«Структура истории»
«Я написал о структуре человеческой истории с позиций спекулятивной философии истории (в духе Гегеля)», - говорит о своей работе автор.
Цитата:Спекуляция в философии — отвлечённое рассуждение, тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту («спекулятивное суждение»).
Спекулировать (о чём-либо, по какому-либо поводу, на какую-либо тему) — отвлечённо рассуждать. Отсюда спекулятивный в значении «умозрительный».
Уже сам этот подход не способствует желанию знакомиться с работой подробнее: почему кому-то должны быть интересны чьи-то отвлеченные рассуждения? Тем более, доказательства тут не предлагаются, их заменяют утверждения, типа «принято считать», методика - «взял почти с потолка», и предположения, выданные за факт. Многочисленные цитаты известных ученых не спасают, а, на мой взгляд, лишь усугубляют положение.
Употребленные в работе понятия, как правило, не расшифровываются, и при чтении зачастую приходишь к выводу, что автор понимает их иначе, чем ты сам. Поэтому закономерно следовали вопросы автору: «что вы понимаете под рабским способом производства», «в чем выражается исчерпание ресурсов», «и вообще что тогда история?».
И напрасно полагает автор, что «читателю уже стал понятен наш метод отыскания «осевых» дат». Ведь автор «ищет моменты перелома в сфере духа, «моменты божественного откровения" по Ясперсу, не поясняя, как же отличить одну сферу от другой.
Весьма примечательно, что автор, потратив столько времени и сил на представление читателю структуры истории, сходимости формаций и, как следствие, конца истории, в последних строках работы заявляет:
Цитата: Что касается «конца истории» - есть основания полагать, что человечество его не заметит. Уже было сказано, что конец истории – горизонт событий. Добавим - и горизонт нашего мышления.
То есть, выводы автора – недоказуемы, потому что их претворение в истории нельзя заметить?
Достойное резюме.