ИВК писал(а) 27.09.2013 :: 22:49:26:А вы полагаете, что советский народ был этносом?
Вы ищите общие черты, присущие этносу, отличающие его от других. С этой точки зрения, советский народ был очень даже этносом.
Итак, давайте определяться с дефинициями. Я, следом за Alba, присоединяюсь к определению Вики:
Цитата:Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности[1][2].
В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ».
В науке существует несколько направлений относительно этноса. (Материалы беру из Вики, кавычить не буду, чтобы легче читать).
Примордиали́зм или
эссенциали́зм — в этнологии (этнографии), одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками.
Этой точки зрения, похоже, придерживается инициатор этой темы.
Дуалистическая теория этноса — концепция этноса, разработанная сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Она была призвана разрешить одну из важнейших проблем этнографии-этнологии о соотношении неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться, выражающейся в различных сферах.
Дуалистическая теория, следуя примордиалистской парадигме, выделяет стабильное ядро этноса, сохраняющееся на всем протяжении истории, ему было дано наименование
этникос. К этникосу Ю.Бромлей относил совокупность культурных элементов, а именно язык, материальную культуру, нормы поведения, психический склад, самосознание и самоназвание (этноним). Важнейшей характеристистикой этникоса считается этническое самосознание.
Этнос в более широком смысле понимался уже как «
этносоциальный организм (ЭСО)» как этнос, существующий в пределах государства. То есть, «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность»[2].
В то же время,
этническая общность — шире этникоса, так как включает основные социальные группы, присущие обществу соответствующего периода.
Теория Пьера ван ден БергаПьер ван ден Берг (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.
Этнос, согласно П. ван ден Бергу, — это
«расширенная родственная группа».
Существование этнических общностей Ванденберг объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму).
На мой взгляд, такая формулировка затрудняет практическое определение. Во всяком случае, я со своими корнями (донские казаки, эстонцы, буряты) пролетаю мимо всяких этносов.