ИВК
|
Сама логика развития сюжета в сагах разительно отличается от того, что видим в сказках, в эпосе или даже в "нормальной" средневековой литературе. Отличается тем, что роль чудес, случая и т.п. сведена к минимуму. В основном там всё зависит от действий самих людей. Это даже в королевских сагах. А в родовых сагах (сагах об исландцах, иначе говоря), к тому же, почти отсутствует также и роль власти, государства. И получается, что жизнь обычных людей определяется не чем-то внешним (будь то Бог или власть или что-либо ещё), а их же собственными действиями. Такие действия всех исландцев в совокупности и определяют обстановку в стране. И, кстати, родословные, которыми пестрят родовые саги, имеют прямое отношение к этому. Потому что права и обязанности каждого прямо зависят от его происхождения; перечень предков накладывает моральные обязательства; тем более, если дополнен перечислением значимым родственников. И так у каждого исландца; он не одиночка, он связан родством с другими людьми, умершими и живыми, и эта связь для него крайне важна. Та же кровная месть - прежде всего обязанность перед обществом. Отомстил чрезмерно (то есть способствовал дальнейшему разжиганию распри) - окружающие (даже совсем посторонние, ни к одной из сторон конфликта отношения не имеющие) тебя осудят; а если вовсе не отмстил - тем более осудят. Хотя, казалось, какое им дело? А такое, что, если всякий будет оставлять убийство своего родственника безнаказанным, то убийцы обнаглеют и расплодятся в таком количестве, что нормальная жизнь станет невозможной. Ведь власти-то нет, и наказать убийцу обязаны родственники убитого, ну кто ещё, кроме них, обеспечит ту самую неотвратимость наказания, которая только и способна сдерживать потенциальных преступников? Вот такая логика пронизывает родовые саги насквозь. Там всё очень ясно: порядок в Исландии зависит от самих исландцев - всех вместе и каждого в отдельности.
|