А мы тут про руническую письменость и ареал обитания тюрок продолжим, дабы показать несостоятельность фантазии, успешно не доказанной
profi в другой ветке:
1. китайцы называли тюркоязычные народы (родственные, но не объединенные политически)
телэ. Этноним
тюрк появляется только в VI в. и означал членов "десятистрельного союза" (
он ок будун), создавших Тюркский каганат.
2. по китайским источникам,
телэ расселились от Восточого Туркестана до Фолинь (Византии).
3. уйгуры никуда западнее Восточного Туркестана не уходили - разве что отдельные рабы, попавшие в плен к карлукам, ягма, кимакам и другим тюркским племенам Запада, могли через цепочку перепродаж достичь Византии или других потребителей рабского труда.
4. руническое письмо у тюрок фиксируется не ранее середины VII в. и генетически связывается с адаптацией согдийского письма к фонетическому строю тюркских языков и приспосабливается к нанесению на твердые поверхности - для монументальных надписей (стел, барельефов и т.д.), причем орхонский и енисейский варианты алфавитов разнятся между собой на 1 букву, и есть разнописи 4 или 5 знаков в обоих алфавитах.
5. все рунические памятники Венгрии, известные на 1992 г. - клад из Надьсентмиклош (около Сегеда), надписи на костяных и металлических изделиях - связываются с Хазарским каганатом и его влиянием. О наличии кабаров (отколовшихся от хазаров) в составе мадьярского племенного союза сказано стопицот раз. Однако про Надьсентмиклошский клад есть и другое мнение:
Цитата:Надьсентмиклошский клад, 23 золотых сосуда (общим весом 9,945 кг), найденных в 1799 у деревни Надьсентмиклош (Nagyszcntmiklós) близ г. Сегед в Венгрии. Сосуды украшены изображениями людей, зверей, птиц, крылатых чудовищ, растительным и геометрическим орнаментом. На одном из кувшинов в круглых медальонах помещены изображения конного воина в кольчуге, ведущего пленного врага; охотника, стреляющего из лука; оленя, терзаемого грифоном; танцующей с цветами в руках обнажённой женщины. Некоторые сосуды имеют надписи на греческом и тюркском языках. Вещи Н. к. датируются последней третью 9 в.; они, по-видимому, принадлежали одному из древнеболгарских вождей. Клад хранится в Венском художественно-историческом музее.
Лит.: Мавродинов Н., Старобългарското изкуство, София, 1959.
Надо еще отметить, что
секеи расселялись по Мурешу, на котором стоит Сегед. Так что не исключено, что надьсентмиклошский клад к собственно мадьярам отношения не имеет.
Рунические надписи на венгерском языке относятся уже к Х веку и сложны для интерпретации ввиду их краткости. Однако первое же упоминание их в хрониках связывает их использование с племенем
секеев.
В общем, увы и ах, опять мы
уйгуров не нашли!