальные танцы перед битвой, иметь несколько жен, использовать волшебные камни, приносить клятву на мече, носить на шее амулеты, молиться за умерших в язычестве родителей. Как мы видим, папа не руковод¬ствовался задачей дискредитировать греков в чем только можно — он лишь полагал, что следует отделять важное от второстепенного и не требовать от варваров слишком много. Именно такая гибкость и была чужда византийцам."
|